Международные договоры локального характера

Более сложная ситуация имеет место в отношении локальных, в том числе региональных норм международного права, которые по объему образуют наибольшую часть этой правовой системы. Основным их источником выступают двусторонние и многосторонние соглашения с участием ЕС или его государств-членов.

Европейский Союз как субъект международного права (ст. 47 ДЕС) имеет право заключать международные договоры ("международные соглашения" ЕС) с любыми государствами, не входящими в его состав (третьими странами) и международными организациями. Подобные соглашения имеют обязательную силу как для самого ЕС (в лице его институтов), так и для его государств-членов (раздел V "Международные соглашения" части пятой ДФЕС).

Подобно государствам, ЕС не может включать в заключаемые им международные соглашения правила, противоречащие учреди- тельным документам как "конституции" Союза. Во избежание такого противоречия предусмотрена процедура предварительного контроля Судом ЕС соответствия будущих соглашений ЕС учредительным документам Союза. В случае отрицательного заключения Суда ЕС международное соглашение не может вступить в силу, если только в него не будут внесены изменения или не будет произведен пересмотр учредительных документов (§11 ст. 218 ДФЕС).

Как постановил Суд ЕС, институты, органы, учреждения Союза не могут издавать законодательные и другие правовые акты, которые противоречили бы заключенным Союзом международным соглашениям. Это относится как к новым соглашениями, так и к тем, которые были заключены ЕС до принятия соответствующего правового акта Союза[1]. Например, несмотря на то что Визовый кодекс ЕС (утвержден регламентом Европейского парламента и Совета ЕС в 2009 г.) предусматривает визовый сбор в размере 60 евро, для граждан России этот сбор составляет 35 евро, поскольку такой размер был установлен Соглашением ЕС с Россией "Об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского Союза" 2006 г. Чтобы изменить его, Европейскому Союзу нужно либо внести поправку в Соглашение 2006 г. (с согласия России как государства-контрагента), либо предварительно денонсировать Соглашение в установленном порядке.

Общий вывод для международных соглашений ЕС заключается в следующем: подобные источники не могут противоречить "первичному праву" ЕС (т.е. учредительным документам и приравниваемой к ним Хартии Европейского Союза об основных правах), но превосходят по силе правовые акты, издаваемые институтами, органами, учреждениями ЕС в рамках "вторичного права" (регламенты, директивы и др.).

Источниками локальных норм международного права, способными вступать в противоречие с правом ЕС, выступают также международные договоры государств-членов. Сюда относятся как двусторонние или многосторонние соглашения, заключаемые государствами-членами друг с другом вне рамок права ЕС (например, конвенции между ними по избежанию двойного налогообложения), так и соглашения, которые они подписывают с третьими странами (например, соглашения Франции с Россией).

В отношении международных договоров государств-членов действует следующее правило: государства-члены не могут заключать договоры между собой ши с третьими странами, которые противоречили бы их обязанностям, вытекающим из источников права ЕС. В противном случае нарушался бы принцип верховенства права ЕС, а равно принцип лояльного сотрудничества (ст. 4 ДЕС), который обязывает государства-члены воздерживаться от любых мер, способных поставить под угрозу достижение целей Союза.

Если подобные договоры были заключены еще до вступления в ЕС, то государство-член должно принять меры по их изменению или денонсации (ст. 351 ДФЕС). На этом основании, например, Суд ЕС в 2009 г. признал Финляндию нарушителем права ЕС, поскольку она не приняла мер по изменению или прекращению подписанных до вступления в ЕС соглашений о защите капиталовложений с рядом третьих стран, в том числе с Россией[2].

Из указанного правила имеются два основных исключения. Первое из них было рассмотрено выше и относится к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Второе исключение касается военно-политических обязательств, которые приняли на себя государства – члены ЕС, одновременно состоящие в НАТО (Организации североатлантического договора, учрежденной в 1949 г.)[3].

В соответствии со ст. 42 ДЕС общая политика безопасности и обороны Союза "уважает обязательства, вытекающие из Североатлантического договора для отдельных государств-членов, которые считают, что их общая оборона реализуется в рамках Организации североатлантического договора". При этом обязательства, принятые на себя государствами – членами ЕС в отношении защиты от внешней агрессии, должны "соответствовать обязательствам, принятым в рамках Организации североатлантического договора, которая для государств, входящих в ее состав, остается фундаментом их коллективной обороны и инстанцией для ее осуществления".

Поскольку право ЕС является интеграционной правовой системой, в настоящее время набирает силу тенденция замены правовыми актами Европейского Союза ранее заключенных государствами-членами международных договоров но вопросам интеграционного сотрудничества, особенно судебного и правоохранительного[4]. Так, принятое в 2003 г. законодательство ЕС о "европейском ордере па арест" заменило собой внутри ЕС положения Европейской конвенции о выдаче, заключенной в рамках Совета Европы в 1957 г. Другим примером служит Регламент (ЕС) № 1346/2000 Совета от 29 мая 2000 г. о процедурах несостоятельности[5]. Согласно его ст. 44 ("Соотношение с конвенциями") данный нормативный акт "заменяет" в рамках своего предмета 11 международных соглашений двустороннего и многостороннего характера, которые еще с 1899 г. заключали между собой государства – члены ЕС.

Аналогичные правила установил Регламент (ЕС) № 1398/2007 Европейского парламента и Совета от 13 ноября 2007 г. об уведомлении и вручении в государствах-членах судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам[6], который согласно его ст. 20 "превосходит по своей силе положения, содержащиеся в двусторонних или многосторонних соглашениях или договоренностях, заключенных государствами-членами", в том числе нормы Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов 1965 г.