Международные договоры в сфере таможенной оценки товаров
Впервые международно-правовые нормы, определяющие общие условия и рамки единообразного правового регулирования в этой области, были сформулированы в рамках ГАТТ 30 октября 1947 г. Статья VII этого основного в области международной торговли соглашения, тесно связанного с таможенными вопросами, посвящена проблеме таможенной оценки. ГАТТ, после его обновления и внесения изменений в 1994 г. выполняет функции учредительного акта ВТО, преобразованной из ГАТТ [1].
В настоящее время, как известно, сложились две международные системы по определению таможенной стоимости. Первая установлена Брюссельской конвенцией по оценке товаров в таможенных целях (подписана 15 декабря 1950 г., вступила в силу 28 июля 1953 г.), вторая – Соглашением о порядке применения ст. VII ГАТТ 1979 г . В основе обеих систем лежит положение, наиболее четко воспроизведенное в ст. VII, что предполагает отсутствие принципиальных расхождений между ними. Однако существенные различия видны на уровне понятийного аппарата.
В ч. 2 ст. VII ГАТТ определено, что "оценка ввезенного товара для таможенных целей должна быть основана на фактической стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках" [2].
В этой же статье закреплены такие принципы определения таможенной стоимости, как гласность и стабильность правил.
Статья VII не содержит четких правил, регламентирующих таможенную стоимость товаров. Если расшифровать понятие фактической стоимости товара в соответствии с ч. 2 ст. VII, то под этой стоимостью должна пониматься "цена, по которой этот или аналогичный товар продается или предлагается к продаже в такое время и в таком месте, которое определяется законами страны-импортера... в условиях полной конкуренции" [3]. Такое нормативное установление давало государству-импортеру право выбрать в качестве таможенной стоимости любую цену аналогичного товара или, по крайней мере, любую его экспортную цену. Кроме того, согласно ч. 2 данной статьи в случае, когда фактическая стоимость не может быть определена вышеуказанным методом, она может основываться на эквиваленте такой стоимости. Данное положение ст. VII порождало возможность произвольных таможенных оценок товаров для государств-импортеров.
Такое противоречивое формулирование положений ст. VII явилось отражением реальных противоречий в определении таможенной стоимости товаров, существовавших в мире, и прежде всего разногласий в позициях США и стран Западной Европы.
Статья VII в силу вышеизложенного не способствовала сближению правового регулирования в сфере таможенной оценки товаров, не создала единообразных методов определения таможенной стоимости.
Поэтому в 1950 г. одновременно с принятием Конвенции о создании СТС (ныне ВТАО) была также принята Конвенция об определении стоимости товаров для таможенных целей, вступившая в силу 28 июля 1953 г., которая была подписана в Брюсселе и получила название Брюссельской конвенции о таможенной стоимости.
Брюссельская конвенция, как и Конвенция о создании СТС (учредительная конвенция ВТАО), была разработана в рамках деятельности Группы по изучению возможности создания Европейского ТС наряду с Конвенцией о номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах.
Согласно ст. III Конвенции о создании СТС к функциям ВТАО была отнесена разработка рекомендаций, обеспечивающих единообразное толкование и применение конвенций, заключенных как в результате работы организации, так и вышеуказанных конвенций, касающихся номенклатуры для классификации товаров в таможенных тарифах и оценки товаров в таможенных целях, а также осуществление в этих целях функций, которые могут быть прямо предписаны этими конвенциями в соответствии с их положениями.
Согласно этой статье на ВТАО возлагалась обязанность по разработке примирительных рекомендаций для разрешения споров по толкованию и применению этих конвенций, в том числе и Брюссельская конвенция. Таким образом, ответственность за действие этой Конвенции была возложена на ВТАО, которая является депозитарием данного международного соглашения.
Цели Брюссельской конвенции:
1) достижение максимального единообразия при таможенной оценке товаров;
2) упрощение ведения переговоров по таможенным тарифам.
Брюссельской конвенцией было закреплено стандартное правило, в соответствии с которым, основой для определения таможенной стоимости товара является его нормальная цена, под которой понимается цена товара в условиях свободной конкуренции между независимым продавцом и покупателем, т.е. цена товара, по которой он может быть продан в стране его назначения в момент подачи таможенной декларации.
Конвенция определяла таможенную стоимость товара как нормальную цену товара, по которой товар может быть продан в страну назначения в момент подачи таможенной декларации. Важное условие: "нормальная цена – это цена, складывающаяся на открытом рынке между независимыми друг от друга продавцом и покупателем".
Брюссельская конвенция унифицировала технические стороны определения таможенной стоимости. Однако США и Канада не подписали Конвенцию и не применяют ее положение в своей таможенной практике.
В 1960 г. рамках ВТАО был образован Комитет по оценке товаров в таможенных целях. Его миссия заключалась в наблюдении за выполнением положений Брюссельской конвенции. Учреждение этого комитета в рамках ВТАО было обусловлено необходимостью проведения постоянной работы, направленной на достижение максимального единообразия при таможенной оценке товаров, упрощение ведения переговоров по таможенным тарифам и содействие сопоставимости внешнеторговой статистики путем унификации базиса для таможенной оценки товаров.
Функции Комитета по оценке товаров в таможенных целях:
1) сравнение и распространение информации относительно методов оценки товаров в разных странах;
2) изучение национальных правил, процедур и практики отдельных государств по применению брюссельских принципов;
3) выработка рекомендаций для ВТАО и ее государств-членов по сохранению единообразия в толковании и применении принципов и стандартных единых процедур [4].
Важным направлением деятельности Комитета по оценке товаров в таможенных целях стало определение терминов и понятий для таможенных целей в области таможенной оценки [5]. Комитет также занялся изданием сборников "Пояснительные записки", в которых приводятся практические советы по таможенной оценке товаров.
Брюссельскую конвенцию фактически признали и приняли свыше 70 государств и до 1980-х гг. она являлась самой распространенной методикой определения таможенной стоимости товаров.
Значение Брюссельской конвенции в том, что она закрепила и кодифицировала в качестве единой методологии таможенной оценки западноевропейскую практику.
Канада и США не подписали Конвенцию и не применяли ее положения в своей таможенной практике. Необходимо отметить, что многие страны, подписавшие Брюссельскую конвенцию, рассматривали ее как соглашение, унифицировавшее скорее чисто технические стороны определения таможенной стоимости, но не ее существо [6].
Положения Брюссельской конвенции не закрепили четких правил определения таможенной стоимости. Отсутствие детального урегулирования вопросов таможенной оценки на международно-правовом уровне, а также дальнейшее развитие внешнеторговой деятельности государств потребовали выработки таких подходов к таможенной оценке, которые в наибольшей степени соответствовали бы потребностям и интересам большинства государств. Дальнейшие шаги по сближению правовых систем в сфере международно-правового регулирования таможенной оценки осуществлялись не только в рамках ВТАО, но и всем мировым сообществом на многосторонних торговых переговорах.
В результате по итогам Токийского раунда таких переговоров, проходивших под эгидой ГАТТ в 1973–1979 гг., было принято Соглашение о применении ст. VII ГАТТ "Оценка товаров для таможенных целей", вступившее в силу 1 января 1981 г. [7]
В 1994 г. в ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров было принято дополненное и уточненное Соглашение о применении ст. VII ГАТТ 1994 г . [8] На сегодняшний день это Соглашение стало одной из правовых основ ВТО. Иначе оно именуется Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ. Соглашение является тем международно-правовым стандартом, которому должно соответствовать российское таможенное законодательство.
Соглашение состоит из четырех частей, вступления и трех приложений, одно из которых касается ВТАО в части учреждения под эгидой этой организации Технического комитета по таможенной оценке. Его цель – обеспечение на техническом уровне единообразия в толковании и применении Соглашения.
Если в соответствии с Брюссельской конвенцией основой для определения стоимости товара является его нормальная цена, под которой понимается цена товара в условиях свободной конкуренции между независимым продавцом и покупателем, то в ст. 1 вышеуказанного Соглашения вместо термина "нормальная цена" употребляется новый термин "цена сделки".