Международные и российские стандарты менеджмента здоровья и безопасности на производстве
Международный стандарт OHSAS 18001:1999 был разработан с учетом совместимости с международными стандартами ISO 9001:1994 "Системы менеджмента качества" и ISO 14001:1996 "Системы экологического менеджмента" для того, чтобы при необходимости способствовать интеграции системы менеджмента качества, системы экологического менеджмента и системы менеджмента здоровья и безопасности.
Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.006–2002 гармонизирован со стандартом OHSAS 18001:1999 и руководством МОТ ILO OSH 2001, принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ 29.05.2002 № 221-ст. Более поздняя версия стандарта OHSAS 18001:2007 и ILO-OSH 2001 (ГОСТ 12.0.230–2007), включающая последние разработки в области промышленной безопасности и охраны труда, более удобна для интеграции системы управления профессиональной безопасностью и здоровьем с другими системами менеджмента на предприятии, что существенно оптимизирует временные и финансовые затраты на разработку, внедрение, сертификацию и поддержание управленческой системы организации. Практика показывает, что интегрированные системы все более востребованы на российском рынке среди крупных промышленных предприятий.
На рис. 7.2 показаны элементы системы менеджмента здоровья и безопасности.
Рис. 7.2. Элементы системы менеджмента здоровья и безопасности
Требования, содержащиеся в стандарте, применимы к любой организации (независимо от ее организационноправовой формы), которая намерена создавать СУОТ; обеспечивать внедрение, функционирование и последовательное совершенствование СУОТ; проводить сертификацию СУОТ; проводить самооценку и самодекларацию соответствия требованиям ОТ и стандарта.
Стандарт применим к любой организации, которая стремится устранить или сократить риск для исполнителей, которые могут подвергаться рискам профессиональной безопасности и здоровья, связанным с их деятельностью; осуществлять контроль за OПФ; управлять рисками, возникающими в процессе производственной деятельности; предотвращать возникновение инцидентов, аварий, нештатных ситуаций; интегрировать систему управления профессиональной безопасностью и здоровьем с действующими системами менеджмента; улучшать моральный климат в организации; уменьшать прямые и непрямые издержки.
Руководство организации, несущее ответственность за охрану труда, должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование СУОТ в соответствии с установленными требованиями.
При создании СУОТ необходимо определять перечень законов и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования ОТ и распространяющихся на организацию; выявлять факторы ОТ, вытекающие из ее прошлых, настоящих или планируемых видов деятельности, с тем чтобы определять наиболее существенные воздействия на условия и ОТ; определять политику организации в области ОТ; определять цели и задачи в области ОТ, устанавливать приоритеты; разрабатывать организационную схему и программу для реализации политики и достижений ее целей, выполнения поставленных задач.
Система управления охраной труда должна предусматривать планирование показателей условий и ОТ; контроль плановых показателей; возможность осуществления корректирующих и предупреждающих действий; внутренний аудит СУ ОТ, анализ ее функционирования с целью обеспечения соответствия ее принятой политике, последовательное совершенствование; возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам; возможность интеграции в общую систему управления (менеджмента) организации в виде отдельной системы.
Высшее руководство определяет и санкционирует политику организации по ОТ и ТБ и следит, чтобы в рамках определенного объема ее системы менеджмента по ОТ и ТБ она соответствовала характеру и масштабу рисков организации по ОТ и ТБ; включала обязательства по предотвращению травматизма и ухудшения здоровья, способствовала непрерывному совершенствованию менеджмента и эффективности ОТ и ТБ; включала обязательство, как минимум, выполнять требования, предписанные организации в связи с ее рисками по ОТ и ТБ; предусматривала схему для установки и рассмотрения задач по ОТ и ТБ; была документально оформлена, внедрялась и поддерживалась; была доведена до сведения всех лиц, работающих под контролем организации с целью осведомления о своих индивидуальных обязательствах по ОТ и ТБ; была доступна для заинтересованных сторон и периодически пересматривалась с целью подтверждения своей актуальности и пригодности для организации.
Цели должны соответствовать политике в области ОТ, включая необходимость последовательного улучшения условий и ОТ. При разработке целей должны быть рассмотрены и учтены государственные нормативные требования ОТ и другие требования, производственные риски, технологические операции, производственные, функциональные, финансовые и другие хозяйственные требования.
Организация устанавливает, вводит и поддерживает процедуру постоянного определения опасности, оценки рисков и определения необходимых мер контроля.
Процедура определения опасности и оценки рисков учитывает: плановую и неплановую деятельность; деятельность всех лиц, имеющих доступ к рабочему месту; поведение человека, способности и другие человеческие факторы; опасности, возникающие за пределами или вблизи рабочего места, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье и безопасность людей под контролем организации на рабочем месте.
В отношении методики организации по определению опасности и оценке рисков:
а) должен быть определен ее объем, характер и сроки с целью предупреждения опасности и рисков, а не их устранение;
б) методика должна предусматривать определение, установление приоритетов и документальное подтверждение рисков, применение надлежащих мер контроля.
Для контроля изменений организация определяет опасные факторы по охране труда и ТБ и риски по охране труда и ОТ, связанные с изменениями в организации, системе менеджмента по ОТ и ТБ или с ее деятельностью, до введения таких изменений.
Организация обеспечивает рассмотрение результатов данных оценок при определении мер контроля. При определении мер контроля или рассмотрении изменений в существующих системах контроля необходимо рассмотреть вопрос по снижению рисков в следующей последовательности: устранение, замена, технический контроль, использование табличек/предупреждений или административный контроль, индивидуальные средства защиты.
Организация документально оформляет и обновляет результаты определения опасных факторов, оценки рисков и установленных мер контроля. Следит за тем, чтобы при определении, введении и применении системы менеджмента по ОТ и ТБ учитывались риски по ОТ и ТБ и установленные меры контроля.
Организация устанавливает и осуществляет документально зафиксированные задачи по и ОТ и ТБ на соответствующих должностях и уровнях внутри организации. Задачи должны быть измеримыми, где целесообразно, и соответствовать политике по ОТ и ТБ, включая обязательства по предотвращению травматизма и ухудшения состояния здоровья, для выполнения действующих юридических требований и других требований, предписанных организации, и постоянного совершенствования.
Руководство, несущее ответственность за охрану труда в организации, устанавливает, вводит и применяет программу улучшения условий труда для достижения своих задач. Программа должна включать как минимум описание обязательств и полномочий для достижения целей на соответствующих должностях и уровнях внутри организации, средства и сроки выполнения задач.
Необходимо регулярно в установленные сроки пересматривать программу и корректировать ее по мере необходимости для осуществления задач.
Существующая на предприятии система менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда, соответствующая требованиям международного стандарта OHSAS 18001:2007, позволяет повысить уровень комфорта и безопасности персонала на производстве, одновременно повышая уровень прибыльности предприятия. Система менеджмента предприятия, построенная и сертифицированная в соответствии с требованиями OHSAS 18001:2007, призвана помочь предприятию (организации) создать систему менеджмента здоровья и безопасности, позволяющую: осуществлять контроль за опасными производственными факторами; управлять рисками, возникающими в процессе производственной деятельности; предотвращать возникновение инцидентов, аварий, нештатных ситуаций; снижать потери от несоответствующей деятельности; интегрироваться с действующими на предприятии системами менеджмента; внести положительные изменения в имидж предприятия.