Закупочная деятельность как фактор обеспечения качества и ассортимента товаров
Закупочная деятельность — деятельность по приобретению товара у товаропроизводителя (поставщика) или оптового продавца с целью его последующей продажи на рынке. Главная задача закупочной деятельности — приобретение товара, отвечающего запросам потребителей по уровню качества и ассортиментной принадлежности, а также по выгодным ценам. Главный критерий приобретаемого товара — оптимальное соотношение цены и качества. Результативность процесса выбора поставщиков (как и товаров) определяется методикой их оценки. Разработаны специальные методики оценки результативности процесса выбора поставщиков (как и товаров).
При выборе поставщиков может быть использована, например Вперед иерархия характеристик в порядке уменьшения значимости:
1) деловая надежность;
2) оперативность, своевременность поставок;
3) быстрота реагирования на потребности клиентов;
4) качество товара;
5) репутация поставщика товара;
6) соответствие ассортимента формату торговой организации и запросам ее потребителей;
7) уровень квалификации персонала;
8) возможность предоставления кредита.
Указанные критерии можно признать типовыми. Наряду с этим в каждой организации могут применяться специфические критерии, исходя из принятой стратегии деятельности. Например, в перечне критериев отбора поставщиков розничным магазином [28, 40] присутствуют еще и такие критерии, как наличие штрихового кода, отсрочка платежа, условия поставки, возврата и обмена товара, наличие бюджета на проведение рекламных акций, дегустаций.
Документальная основа
Работа с поставщиками регламентируется внешними и внутренними документами. К внешним документам относится договор поставки, к внутренним — стандарты организации (СТО).
Договор поставки — главный инструмент регулирования хозяйственных связей покупателей и поставщика. Товароведные требования, как уже указывалось выше, отражаются в таком разделе договора, как "Приемка по качеству". Неотъемлемой частью договора поставки является спецификация на товары или технические условия, где конкретизируются требования к товарам, подлежащим поставке.
В СТО торговой организации по работе с поставщиками рекомендуется [40] ведение двух типов журналов.
Первый документ направлен на обеспечение прозрачности работы, исключение субъективизма в отборе поставщиков. В нем устанавливаются:
1) критерии выбора поставщиков;
2) порядок ввода и вывода товара из ассортимента;
3) процедура заключения договоров с поставщиками, в том числе обязанности должностных лиц.
В СТО предусматриваются упреждающие действия магазина в случае отклонений в деятельности поставщика в отношении основополагающих характеристик товара- цены, качества, количества и ассортимента. К таким отклонениям относятся:
1) несвоевременное извещение об изменении входных цен;
2) прекращение поставок отдельных позиций ассортимента;
3) пересортица товара (поставка вместо одного товара другого со сходными свойствами, но отличающегося сортом, артикулом и ценой).
Если в первом журнале отражается работа организации на этапе оформления договора поставки, то во втором - на этапе реализации договора. Целью введения журнала является фиксация информации об условиях работы с конкретными поставщиками и контактов поставщиков с менеджерами по продаже. Предполагается, что указанный журнал должен быть в общественном доступе. Это позволяет:
1) в любой момент оперативно созваниваться с менеджером поставщика;
2) контролировать взаимоотношения между менеджерами розничной компании и менеджером компании-поставщика;
3) новому менеджеру торговой сети ознакомиться с нюансами работы с поставщиком.