Международные стандарты финансовой отчетности
Международные стандарты финансовой отчетности – набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.
Анализ экономических кризисов в индустриально развитых странах показал, что несопоставимость финансовой отчетности разных стран и компаний приводит к ошибочным выводам о результатах деятельности и финансовом положении компаний, которые представляют свою отчетность пользователям, что приводит к принятию пользователями неправильных решений.
МСФО возникли как результат поиска общего экономического языка путем создания единых стандартов бухгалтерского учета и стандартных форм финансовой отчетности, которые должны быть сопоставимыми и одинаковыми для всех компаний, работающих в разных странах мира для того, чтобы сделать отчетность понятной для всех инвесторов. Так как сводить воедино отчетности расположенных в разных странах дочерних предприятий, составленные по национальным стандартам каждой из этих стран, оказалось очень сложной задачей, то применение МСФО стало очень актуальным для компаний, работающих в разных странах мира, для того чтобы сделать отчетность понятной для инвесторов.
МСФО – это система принятых в общественных интересах положений о порядке составления и представления финансовой отчетности. Они определяют общий подход к составлению финансовой отчетности и предлагают варианты оценки и учета активов, обязательств и операции по их изменению.
МСФО, в отличие от некоторых национальных правил составления отчетности, представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко прописанных правилах.
Цель стандартов состоит в том, чтобы в любой практической ситуации составители отчетности могли следовать духу указанных принципов, а не пытались найти лазейки в четко прописанных правилах, которые позволили бы обойти какие-либо базовые положения.
Среди основных принципов МСФО можно назвать следующие:
– принцип начисления;
– принцип непрерывности деятельности;
– принцип осторожности (осмотрительности);
– принцип уместности и др.
Основное назначение МСФО – гармонизация учета и отчетности в разных странах.
Каждый стандарт имеет следующую структуру.
1. Введение.
2. Цель.
3. Сфера применения.
4. Определение.
5. Основная часть.
6. Раскрытие информации.
7. Дата вступления в силу.
Международные стандарты отличаются гибкостью и предлагают альтернативные решения одних и тех же вопросов. Они не являются обязательными для применения и носят рекомендательный характер. Некоторые страны применяют МСФО практически без изменения, другие страны (в том числе Россия) – в качестве основы для разработки национальных стандартов, внося в них изменения, обусловленные национальными условиями.
В настоящее время система МСФО включает следующие компоненты:
– принципы подготовки и составления финансовой отчетности по МСФО;
– МСФО (IAS) № 1-411;
– МСФО (IFRS) № 1-132;
– ПКИ (Интерпретации Постоянного комитета по интерпретациям) № 1–33.
Законодательство ЕС включает регламент по МСФО № 1606/02, в соответствии с которым МСФО приобрели статус закона прямого действия.
МСФО можно структурировать по следующим признакам:
– концептуальный уровень;
– структурный уровень;
– технологический уровень;
– стандарты, связанные с отражением финансовых результатов и прибыли организации;
– стандарты, связанные с объединением бизнеса;
– прочие стандарты.
К концептуальному уровню относятся не сами стандарты, а концептуальные основы, включающие: принципы МСФО; элементы МСФО; оценку элементов; концепции капитала. Принципы не являются стандартом и не подменяют их конкретные положения. Цель принципов – обеспечить последовательное и логическое выдержанное построение МСФО. Они создают основу для профессиональных суждений.
Структурный уровень МСФО объединяет стандарты, связанные с правилами составления финансовой отчетности и раскрытия информации. Такая информация раскрывается в пояснениях к отчету о финансовом положении компании и должна максимально объективно раскрывать характер изменений, происходящих в текущих операциях организации. Необходимость раскрытия информации продиктована тем, что в самой финансовой отчетности отражаются только те статьи, которые могут быть признаны организацией существенными. Это делается с целью лучшего восприятия пользователями отчетности информации, содержащейся в финансовой отчетности. Поэтому в финансовой отчетности любая информация будет представлена в обобщенном виде. Соответственно, характер изменений этих операций должен раскрываться в пояснениях к финансовому отчету.
Технологический уровень объединяет стандарты, связанные с подготовкой отчетности в отношении активов, имущества, аренды компаний, а также правилами их оценки и отражения в отчетах убытков от обесценения. Наибольший интерес для пользователей отчетности представляет стандарт 36 "Обесценение активов", который способствует наиболее достоверной оценке в учете и отчетности активов компании. Нормы данного стандарта выдвигают необходимость постоянного мониторинга действительной стоимости имущества и прочих активов компании, что делает эту стоимость наиболее достоверной и объективной.
К уровню стандартов, связанных с правилами признания выручки, определения налогооблагаемой базы по налогам на прибыль относятся стандарты, связанные с отражением налога на прибыль (доходы), выручки и прибыли на акцию.
Вперед группа – это стандарты, связанные с объединением бизнеса, и стандарты по подготовке консолидированной, а также сегментной отчетности. С усилением глобализации мировых рынков наибольший интерес из этой группы стандартов представляют стандарты, связанные с подготовкой консолидированной финансовой отчетности. Консолидированная финансовая отчетность представляет собой объединение финансовой отчетности двух и более компаний. Процесс подготовки консолидированной отчетности включает суммирование активов, обязательств, доходов и расходов, отраженных в индивидуальных (отдельных) отчетах, с последующим исключением внутрикорпоративных оборотов.
Остальные стандарты можно объединить как прочие стандарты. Данная группировка стандартов условна, она полезна для систематизации управленческого и финансового назначения стандартов. Все вышеперечисленные стандарты взаимосвязаны между собой. Эта связь проявляется в том, что стандарты определяют, какая информация является полезной (уместной), надежной и достоверной. Полезность и достоверность – важнейшие составляющие оптимизации процесса управления.
Согласно постановлению Правительства РФ от 25 февраля 2011 г. № 107 в состав документов международных стандартов, которые подлежат признанию на территории РФ, включены:
– МСФО;
– разъяснения МСФО:
– изменения, которые вносятся в МСФО, и их Разъяснения;
– иные документы, определенные Фондом Международных стандартов финансовой отчетности (ФМСФО) в качестве неотъемлемой части МСФО и их разъяснения.
Перечисленные документы принимаются ФМСФО.
ФМСФО – это учрежденная в Великобритании независимая организация, которая разрабатывает МСФО и является владельцем прав на этот продукт.
Под признанием документов МСФО понимается процесс принятия решения о введении каждого документа международных стандартов в действие на территории РФ, заключающийся в последовательном осуществлении следующих действий:
1) официальное получение от Фонда документа международных стандартов;
2) экспертиза применимости документа международных стандартов на территории РФ;
3) принятие решения о введении документа международных стандартов в действие на территории РФ;
4) опубликование документа международных стандартов
Официальный язык МСФО – английский. Минфин России обеспечивает получение от ФМСФО перевода на русский язык каждого документа международных стандартов.
Документ международных стандартов подлежит применению на территории РФ в том случае, если он обеспечивает выполнение основных задач бухгалтерского учета, предусмотренных Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Проводить экспертизу должен экспертный орган – юридическое лицо, которое будет определяться на конкурсной основе комиссией из двух человек – представителя Минэкономразвития России и представителя ЦБ РФ.
Правила определения экспертного органа представлены в приложении к Положению о признании Международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2011 г. № 107, а порядок проведения конкурса определил Минфин России по согласованию с Минэкономразвития России и ЦБ РФ.
Победителем конкурса по определению экспертного органа может стать организация, которая соответствует следующим критериям:
– организация создана в соответствии с законодательством РФ в форме фонда или объединения юридических лиц (союза или ассоциации);
– организация представляет интересы широкого круга пользователей и составителей бухгалтерской отчетности, а также представителей бухгалтерской и аудиторской профессии;
– у организации имеется опыт выполнения методических, научно-исследовательских и иных аналогичных работ в области бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
– в составе органов имеются квалифицированные специалисты в области бухгалтерского учета и отчетности (включая документы международных стандартов), обладающие навыками работы с документами международных стандартов, а также свободно владеющие русским и английским языками;
– у организации имеется опыт участия в деятельности, осуществляемой Фондом;
– у организации имеются источники финансирования деятельности, связанной с проведением экспертизы применимости документов международных стандартов на территории РФ.