Лекция 8. Закупки для государственных и муниципальных нужд
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• законодательные и нормативные акты приобретения товаров (работ, услуг) государственными и муниципальными заказчиками;
• основные принципы государственных закупок;
• функции, осуществляемые конкурсной комиссией;
уметь
• выбирать способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в зависимости от объекта закупки;
• использовать процедуры закрытых конкурсов и аукционов;
владеть навыками
• определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных (муниципальных) нужд.
Законодательные и нормативные акты, регулирующие снабжение в государственном секторе
Рассмотренные ранее вопросы организации снабжения относятся к деятельности предприятий различных форм собственности, в том числе государственных хозрасчетных организаций, закупки необходимых ресурсов в которых финансируются за счет собственных оборотных средств или внебюджетных источников доходов. Однако финансирование закупочной деятельности может осуществляться целевым образом из бюджетов различного уровня (федерального, региональных и муниципальных) или государственных внебюджетных фондов. Тогда в дополнение к нормам ГК РФ необходимо применять положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Закон принципиально изменяет и дополняет правила осуществления госзакупок, которые до этого регулировались Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В обвеем можно сказать, что многие положения, регламентирующие способы размещения заказа, сохраняют свое действие и в новом законе, однако их спектр существенно расширился. Если Закон № 94-ФЗ регулировал в основном саму процедуру заказа, начиная с размещения извещения и заканчивая заключением контракта, то в Законе № 44 дополнительно предусмотрено планирование закупок, приведены методы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, предусмотрены проведение мониторинга и ответственность государственных заказчиков за неэффективное расходование бюджетных средств.
Некоторые изменения коснулись и терминологии: например, "размещение государственного (муниципального) заказа" в новом законе именуется как "определение поставщика (подрядчика, исполнителя)", хотя по содержанию данные понятия в целом тождественны.
Среди основных принципов, которые регламентирует закон о контрактной системе, можно выделить:
– открытость и прозрачность информации о контрактной системе;
– обеспечение конкуренции;
– профессионализм заказчиков, стимулирование инноваций;
– единство контрактной системы в сфере закупок;
– ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд;
– эффективность осуществления закупок и др.
Структура законов приведена в табл. 8.1 и 8.2.
Таблица 8.1
Структура Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
№ главы (пара графа) |
Наименование |
|
1 |
Общие положения (ст. 1–15) |
|
2 |
Планирование (ст. 16–23) |
|
3 |
Осуществление закупок |
|
§1 |
Общие положения (ст. 24–47) |
|
§2 |
Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) |
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурсов и аукционов (ст. 48-71) |
§3 |
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок (ст. 72-82) |
|
§4 |
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса предложений (ст. 83) |
|
§5 |
Закрытые способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ст. 84–92) |
|
§6 |
Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ст. 93) |
|
§7 |
Исполнение, изменение, расторжение контракта (ст. 94-96) |
|
4 |
Мониторинг закупок и аудит в сфере закупок (ст. 97–98) |
|
5 |
Контроль в сфере закупок (ст. 99–104) |
|
6 |
Обжалование действий (бездействия) заказчика (ст. 105-107) |
|
7 |
Особенности осуществления отдельных видов закупок (ст. 108-111) |
|
8 |
Заключительные положения (ст. 112–114) |
Таблица 8.2
Структура Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
№ главы |
Наименование |
|
1 |
Общие положения (ст. 1–19.1) |
|
2 |
Способы размещения заказа |
Размещение заказа путем проведения конкурса (ст. 20-31) |
2.1 |
Особенности размещения заказа путем проведения открытого конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на создание произведения литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма (ст. 31.1–31.7) |
|
3 |
Размещение заказа путем проведения аукциона (ст. 32-40) |
|
3.1 |
Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме (ст. 41.1–41.12) |
|
4 |
Размещение заказа путем запроса котировок (ст. 42–47) |
|
5 |
Размещение заказа путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (ст. 48–54) |
|
6 |
Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и особенности размещения заказа в соответствии с решением Правительства РФ (ст. 55–55.3) |
|
7 |
Размещение заказов на поставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на товарных биржах (ст. 56)[2] |
|
7.1 |
Размещение заказов на энсргосервис для нужд заказчиков (ст. 56.1) |
|
8 |
Обеспечение защиты прав и законных интересов участников размещения заказа (ст. 57–62) |
|
9 |
Нету и лен нс закона в силу и переходные положения (ст. 63-65) |
Под государственными нуждами понимаются потребности Российской Федерации и ее субъектов в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления своих функций и полномочий.
Под муниципальными нуждами понимаются потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий.
Государственными и муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения и иные получатели бюджетных средств. В случаях, когда функции по размещению заказов для государственных или муниципальных нужд осуществляются уполномоченными на то вышестоящими органами исполнительной власти, государственные или муниципальные контракты подписывают непосредственно организации-заказчики.
Пример
Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству Правительства Санкт-Петербурга (КБДХ) является уполномоченным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по размещению заказов на закупку техники, необходимой для соответствующего содержания дорожного фонда города. Однако контракты с поставщиками – победителями торгов подписывают районные государственные унитарные дорожно-специализированные предприятия (ГУДСП), непосредственно эксплуатирующие закупаемую технику и функционально подчиненные КБДХ.
Под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается совокупность действий, начиная с размещения извещения (направления приглашения) о предстоящей закупке и заканчивая заключением государственного (муниципального) контракта.
Способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя):
– конкурентные (конкурс, двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием, аукцион в открытой и закрытой формах, а также запрос котировок и запрос предложений);
– у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
При определении поставщиков могут выделяться лоты, в отношении которых отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия контрактов. Участник закупки подает заявку на участие в отношении одного лота (или нескольких лотов), по каждому из которых заключается отдельный контракт. Начальная цена контракта (лота) определяется заказчиком при планировании и подготовке процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и является верхним пределом цены, по которой может заключаться контракт. При определении начальной цепы контракта заказчики обязаны руководствоваться несколькими методами, среди которых можно выделить метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка), который является приоритетным, нормативный метод, тарифный метод, проектно-сметный метод, затратный метод.
Допускается проведение совместных конкурсов и аукционов при наличии у нескольких заказчиков потребности в одних и тех же предметах закупки. В таком случае между победителем и государственными заказчиками заключаются отдельные контракты.
Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком с поставщиком – победителем процедуры в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Сведения о контрактах, заключенных по итогам процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заносятся в реестры государственных (муниципальных) контрактов. Это:
– наименование заказчика, источник финансирования, способ определения поставщика;
– дата определения поставщика и реквизиты документа, подтверждающего основание для заключения контракта;
– дата заключения контракта, его предмет, цена и срок исполнения;
– наименование, место нахождения поставщика (подрядчика, исполнителя);
– сведения об исполнении контракта.
При изменении потребности в товарах (в ходе исполнения контракта), заказчик по согласованию с поставщиком вправе изменить не более чем на 10% количество всех предусмотренных к поставке товаров и, соответственно, первоначальную цену контракта. Данное положение правомочно, если было предусмотрено заказчиком в условиях проведения процедуры определения поставщика, опубликованных в извещении в течение установленного срока.
В Законе № 94-ФЗ предусмотрено создание единой информационной системы, содержащей данные обо всех этапах закупок. В эту систему будут включены документы по планированию закупок и их реализации, информация об исполнении контрактов, реестры недобросовестных поставщиков, результаты мониторинга, аудита и контроля и др. Информация будет общедоступна на официальном сайте единой информационной системы. В соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ таким сайтом являлся zakupki.gov.ru.
С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-Φ3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", который распространяется:
– на государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий;
– организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (ТБО);
– государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения;
– хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, и др.
По сути, данный Закон представляет собой упрощенную форму Закона о контрактной системе № 44-ФЗ, который пришел па смену закону 94-ФЗ и регламентирует процесс осуществления закупок указанными выше организациями- заказчиками. Среди существенных положений закона можно выделить:
– обязанность разработки и утверждения "Положения о закупке", которым должен руководствоваться заказчик;
– приоритет конкурентных процедур закупки при условии, что заказчик может самостоятельно определить способы выбора контрагентов, но при этом он обязан включить в положение о закупке конкурс и аукцион;
– обязанность планировать закупки и размещать ежегодный план в открытом доступе на сайте zakupki.gov.ru;
– обязанность публиковать ежемесячный отчет о закупках и др.