Международные организации и органы
Значимую роль в процессе противодействия преступности играет деятельность различных международных организаций и органов (ООН, Шанхайская организация сотрудничества, Интерпол, органы международной уголовной юстиции и др.). Основными источниками их функционирования являются учредительные документы (например, Устав Интерпола, Римский статут МУС).
Организация Объединенных Наций
В рамках ООН основные вопросы сотрудничества государств в борьбе с преступностью рассматриваются на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, кроме того, данной темой занимаются также Совет Безопасности ООН и Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС). При этом необходимо заметить, что борьба с преступностью является задачей прежде всего компетентных органов суверенных государств, в то время как ООН выступает неким координатором деятельности государств в мировых масштабах, т.е. на международном уровне, оказывая содействие их сотрудничеству для большей его результативности.
В 1992 г. в качестве вспомогательного функционального органа ЭКОСОС была создана Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию[1], заменившая действовавший с 1950 г. Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней. Комиссия содействует реализации принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 г. Программы ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию[2].
Комиссия координирует и способствует сотрудничеству государств в противодействии таким видам преступлений, как легализация доходов, полученных преступным путем, похищение и торговля людьми, коррупция; исследует новые тенденции в области транснациональной организованной преступности.
С 1992 г. Комиссия проводит сессии один раз в год в Вене. На 20-й сессии, которая проходила в апреле 2011 г., ее участники обсудили масштабы проблем противоправного использования новых технологий для надругательства над детьми и их эксплуатации, провели обзор ситуации с осуществлением международных документов по предупреждению терроризма, обменялись опытом по устранению угроз, создаваемых транснациональной организованной преступностью, коррупцией и незаконным оборотом оружия.
В задачи Комиссии входит также определение круга вопросов, которые целесообразно выносить на обсуждение государств в рамках созываемого раз в пять лет Конгресса ООН но предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. На XII Конгрессе, прошедшем 12—19апреля 2010 г. в Бразилии, был принят проект Салвадорской декларации, отражающей основные современные подходы государств к противодействию преступности.
Важную роль в деле противодействия преступности играет Управление ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК), оказывающее помощь государствам-членам в обеспечении противодействия угрозам, связанным с транснациональной организованной преступностью, коррупцией и терроризмом, а также предупреждения преступности и укрепления уголовного правосудия.
С помощью своих программ по наркотикам ЮНОДК обеспечивает руководство всей деятельностью ООН по контролю над наркотиками. Оно помогает предотвращать события, способные усугубить проблему производства и контрабанды наркотиков и наркомании; содействует правительствам в создании структур и стратегий контроля над наркотиками; оказывает техническую помощь в контроле над наркотиками; способствует выполнению договоров в этой сфере и функционирует в качестве мирового центра экспертизы и хранилища данных[3]. ЮНОДК включает Программу Организации Объединенных Наций по международному контролю над наркотиками (ЮНДКП) и Центр по международному предупреждению преступности (ЦМПП).
В настоящее время, как уже отмечалось, ЮНОДК осуществляет: Всемирную программу борьбы с коррупцией, Глобальную инициативу ООН по борьбе с торговлей людьми, Глобальную программу против терроризма, Глобальную программу против отмывания денег, Глобальные исследования по организованной преступности[4].
Управление тесно сотрудничает с Межрегиональным научно-исследовательским институтом ООН по вопросам преступности и правосудия (ЮНИКРИ).
Существенный вклад в борьбу с терроризмом вносят структурные органы, созданные при Совете Безопасности ООН.
Комитет по санкциям против "Аль-Каиды" и "Талибана" был учрежден Советом Безопасности 15 октября 1999 г. для целей надзора за осуществлением санкций в отношении Афганистана, находящегося под контролем "Талибана", в связи с поддержкой им Усамы бен Ладена.
Контртеррористический комитет (КТК) был учрежден резолюцией 1373 (2001) Совета Безопасности ООН, принятой единогласно 28 сентября 2001 г., сразу после террористических нападений 11 сентября в США.
Перед Комитетом, в состав которого вошли все 15 членов Совета Безопасности ООН, была поставлена задача по контролю за осуществлением резолюции 1373 (2001), в которой странам предлагается осуществить ряд мер, направленных на укрепление их правовых и институциональных возможностей в области борьбы с терроризмом у себя дома, в своих регионах и во всем мире.
Комитет 1540 (но контролю за нераспространением оружия массового уничтожения) представляет собой вспомогательный орган Совета Безопасности ООН, состоящий из 15 государств-членов, входящих на данный момент в состав Совета Безопасности. Мандат и круг ведения Комитета вытекают из резолюции 1540 (2004) и последующих резолюций 1673 (2006) и 1810 (2008) и программ работы, представляемых Председателю Совета Безопасности ООН Председателем Комитета 1540.
Рабочая группа создана в соответствии с резолюцией 1566 (2004) Совета Безопасности ООН для рассмотрения и представления Совету рекомендаций относительно практических мер, которые будут применяться к отдельным лицам, группам или организациям, вовлеченным в террористическую деятельность или причастным к ней, помимо тех, которые указаны Комитетом по санкциям в отношении "Аль-Каиды" и движения "Талибан"[5].
Помимо специализированных международных организаций ООН по вопросам противодействия преступности и уголовного правосудия вклад в обеспечение межгосударственного сотрудничества в сфере противодействия преступности вносят ИМО, ИКАО, МАГАТЭ, МОТ, ЮНЕСКО. К примеру, ИМО приняла большинство рекомендаций в области противодействия незаконному обороту наркотиков на море, предотвращения использованию судов для контрабанды и необоснованного задержания или конфискации судов. В рамках ИМО в 1997 г. были разработаны руководящие принципы для предотвращения и пресечения контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на судах, запятых в международной морской перевозке. ИКАО подготовила Конвенцию о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения, которая была принята в 1991 г. и подписана 79 государствами. Помимо ИКАО борьбой с международной преступностью занимаются и другие специализированные учреждения ООН, равно как и многие межправительственные и неправительственные организации.