Международные нормы о наименовании мест происхождения товаров и географических указаниях
Международная охрана "указания происхождения или наименования места происхождения" закреплена в Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. Конвенция требует, чтобы на любой товар, незаконно содержащий указание о его происхождении, налагался арест в странах Союза, в которых это указание имеет право на охрану, т.е. вопрос оставлен на усмотрение национального права.
В 1891 г. было принято Мадридское соглашение о пресечении ложных и вводящих в заблуждение указаний о происхождении на товарах (Россия пока не участвует), которое действует в ред. 1967 г. Соглашение устанавливает нормы по пресечению использования вышеназванных указаний, в частности наложение ареста на любой товар, содержащий ложное или вводящее в заблуждение указание происхождения.
В ст. 22–24 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) введено новое понятие "географическое указание", ранее не использовавшееся в международных договорах. При этом сделаны ссылки на Парижскую конвенцию.
Помимо Мадридского соглашения о пресечении ложных и вводящих в заблуждение указаний о происхождении на товарах 1891 г. и Лиссабонского соглашения об охране указаний мест происхождения изделий и их международной регистрации 1958 г. (Россия пока не участвует) существует большое количество двусторонних соглашений.
Так, в 2010 г. было подписано Соглашение между Правительством РФ и Федеральным Советом Швейцарской Конфедерации об охране географических указаний и наименований мест происхождения товаров.
Государства принимают необходимые меры для обеспечения взаимной охраны НМПТ, которые используются в отношении товаров, происходящих с их территории. Заинтересованным сторонам предоставляются средства правовой охраны для предотвращения использования таких НМПТ в отношении:
а) идентичных или однородных товаров, происходящих нс с территории, обозначаемой данным указанием, а также в иных случаях нарушения законодательства государства;
б) других товаров, происходящих не с территории, обозначаемой данным указанием, способом, вводящим общественность в заблуждение в отношении географического происхождения товара, или способом, составляющим акт недобросовестной конкуренции в соответствии с Парижской конвенцией 1883 г. (в ред. 1979 г.).
Охрана распространяется также на случаи, когда в отношении товаров указывается подлинное место происхождения товара или когда охраняемое обозначение используется в переводе, транслитерации и транскрипции, либо в сочетании с такими словами, как "вид", "тип", "в стиле", "способ", "имитация", "метод" и т.п., либо с применением графического символа, если это может ввести в заблуждение потребителя.
Охрана распространяется на случаи, когда товары, происходящие с территорий государств, предназначены для экспорта и продажи вне их территорий, а также на случаи, когда товары провозятся транзитом через территорию государства одной из Сторон.
Регистрация товарных знаков в нарушение правил охраны НМПТ аннулируется.
Охрана также распространяется на такие объекты ИС, охраняемые в силу законодательства государства каждой из Сторон, как товарные знаки и промышленные образцы, которые могут содержать элементы, сходные до степени смешения с гербами, флагами и другими символами государств Сторон.
В случае наличия тождественных или сходных до степени смешения географических указаний или НМПТ охрана предоставляется в соответствии с каждым указанием при условии, что оно не вводит потребителей в заблуждение относительно страны происхождения товара. В этом случае для предотвращения ущемления интересов производителей и введения потребителей в заблуждение товары должны быть ясно отличимы друг от друга таким способом, как маркировка страны происхождения товара.
Преимущества охраны предоставляются: а) производителям товаров; б) федерациям, ассоциациям и организациям производителей, членами которых они являются и которые учреждены в соответствии с законодательством государства;
в) потребителям, если это предусмотрено законодательством государства; г) федерациям, ассоциациям и организациям потребителей, которые учреждены в соответствии с законодательством государства.
Если описание или внешний вид товара, представленные, в частности, на этикетках и упаковке, фирменных бланках, счетах, другой документации и печатных изданиях, в объявлениях и рекламе, нарушают нормы Конвенции, государства обеспечивают соответствующие правовые процедуры для борьбы с недобросовестной конкуренцией или предотвращения любого использования охраняемого указания, являющегося ложным или вводящим в заблуждение.
Государственная регистрация в качестве НМПТ географического объекта, который находится в иностранном государстве, допускается, если наименование этого объекта охраняется в качестве такого наименования в стране происхождения товара. Обладателем исключительного права использования иностранного наименования может быть только лицо, право которого на использование такого наименования охраняется в стране происхождения товара.