Лекция 17. Международные морские организации

В результате изучения данной темы студент должен:

знать

– основные виды международных морских организаций;

– формальные источники международного права, закрепляющие правосубъектность конкретных международных морских организаций;

– цели, структуру, основные направления деятельности и функции международных морских организаций;

– особенности деятельности международных неправительственных морских организаций;

уметь

– выявлять объектную сферу и объем компетенции международных морских организаций;

– находить, анализировать и применять акты международных морских организаций;

владеть

– навыками оперирования основными понятиями и категориями в сфере внутреннего права международных морских организаций;

– навыками анализа правотворческой и правоприменительной деятельности международных морских организаций.

Ключевые слова: международные морские организации, ИМО, Комиссия по границам континентального шельфа, Международный орган по морскому дну, Международный трибунал по морскому праву, Межправительственная океанографическая комиссия ЮНЕСКО, Международный фонд по компенсации за загрязнение нефтью, Международная гидрографическая организация, межправительственные организации с частичной компетенцией в морской сфере.

Международные организации занимают важное место в международном сотрудничестве по исследованию, использованию и охране Мирового океана. Возрастающая роль этого международно-правового инструмента совместных действий государств обусловлена способностью поддерживать динамическое равновесие между общечеловеческими и национальными интересами при осуществлении деятельности в Мировом океане.

Особое значение среди них имеют международные морские организации, специализирующиеся на деятельности по использованию и исследованию морских пространств и их ресурсов. Выделение этой категории международных организаций в отдельную группу обусловлено самостоятельным характером международных отношений, связанных с освоением Мирового океана, подчеркивает их органическую связь с международным морским правом. Международные морские организации не только участвуют в разработке принципов и норм международного морского права, создании практических рекомендаций, но и непосредственно осуществляют, организуют и контролируют многие виды деятельности в морских пространствах, обеспечивают соблюдение международно-правового режима в Мировом океане. Они являются неотъемлемой частью механизма международноправового регулирования использования и охраны морских пространств.

В узком смысле к международным морским организациям относятся ММПО, занимающиеся вопросами использования морских пространств и специализирующиеся в морских вопросах органы международных организаций. В широком смысле – ММПО, которые занимаются морскими вопросами в рамках более широкой проблематики, а также международные неправительственные организации.

Таким образом, международная морская организация – это международная межправительственная или неправительственная организация или органы международной организации, обладающие компетенцией по вопросам использования, исследования и охраны морских пространств и их ресурсов.

Наиболее важными международными морскими организациями являются:

– Международная морская организация;

Комиссия по границам континентального шельфа;

Международный орган по морскому дну;

– Международный трибунал по морскому праву;

– Международный фонд по компенсации за загрязнение нефтью;

– Международная гидрографическая организация.

Среди органов международных организаций широкой компетенции, специализирующихся в морских вопросах, следует выделить:

– Межправительственную океанографическую комиссию ЮНЕСКО:

– Комитет по судоходству ЮНКТАД.

Ряд международных универсальных межправительственных организаций обладают частичной компетенцией в морской сфере: МОТ, ФЛО, МАГАТЭ, ЮНЕП, ВОЗ и некоторые другие.

Международные морские организации способствуют возникновению, становлению и развитию международных отношений по использованию, исследованию и охране морских пространств и их ресурсов, их согласованию и регулированию путем:

– участия в нормотворческом процессе;

– взаимодействия с другими международными организациями;

– осуществления контроля за соблюдением норм международного морского права;

– выработки рекомендуемой практики и процедур;

– координации, стимулирования и оптимизации различных видов использования морских пространств;

– организации и управления некоторыми видами деятельности в Мировом океане;

– непосредственного осуществления такой деятельности.

Международные морские организации являются инструментом реализации положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее – Конвенция 1982 г.), которая четко определяет их роль в поддержании международного правопорядка в Мировом океане путем закрепления правового статуса международных органов и организаций и регламентации их участия в различных видах морской деятельности, юрисдикции по разрешению споров, связанных с использованием морских пространств.

Из 320 статей Конвенции 1982 г. – 90 и шесть из десяти приложений содержат положения, связанные с компетентными, в смысле Конвенции 1982 г., международными организациями. К их полномочиям относятся:

– разрешение споров (Трибунал по морскому праву, Международный Суд ООН и Общий и Специальный арбитражи);

– депонирование карт и перечня координат (Генеральный секретарь ООН);

– право на флаг (ООН, специализированные учреждения ООН, МАГАТЭ);

– регулирование отношений прибрежного государства и других государств, ведущих промысел далеко мигрирующих видов;

– другие вопросы, связанные с сохранением живых ресурсов моря, в том числе вопросы защиты и сохранения морской среды (прежде всего ИМО по вопросам предотвращения загрязнения с судов);

– право на проведение морских научных исследований и активное содействие со стороны международных организаций распространению научных данных и информации, касающихся морских научных исследований;

– содействие развитию морских научных знаний и технологии (ст. 238–344, 266–276 Конвенции 1982 г.);

– организация и контроль за деятельностью в Районе морского дна за пределами континентального шельфа (Международный орган по морскому дну).

Кроме того, Конвенция 1982 г. содержит специальные положения, касающиеся участия международных организаций, обладающих соответствующей компетенцией в этой конвенции (Приложение IX к Конвенции 1982 г.).

Международная морская организация (ИМО) – международная организация, специализированное учреждение ООН, расположенное в Лондоне. Учреждена в соответствии с Конвенцией о Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО), принятой на Морской конференции ООН в 1948 г. В 1975 г. было изменено название Организации на ИМО. По состоянию на май 2013 г. членами ИМО являются 170 государств и три ассоциированных члена.

Главными целями ИМО являются:

– обеспечение механизма сотрудничества правительств в области регулирования и практики в технических вопросах любого рода, затрагивающих международное торговое судоходство;

– поощрение и содействие всеобщему принятию практически возможных максимальных норм в отношении безопас

ности на море, эффективности судоходства, предотвращения загрязнения моря с судов и борьбы с ним.

Высшим органом ИМО является Ассамблея, сессии которой созываются один раз в два года. Ассамблея состоит из всех членов Организации. Ассамблея избирает Совет из 40 членов, который собирается дважды в год и является исполнительным органом ИМО. В период между сессиями Ассамблеи Совет выполняет рабочие функции Организации, координирует работу комитетов. При создании Совета учитывается баланс представительства между государствами- судовладельцами и государствами-грузовладельцами.

В рамках ИМО действуют пять комитетов:

– Комитет по безопасности на море;

– Комитет по защите морской среды;

– Юридический комитет;

– Комитет по техническому сотрудничеству;

– Комитет по облегчению формальностей судоходства, а также девять подкомитетов и Секретариат во главе с Генеральным секретарем. Генеральный Секретарь ИМО назначается Советом с одобрения Ассамблеи.

С начала своего существования ИМО уделяло первостепенное значение вопросам безопасности мореплавания. В рамках ИМО были разработаны:

– Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. с протоколами;

– Международная конвенция о грузовой марке 1966 г.;

– Международная конвенция по обмеру судов 1969 г.;

– Конвенция по международным правилам предупреждения столкновений судов в море 1972 г.;

– Международная конвенция по безопасным контейнерам 1972 г.;

– Конвенция о Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) 1976 г.;

– Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г.;

– Международная конвенция об удалении остатков кораблекрушений 2007 г.;

– Международная конвенция об удалении затонувших судов 2007 г.

С середины 60-х гг. XX в. самостоятельным направлением деятельности ИМО стала разработка мер по предотвращению и ликвидации загрязнения с судов аварийного характера, первоначально танкеров (Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г.). В дальнейшем в связи с эксплуатационными загрязнениями наиболее важной из этих мер стала Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная Протоколом 1978 г. (МАРПОЛ 73/78).

Были также приняты:

– Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г.;

– Протокол 2000 года о готовности, реагировании и сотрудничестве при инцидентах, связанных с загрязнением вредными и опасными веществами;

– Международная конвенция о контроле за вредными противообрастающими системами на судах 2001 г.;

– Международная конвенция по контролю и управлению судовыми балластными водами 2004 г.;

– Международная конвенция по безопасной и экологически рациональной утилизации судов 2009 г.

Стандарты обучения экипажей морских судов нашли отражение в Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1995 г., Международной конвенции о подготовке и дипломировании персонала рыболовных судов и несении вахты 1995 г.

Большое внимание ИМО уделяет борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства: терроризму, пиратству, грабежу судов. Этим вопросам посвящены Международная конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г., с протоколом 2005 г.; Протокол 1988 г. о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе; Протокол 2005 г. к Протоколу 1988 г. о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе.

В рамках ИМО был разработан ряд частноправовых конвенций, связанных с международным судоходством. Это – Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г.; Протокол 1992 г. об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г.; Протокол 1992 г. к Международной конвенции о создании международного фонда компенсации за ущерб от загрязнения нефтью 1971 г.; Конвенция о гражданской ответственности в области перевозок морем ядерных материалов 1971 г.; Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г.; Конвенция об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г.; Международная конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г. с протоколом 2010 г.; Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 г.

Различные формы сотрудничества определены в соглашениях ИМО с ЮНЕП, МОТ, ФАО, МАГАТЭ, ИКАО, ВМО, ВПС, ЕС и другими международными организациями.

Консультативный статус в ИМО имеют более 60 международных неправительственных организаций. Их статус и права определяются Правилами, регулирующими отношения с неправительственными международными организациями, принятыми резолюцией Ассамблеи ИМО А 31 (11) в 1961 г. с поправками.

Приоритетными направлениями работы ИМО на 2010– 2020 гг. являются:

– реагирование на акты современного пиратства, в частности в прибрежных водах Сомали и Аденского залива;

– решение вопроса о сокращении выбросов парниковых газов с судов;

– поддержание безопасности человеческой жизни на море и защита прав моряков.

Международный трибунал по морскому праву (далее – Трибунал) – международное судебное учреждение, созданное в рамках Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и функционирующее с 1997 г. в Гамбурге (Германия). Трибунал является одним из четырех судебных и арбитражных органов (в их число также входят – Международный Суд ООН, общий и специальные ad hoc арбитражи), предусмотренных ст. 287 Конвенции 1982 г.

В своей деятельности Трибунал руководствуется Конвенцией 1982 г., Статутом (Приложение VI к Конвенции 1982 г.), Регламентом и другими документами.

Трибунал состоит из 21 независимого члена (судьи), избранных государствами – участниками Конвенции 1982 г. на девять лет (с возможностью переизбрания) из числа лиц, пользующихся наиболее высокой репутацией беспристрастности и справедливости, являющихся признанными авторитетами в области международного морского права. Возглавляется Трибунал Председателем, который избирается из числа его членов. Расходы на ОГЛАВЛЕНИЕ Трибунала оплачиваются государствами – участниками Конвенции 1982 г. Непосредственное рассмотрение дел в Трибунале для них бесплатное (кроме собственных издержек сторон).

В структуру Трибунала входит обслуживающий его Секретариат, возглавляемый Секретарем Трибунала, и подразделения – палаты ("камеры"), в которых могут рассматриваться конкретные категории споров (Камера по спорам, касающимся морского дна, Камера по рыболовным спорам, Камера по морским экологическим спорам, Камера по спорам о морской делимитации и др.).

Передача спора на разрешение в Трибунал регулируется ч. XI и XV Конвенции 1982 г. Компетенция Трибунала ratione personae охватывает все государства, участвующие в Конвенции 1982 г. (на март 2013 г. – 165 участников), а также субъектов, не являющихся государствами-участниками, в любом деле, прямо предусмотренном в ч. XI Конвенции 1982 г., или в любом деле, переданном на рассмотрение Трибунала в соответствии с любым другим соглашением, предусматривающим его компетенцию, на что дали согласие все стороны в этом деле. За исключением нескольких категорий дел, компетенция Трибунала обязательна для государства-ответчика только в том случае, если оно предварительно дало на нее свое письменное согласие (путем подачи декларации при подписании, ратификации или присоединении к Конвенции 1982 г.).

Компетенция Трибунала ratione materiae охватывает все споры, передаваемые ему в соответствии с Конвенцией 1982 г. и касающиеся ее применения и толкования, а также все вопросы, специально указанные в любом другом соглашении, которое предусматривает такую компетенцию. Кроме того, Трибунал обладает специальной компетенцией по незамедлительному освобождению судов и членов их экипажей, задержанных на основаниях, предусмотренных в Конвенции 1982 г. (ст. 292) и по предписанию временных мер (ст. 290). В рамках этих категорий дел Трибунал не рассматривает суть спора, а только совершает промежуточные действия – освобождает судно и членов его экипажа из-под ареста или предписывает определенные временные меры.

Большинство дел, рассмотренных Трибуналом с момента начала его функционирования, касалось именно споров по ст. 290[1] и 292[2] Конвенции 1982 г. При условии соблюдения вышеуказанных положений Конвенции 1982 г. компетенция Трибунала по этим категориям дел является обязательной для государства-ответчика вне зависимости от того, сделало ли оно декларацию о признании компетенции Трибунала. Кроме того, Камера Трибунала по морскому дну также обладает обязательной (и исключительной) компетенцией по спорам, касающимся глубоководных районов морского дна.

Помимо дел по ст. 290 и 292 Конвенции 1982 г. в Трибунал также было передано несколько споров по сути, в том числе и дело о делимитации морских границ[3]. Например, в 2011 г. Камера по морскому дну вынесла первое консультативное заключение по вопросам ответственности и обязанностей государств, финансирующих деятельность физических и юридических лиц в районах морского дна за пределами национальной юрисдикции[4]. Также в марте 2013 г. Трибунал получил заявление Субрегиональной комиссии по рыболовству (Дакар, Сенегал) о вынесении консультативного заключения по вопросам прав и обязанностей государств в вопросах незаконного рыболовства и совместного управления рыбными ресурсами[5].

Комиссия по границам континентального шельфа (далее – Комиссия) – международная организация, созданная в соответствии с Конвенцией 1982 г. (согласно и. 8 ст. 76 и Приложению II к Конвенции 1982 г.). Ее целью является содействие государствам – участникам Конвенции 1982 г. в установлении внешних границ континентального шельфа за пределами 200 морских миль от исходных линий, от которых измеряется ширина территориального моря.

В состав Комиссии входит 21 специалист в области геологии, геофизики или гидрографии, выбираемые государствами – участниками Конвенции 1982 г. из числа своих граждан при надлежащем обеспечении справедливого географического распределения и выступающие в своем личном качестве. Члены Комиссии избираются сроком на пять лет с возможностью переизбрания. Секретариат Комиссии представляется Генеральным секретарем ООН. Комиссия обычно собирается дважды в год в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Организация ее сессий подлежит одобрению ГА ООН в ее ежегодных резолюциях по океанам и морскому праву. Сессии Комиссии, ее подкомиссий и вспомогательных органов проводятся в закрытом режиме, если только Комиссия не решит об ином. Возглавляется Комиссия Председателем.

Комиссия выполняет следующие функции:

– рассматривает представляемые прибрежными государствами данные о внешних границах шельфа за пределами 200 морских миль;

– выносит рекомендации в этой связи;

– предоставляет консультации по просьбе заинтересованного прибрежного государства в ходе подготовки данных о шельфе за пределами 200 морских миль.

Как правило, Комиссия функционирует через подкомиссии, состоящие из семи членов, назначаемых на сбалансированной основе с учетом конкретных элементов каждого представления прибрежного государства о внешних пределах его шельфа.

Граждане делающего представление прибрежного государства, которые являются членами Комиссии, и любой член Комиссии, оказавший помощь прибрежному государству путем предоставления научно-технических консультаций в отношении определения границ шельфа, не являются членами подкомиссии, рассматривающей это представление, но имеют право принимать участие в качестве членов в обсуждениях Комиссии, касающихся указанного представления. Прибрежное государство, которое сделало представление Комиссии, может направить своих представителей для участия в соответствующих обсуждениях без права голоса.

Подкомиссия предоставляет свои рекомендации Комиссии, которая утверждает рекомендации большинством в две трети членов Комиссии. Рекомендации Комиссии предоставляются в письменном виде прибрежному государству, которое сделало представление, а также Генеральному секретарю ООП.

Прибрежное государство должно устанавливать внешние границы своего шельфа за пределами 200 морских миль (при наличии таковых) только на основании рекомендаций Комиссии. В случае если государство намеревается установить такие границы, оно представляет Комиссии конкретные данные о границах наряду с дополнительными научно-техническими данными в кратчайшие сроки, но не позже 10 лет с момента вступления для него в силу Конвенции. Рекомендации и действия Комиссии не должны затрагивать вопросы, касающиеся делимитации границ между государствами с противоположными или прилежащими побережьями. Если между двумя прибрежными государствами существует спор о делимитации шельфа, Комиссия воздержится от вынесения своих рекомендаций, если только соответствующие государства не согласятся об ином. Согласно практике Трибунала, международные судебные органы вправе проводить делимитацию шельфа двух прибрежных государств за пределами 200 морских миль, после чего Комиссия может вынести свои рекомендации этим государствам о внешних границах шельфа[6].

Границы шельфа, установленные прибрежным государством на основе указанных Комиссией рекомендаций, являются окончательными и обязательными для всех. В случае несогласия прибрежного государства с рекомендациями Комиссии оно в течение разумного срока делает пересмотренное или новое представление Комиссии.

Международный орган по морскому дну (далее – Орган) – международная организация, созданная на основе Конвенции 1982 г. (разд.4 ч. XI) и Соглашения 1994 г., касающегося имплементации ч. XI Конвенции 1982 г. Посредством Органа государства – участники Конвенции организовывают и контролируют деятельность в так называемом Районе – дне морей и океанов и его недрах за пределами национальной юрисдикции в целях управления его ресурсами. Главная функция Органа состоит в регулировании глубоководной разведки и добычи полезных ископаемых, а также в защите окружающей среды от любого вредоносного воздействия от такой деятельности.

Международный орган по морскому дну, штаб-квартира которого находится в Кингстоне (Ямайка), функционирует с 1996 г. Все государства – участники Конвенции 1982 г. являются членами Органа. Орган состоит из Ассамблеи, Совета и Секретариата. При нем также функционирует Предприятие, посредством которого Орган непосредственно осуществляет деятельность в Районе, включая транспортировку, переработку и сбыт добытых в нем ископаемых.

Ассамблея состоит из всех членов Органа и является высшим его органом, перед которым отчитываются все другие органы. Она определяет общую политику по любому вопросу или проблеме в рамках компетенции Органа.

Совет состоит из 36 членов Органа, избираемых Ассамблеей, и является исполнительным органом Органа. В состав Совета входят Экономическая плановая комиссия и Юридическая и Техническая комиссии. Совет обладает полномочиями устанавливать конкретную политику, которую должен проводить Орган по любому вопросу или проблеме, относящейся к компетенции Органа.

Секретариат Органа состоит из Генерального секретаря и вспомогательного персонала. Генеральный секретарь избирается на 4 года Ассамблеей из числа членов, предложенных Советом, с возможностью переизбрания. Секретариат Органа проводит детальную оценку районов, зарезервированных за Органом, ведет специализированную базу данных и информации о ресурсах Района (POLYDAT) и проводит мониторинг статуса научных сведений о глубоководной морской среде.

Одним из главных приоритетов Органа стала разработка Правил по разведке и добыче полиметаллических конкреций, включающих сотрудничество компаний по глубоководной разведке ресурсов и Органа для того, чтобы обеспечить экологически устойчивую разработку минеральных ресурсов Мирового океана. Орган также ответственен за продвижение и поощрение морских научных исследований в Районе, а также за распространение результатов таких исследований. Споры о деятельности в Районе и действиях Органа в нем подлежат обязательной юрисдикции Камеры Трибунала по морскому дну.

Международный фонд по компенсации за загрязнение нефтью (далее – Фонд) – межправительственная организация, созданная в 1996 г. на основании Протокола 1992 г. к Международной конвенции о создании международного фонда компенсации за ущерб от загрязнения нефтью 1971 г. (далее – Конвенция 1992 г.) и предоставляющая компенсацию за ущерб от загрязнения нефтью в результате ее разлива с танкеров.

Главный орган Фонда – Ассамблея, состоящая из представителей всех государств – участников Конвенции 1992 г. Она избирает Исполнительный комитет, состоящий из 15 государств – участников Конвенции 1992 г., обязанностью которого является санкционирование разрешения исков о компенсации.

Фонд является частью международного режима ответственности и компенсации за ущерб от загрязнения нефтью с танкеров. В соответствии с режимом в случае ущерба от загрязнения нефтью с танкера его владелец обязан выплатить пострадавшей стороне компенсацию, ограниченную определенными размерами, привязанными к тоннажу танкера ("первая степень компенсации"). Если эта сумма не покрывает весь ущерб, возможна дополнительная компенсация из Фонда, если ущерб произошел в государстве (на его территории, в его территориальном море или исключительной экономической зоне), являющимся его членом ("вторая степень компенсации"). На 1 марта 2013 г. членами Фонда были 111 государств. Поскольку компенсация из Фонда также ограничена верхними пределами (203 млн специальных прав заимствования за каждый инцидент), может быть предоставлена дополнительная компенсация из Вспомогательного или Дополнительного Фонда ("третья степень компенсации"), созданного в 2005 г., если государство, в котором произошел ущерб и которое является членом (бонда, также является членом Вспомогательного или Дополнительного фонда (28 государств на 1 марта 2013 г.). Максимальный размер ответственности, предусмотренный по всем трем степеням компенсации за каждый инцидент, составляет 750 специальных прав заимствования (139,8 млн долл. США).

Кроме указанного режима Фонда по Конвенции 1992 г. параллельно существует и так называемый старый режим – по Международной конвенции о создании Международного фонда компенсации за ущерб от загрязнения нефтью 1971 г., созданного в соответствии с Конвенцией 1971 г. Однако в связи с рядом денонсаций Конвенция 1971 г. утратила силу 24 мая 2002 г., поэтому Фонд 1971 г. больше нс имеет государств-участников, хоть и продолжает рассматривать инциденты, которые произошли до 24 мая 2002 г.

Все три фонда имеют общий Секретариат, базирующийся в Лондоне. Они финансируются путем обложения взносами некоторых видов нефти, перевозимой морем. Взносы выплачивают организации – получатели нефти.

Межправительственная океанографическая комиссия ЮНЕСКО (далее – Комиссия) – орган ООН, созданный в 1960 г. и находящийся в Париже (Франция). Он состоит из Ассамблеи, Исполнительного комитета и Секретариата. На 27 марта 2013 г. данная Комиссия насчитывала 145 государств-участников. Основное ее назначение – содействие международному сотрудничеству и координация программ научных исследований, океанических служб, развитие потенциала для улучшения знаний о природе и ресурсах океанов и прибрежных районов, их применения для совершенствования управлением, устойчивым развитием и защитой морской среды.

Межправительственная океанографическая комиссия также занимается выявлением и защитой морского биологического разнообразия, мониторингом изменения климата и координацией деятельности системы предупреждения о цунами. Комиссия сотрудничает с Программой ООН по окружающей среде в установлении процесса глобального оповещения и оценки состояния морской окружающей среды. Через Глобальную океаническую систему наблюдений (GOOS) она способствует развитию океанографии, прогнозированию погоды и климата, мониторинга и поддержки длительных потребностей по наблюдению по Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

Международная гидрографическая организация – международная организация, учрежденная в 1921 г. и находящаяся в Монако. На 27 марта 2013 г. членами этой Организации было 80 государств. Целью Международной гидрографической организации является координация деятельности национальных гидрографических организаций; унификация навигационных карт и пособий; применение наиболее эффективных методов гидрографических съемок; развитие наук, связанных с гидрографией, и техники, применяемой в описательной океанографии.

Высшими органами Оганизации являются Международная гидрографическая конференция и Международное гидрографическое бюро. Бюро состоит из Руководящего комитета, технического комитета и административного персонала. Международная гидрографическая организация создает рабочие комитеты и рабочие группы. Из них наиболее важные: Комитет по стандартизации карт; Комиссия по изданию радионавигационных предупреждений; Комитет по обмену компьютерными данными; Комитет по электронным картам.

В 1970 г. Международная гидрографическая организация совместно с ИМ О разработала Всемирную службу навигационных предупреждений. Система была принята резолюцией ИМО Л.419 (XII) в 1979 г.

Международная организация подвижной спутниковой связи (далее – ИМСО) – международная организация, созданная в 1979 г. на базе Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) путем внесения изменений в Конвенцию о Международной организации морской спутниковой связи 1976 г. и Эксплуатационное соглашение в 1998. Членами ИМСО являются 94 государства (на 27 марта 2013 г.).

ИМСО обеспечивает соблюдение уполномоченной компанией (юридическим лицом или лицами, учрежденными в соответствии с национальным законодательством, с помощью которых эксплуатируется спутниковая система связи ИНМАРСАТ) непрерывного функционирования глобальных служб морской спутниковой связи.

Организация сотрудничает с ООН и ее органами, занимающимися вопросами мирного использования космического пространства и Мирового океана, специализированными учреждениями ООН и другими международными организациями. Органами ИМСО являются Ассамблея, Директорат, Консультативный комитет.

Значительное количество международных организаций хотя и обладают только частичной компетенцией в морской сфере, однако играют важную роль в координации сотрудничества государств в различных областях деятельности по использованию и охране Мирового океана. Следует подчеркнуть их связь как с международной организацией, к чьей компетенции относятся исключительно вопросы морской деятельности, так и с отраслевыми международными неправительственными организациями, представляющими интересы различных профессиональных групп.

Особое место в деятельности Международной организации труда (МОТ) занимают проблемы международного регулирования трудовых отношений на морском транспорте и морском рыболовстве. Проблеме труда моряков и рыбаков был посвящен ряд морских сессий Международной конференции труда с 1926 по 2006 г.

Специальными органами являются Подготовительная морская техническая конференция и Паритетная морская комиссия. Паритетная морская комиссия является специальным вспомогательным органом Административного совета. В состав этой Комиссии на паритетных началах входят представители судовладельцев и профсоюзов, а также два члена Административного совета, назначенные от групп предпринимателей и трудящихся. Комиссия занимается подготовкой проектов морских конвенций МОТ в области труда моряков, рыбаков, речников и работников портов.

Около 25% конвенций МОТ регулируют вопросы труда на морском и водном транспорте и в морском рыболовстве. Положения конвенций МОТ устанавливают минимальные стандарты условий труда моряков. Это нормы заработной платы, рабочего времени, состава экипажа, требования к судовым помещениям, условиям регистрации, порядку выдачи удостоверений личности и квалификационных удостоверений моряков, требования обязательного заключения трудовых договоров.

Важное значение имеет Конвенция о труде в морском судоходстве 2006 г. Конвенция объединяет современные нормы существующих конвенций и рекомендаций о труде в морском судоходстве, а также основополагающие принципы, содержащиеся в других международных конвенциях о труде.

Соглашением между МОТ и ИМО (1959) провозглашается необходимость тесного сотрудничества и проведения консультаций в отношении вопросов, представляющих общий интерес. Представители МОТ и ИМО могут участвовать в соответствующих заседаниях органов ИМО и МОТ;

МОТ и ИМО могут передавать совместному комитету любой вопрос, имеющий взаимный интерес.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) способствует развитию рыбных ресурсов морей и внутренних вод. В структуре ФАО действует Департамент рыбного хозяйства и аквакультуры. В рамках ФАО разработано значительное число проектов международных соглашений и рекомендаций, относящихся к рыболовству и охране биологических ресурсов Мирового океана (Кодекс ведения ответственного рыболовства, Соглашение о содействии соблюдению рыболовными судами в открытом море международных мер сохранения ресурсов и управления ими).

ФАО сотрудничает с международными организациями в области обеспечения безопасности рыболовных судов (совместный ИМО/ФАО Комитет для разработки требований по безопасности рыболовных судов); предупреждения загрязнения моря (ФАО участвовало в создании Объединенной группы экспертов по научным проблемам загрязнения моря). ФАО составляет и ведет список экспертов (арбитров) при передаче на рассмотрение Специального арбитража споров, относящихся к толкованию или применению Конвенции 1982 г.

К компетенции Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) относятся вопросы, связанные с эксплуатацией ядерных судов и перевозкой ядерных материалов. МАГАТЭ принимало участие в разработке Международной конвенции об ответственности операторов ядерных судов 1962 г. и Конвенции о гражданской ответственности в области морских перевозок ядерных материалов 1971 г.

МАГАТЭ сотрудничает с ИМО на основании соглашения 1961 г. в направлении разработки стандартов безопасности ядерных судов и предотвращения радиоактивного загрязнения, перевозки радиоактивных материалов и использования портов при заходе ядерных торговых судов.

Значительное количество мероприятий Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) направлены на охрану морской среды. В рамках ЮНЕП с 1974 г. осуществляется Программа региональных морей, которая охватывает в настоящее время более 140 государств и 18 регионов. По каждому региону заключается базовое комплексное международное соглашение по борьбе со всеми известными видами загрязнения из всех известных источников загрязнения и принимаются протоколы, отражающие особенности экологической обстановки в том или ином конкретном регионе. При этом в качестве главного партнера по всем таким соглашениям выступает ФАО.

Взаимоотношения ЮНЕП и ИМО регулируются меморандумом о взаимопонимании, подписанном в Найроби в 1976 г. В Меморандуме признается координирующая роль ЮНЕП в области охраны окружающей среды и подчеркивается роль ИМО в имплементации специальных программ, относящихся к предотвращению загрязнения морской среды с судов.

Согласно Приложению VIII к Конвенции 1982 г. ЮНЕП ведет списки экспертов (арбитров) в области защиты и сохранения морской среды.

Несмотря на неправительственный статус, роль международных неправительственных организаций весьма важна в обеспечении связи между организациями, непосредственно осуществляющими морскую деятельность, и международными институциями, обеспечивающими регламентацию этой деятельности и координацию сотрудничества государств. Это взаимодействие достигается путем предоставления им консультативного статуса в международных межправительственных организациях, активного участия в нормотворческой деятельности. Многие из них имеют консультативный статус в ИМО и принимают активное участие в работе ее комитетов. К ним относятся: Международная палата судоходства; Международная федерация судовладельцев; Балтийский и международный морской Совет; Международная ассоциация классификационных обществ; Международная федерация ассоциаций капитанов; Международный союз морского страхования; Международная федерация владельцев танкеров по предотвращению загрязнения; Международная федерация работников транспорта; Международное морское бюро; Международная ассоциация независимых владельцев танкеров; Международная ассоциация владельцев сухогрузов и др.

Целью Международного морского комитета является всемерное содействие торговому судоходству посредством унификации морского и торгового права, морских обычаев и практики, путем разработки международных конвенций. Членами этого Комитета состоят национальные (многонациональные) ассоциации морского права или организации, чьей целью является унификация морского права.

Международный морской комитет вносит значительный вклад в разработку норм международного частного морского права. Им разработаны проекты Международной конвенции по унификации некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на морс 1910 г.; Международной конвенции по унификации некоторых правил относительно столкновения судов 1910 г.; Международной конвенции по унификации некоторых правил, касающихся коносамента, 1924 г.; Международной конвенции об унификации некоторых правил об ограничении ответственности собственников морских судов 1924 г.; Международной конвенции об ответственности операторов ядерных судов 1962 г.; Международной конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 г., и др.

Международная палата судоходства тесно сотрудничает с ИМО по вопросам безопасности мореплавания (участие в разработке Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. с протоколами, Конвенции по международным правилам предупреждения столкновений судов в море 1972 г., правил перевозки различных видов грузов). Международная палата судоходства разрабатывает правила безопасного плавания судов, осуществления погрузо-разгрузочных работ в портах, лоцманской проводки.

Деятельность Международной палаты судоходства по охране окружающей среды ведется в двух направлениях: разработка необходимых руководств и участие в выработке международных договоров по предотвращению загрязнения с судов.

Рекомендации Международной федерации ассоциаций морских капитанов были использованы в подготовке Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1995 г., подготовке рекомендаций по организации поиска и спасения терпящих бедствие воздушных и морских судов (совместно с ИМО и ИКАО). Она принимала участие в подготовке документов по безопасности двухкорпусных танкеров (1991 г., совместно с ИМО), документа о необходимой информации на мостике судна (1991 г., совместно с Международной ассоциацией морских лоцманов), участвовала в работе по подготовке Кодекса безопасной эксплуатации балкеров и ролкеров, по вопросам противопожарной безопасности судов (совместно с ИМО).