Международные банки
Международные банки начали учреждаться с первой трети прошлого века, создавались и действуют ныне на основе межгосударственных соглашений в соответствии с нормами международного публичного права и призваны регулировать международные экономические отношения. К их числу относят:
- международные банки развития и инвестиционные банки, например Международный банк реконструкции и развития — ныне Всемирный банк, Международный инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк;
межгосударственные центральные банки, например Банк международных расчетов, Межгосударственный банк, Европейский центральный банк, Банк государств Центральной Африки, Восточнокарибский центральный банк;
- межгосударственные экспортные банки, например Международный банк экономического сотрудничества, Латиноамериканский экспортный банк и другие международные специализированные банковские учреждения.
Они следуют своим целям, решают разные задачи, а их деятельность носит глобальный или локальный характер. Рассмотрим некоторые из них.
Банк международных расчетов. Старейший международный банк, созданный на основе Гаагского соглашения Англии, Бельгии, Германии, Италии, Франции и Японии в 1930 г. Эти государства подписали также конвенцию со Швейцарией, в соответствии с которой банк был размещен в Базеле. Среди первых его учредителей, помимо центральных банков названных стран, были и отдельные коммерческие банки США во главе с Банкирским домом Моргана.
Целью создания банка провозглашалось содействие сотрудничеству центральных банков стран-участниц и обеспечение международных расчетов между ними. К 1932 г. его участниками стали еще 19 государств Европы.
В настоящее время 34 страны являются членами банка. Их состав включает европейские — бывшие социалистические страны: Албанию, Болгарию, Венгрию, Польшу и другие, вошедшие в него еще до Второй мировой войны. Российская Федерация стала членом банка в 1996 г. Являясь учредителями Банка международных расчетов, центральные банки этих стран выступают одновременно и его клиентами. Поэтому его часто называют международным банком центральных банков.
США представлены в банке не Федеральной резервной системой, а Сйу Банк Согр., однако первая имеет тесные отношения с ним: на ежемесячных совещаниях в Базеле (Базельский клуб) и общих собраниях учредителей всегда присутствует член совета управляющих Федеральной резервной системы. Приоритет в управлении деятельностью банка традиционно сохраняется за странами Западной Европы, хотя США наращивают здесь свое влияние.
Управление деятельностью банка осуществляется общим собранием и Советом директоров, а сам банк по существу является акционерной расчетной палатой. Согласно уставу, основными его функциями являются обеспечение благоприятных условий для международных финансовых операций и выполнение роли доверенного лица при проведении межгосударственных расчетов участников. Он изначально не имел права открывать текущие счета и предоставлять кредиты правительствам.
Главным источником ресурсов банка являются краткосрочные депозиты почти 100 центральных банков (приблизительно 10% мировых валютных резервов). Он хранит также золотые запасы, превышающие 200 тонн[1]. Банк проводит депозитно-ссудные, фондовые и другие операции, в том числе с золотом, а также осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений. Валютой расчетов по операциям принят золотой швейцарский франк, а доллар США используется для выплаты дивидендов акционерам.
В целях поддержки курсов ведущих мировых валют, банк с начала 1960-х гг. начал проводить специальные операции — совместные валютные интервенции центральных банков ("базельские кредиты"). Для покрытия неожиданного роста спроса на иностранную валюту он практикует операции "своп" с центральными банками стран-участниц.
В связи с мировым долговым кризисом банк с начала 1980-х гг. расширил круг своих функций и стал предоставлять промежуточные кредиты под гарантии центральных банков странам, ожидающим кредит от Международного валютного фонда, а также проводить ряд других, в частности агентских, операций.
С 1990 г. в банке действует специальная служба, осуществляющая техническую помощь центральным банкам и обучение банкиров стран Центральной и Восточной Европы, в частности СНГ, а также ряда стран Азии, переходящих к рыночной экономике. Однако главное внимание он уделяет сотрудничеству центральных банков стран — участниц Европейского экономического, валютного и политического союза (ЕС).
Кроме выше отмеченного, банк является признанным в мире крупным экономическим информационно-исследовательским центром. Он проводит политику активного сотрудничества с другими международными кредитно-финансовыми организациями, в частности с банками, деятельность которых будет рассмотрена ниже.
Международный банк реконструкции и развития и Группа Всемирного банка. С целью решения проблем восстановления и стабилизации разрушенной Второй мировой войной экономики европейских государств в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США) была созвана представительная международная валютно-финансовая конференция. Одним из главных ее результатов стало решение об учреждении двух организаций: Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Фонд был призван поддерживать стабильность мировой валютной системы, а банк — стимулировать долговременное экономическое развитие стран-участниц. Их общей целью провозглашалось содействие открытой рыночной экономике в мире.
МВФ начал свою деятельность с марта 1947 г. в качестве специализированного органа Организации Объединенных Наций (ООН). Его штаб-квартира расположена в Ныо-Йорке. Совет управляющих — руководящий орган МВФ — состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран- участниц и собирается ежегодно. Директорат — исполнительный орган — включает 6 представителей от стран с наибольшей долей капитала в фонде и 16 — от остальных стран, избираемых по географическому признаку.
Капитал МВФ складывается из взносов участников, размер которых зависит от экономического потенциала и активности страны в международной торговле. Первоначально взносы уплачивались частично золотом (четверть квоты) и частично национальной валютой. Затем, с апреля 1978 г., четвертая часть квоты стала засчитываться в SDR [2]
Группа выступает партнером в создании рынков, укреплении экономического потенциала, содействует повышению уровня жизни граждан, особенно в беднейших из развивающихся стран.
В 2000 г. представители 147 государств, включая Россию, на саммите ООН подписали "Декларацию тысячелетия", в которой приняли обязательство направлять совместные усилия па снижение к 2015 г. вдвое уровня бедности среди людей, живущих в крайней нищете в различных странах мира. В ней указаны восемь целей развития:
• сокращение крайней бедности и голода;
• достижение всеобщего начального образования;
• обеспечение равенства полов и предоставление прав женщинам;
• снижение детской смертности;
• повышение уровня здоровья матерей;
• борьба с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом, малярией и другими заболеваниями;
• улучшение качества окружающей среды;
• формирование глобального партнерства в целях развития.
МБРР является самым мощным подразделением группы,
обладающим акционерным капиталом в размере около 200 млрд долл., а число его учредителей в настоящее время составляет 184 страны. Обязательным условием вступления в члены банка и родственных ему подразделений является членство в МВФ. Каждая из стран, в зависимости от квоты в МВФ, имеет свою долю акций и соответственно голосов в руководящих органах.
Крупнейшим акционером банка являются США, имеющие приблизительно 17% голосов. Российская Федерация входит в число крупнейших акционеров, обладая долей 2,8%.
Совет управляющих — высший руководящий орган банка. Он состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц, возглавляется Президентом и решает вопросы приема новых стран, изменений размера акционерного капитала, временного приостановления членства и др. Советы управляющих МБРР и МВФ ежегодно проводят совместные заседания.
Совет исполнительных директоров руководит повседневной деятельностью, постоянно функционирует в штаб-квартире и еженедельно проводит заседания. Президент банка является его председателем. Совет состоит из 24 человек — по одному представителю от крупнейших акционеров и 19 регионов. Региональные представители выбираются от одной или нескольких стран. Россия имеет отдельного представителя. Председатель вносит на рассмотрение предложения о выделении займов, утверждении финансовых смет, назначении и увольнении сотрудников, численность которых превышает 7000 человек, и др. Руководство главными функциональными направлениями деятельности осуществляют три директора-распорядителя.
Функции МБРР:
• инвестиционная деятельность в развивающихся странах по широкому спектру направлений: от здравоохранения, образования и окружающей среды до инфраструктур и реформ экономической политики;
• аналитическая и консультативная деятельность по экономическим вопросам;
• постоянная корректировка состава и содержания оказываемых услуг, а также деталей реализуемых программ;
• посредничество в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами.
Банк устойчиво получает прибыль (более 1 млрд долл, ежегодно), хотя се максимизация нс является его основной задачей. Прибыль используется на собственное развитие, а дивиденды акционерам не выплачиваются.
В своей деятельности МБРР придерживается определенных принципов, назовем их:
• выделение ресурсов только для эффективных капиталовложений, безусловно содействующих экономическому росту развивающихся стран;
• принятие инвестиционных решений исходя лишь из экономических соображений с учетом степени вероятности возврата ресурсов;
• предоставление кредитов только под гарантии правительств стран-заемщиков, в акционерные капиталы средства не инвестируются;
• отсутствие ограничений использования предоставленных ресурсов рамками одной страны-участницы;
• направленность деятельности президента и сотрудников банка исключительно в интересах банка, а не других субъектов, в том числе правительств стран.
Главными направлениями деятельности МБРР до середины 1950-х гг. было стимулирование развития пострадавшей от войны экономики стран Западной Европы. Первый заем был предоставлен Франции в 1947 г. Постепенно кредитная политика менялась, и теперь существенная часть ресурсов выделяется развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы. Помимо этого по сравнению с промышленным сектором возросла доля средств, направляемых па развитие сельского хозяйства, здравоохранения, образования и т.д.
Продавая собственные облигации и другие ценные бумаги пенсионным фондам, страховым компаниям, корпорациям, банкам, а также физическим лицам разных стран, М БРР привлекает ресурсы на весьма выгодных условиях, поскольку его долговые обязательства являются высоколиквидными и одними из самых надежных в мире. Банк имеет высший международный кредитный рейтинг — АЛА. Акционерный капитал и нераспределенная прибыль также служат источниками ресурсов, при этом соотношение собственных и привлеченных средств выдерживается с большим страховым резервом.
Банк предоставляет займы развивающимся странам на срок 15-17 лет по более низким процентным ставкам, чем коммерческие банки. Каждые полгода ставки пересматриваются. В последнее время их размер изменялся в пределах 6,5-7,0%. Практикуется отсрочка начала погашения основной суммы займов примерно на пять лет.
Результаты деятельности банка отражаются в ежегодно публикуемых им балансе и отчете о прибылях и убытках. Следует иметь в виду, что его финансовый год включает период с 30 июня по 1 июля.
Более чем за 60 лет своей деятельности банк предоставил займов на сумму, превышающую 400 млрд долл., что в два раза превосходит масштабы инвестиций МВФ. Объем кредитования в 2008 финансовом году превысил 20 млрд долл. Участие в банке почти всех стран мира позволяет действовать глобально.
Выполняя разные функции, МБРР и МВФ являются партнерами и взаимно дополняют друг друга. Другие подразделения Группы Всемирного банка решают свои задачи и имеют отличительные особенности функционирования.
Международная ассоциация развития (МАР) создана для оказания помощи беднейшим из развивающихся стран, которые не в состоянии брать займы у МБРР. Ассоциация предоставляет им, как правило, беспроцентные кредиты па срок 35-40 лет в зависимости от кредитоспособности страны и с отсрочкой платежей па 10 лет. Право на получение таких кредитов в настоящее время имеют более 60 стран с годовым доходом на душу населения, не превышающим 900 долл.
Средства МАР формируются за счет взносов (но подписке и добровольные) более богатых участников, а также за счет прибыли и платежей но предоставленным кредитам. Россия вносит существенный вклад в пополнение ресурсов ассоциации.
Несмотря на юридическую самостоятельность, МАР во многих случаях осуществляет совместную с МБРР деятельность и имеет общий с ним персонал, помещения и другое техническое обеспечение. Напомним, что МБРР вместе с МАР называют Всемирным банком. Совокупный объем кредитования превышает 180 млрд долл. В настоящее время она ежегодно выделяет кредиты по более чем 145 проектам на общую сумму свыше 11,0 млрд долл., ее членами выступают 164 страны. Доля РФ в капитале этой организации — 0,28%.
Динамика показателей кредитования различных направлений и секторов экономики, осуществляемого МБРР совместно с МАР, представлена в табл. 18.5.
Таблиця 18.5.
Объемы кредитования Всемирного банка в разбивке по тематическим направлениям и секторам, млн долл.[3]
Тематические направления |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
||||||
Управление экономикой |
777,7 |
428,8 |
594,6 |
213,8 |
248,3 |
396,6 |
||||||
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов |
1102,6 |
1304,6 |
2493,8 |
1387,3 |
2017,0 |
2661,8 |
||||||
Развитие финансового и частного секторов |
2882,9 |
4176,6 |
3862,0 |
6137,8 |
4260,8 |
6156,2 |
||||||
Развитие людских ресурсов |
3374,0 |
3079,5 |
2951,0 |
2600,1 |
4089,4 |
2280,9 |
||||||
Управление государственным сектором |
2464,1 |
3373,9 |
2636,4 |
3820,9 |
3389,7 |
4346,6 |
||||||
Укрепление правовой системы |
530,9 |
503,4 |
303,8 |
757,6 |
424,5 |
304,2 |
||||||
Развитие сельских районов |
1910,9 |
1507,8 |
2802,2 |
2215,8 |
3175,7 |
2276,8 |
||||||
Социальное развитие, гендерное равноправие и социальная интеграция |
1003,1 |
1557,8 |
1285,8 |
1094,1 |
1250,3 |
1002,9 |
||||||
Социальная защита и управление рисками |
2324,5 |
1577,0 |
2437,6 |
1891,7 |
1647,6 |
881,9 |
||||||
Торговля и интеграция |
566,3 |
1212,7 |
1079,9 |
1610,9 |
1569,9 |
1393,2 |
||||||
Городское развитие |
1576,3 |
1358,1 |
1860,0 |
1911,2 |
2622,7 |
3001,2 |
||||||
Всего по тематическим направлениям: |
18 513,2 |
20 080,1 |
22 307,0 |
23 641,2 |
24 695,8 |
24 702,3 |
||||||
Секторы |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
||||||
Тематические направления |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
||||||
Сельское хозяйство, рыболовство и лесное хозяйство |
1213,2 |
1386,1 |
1933,6 |
1751,9 |
1717,4 |
1360,6 |
||||||
Образование |
2348,7 |
1684,5 |
1951,1 |
1990,6 |
2021,8 |
1926.6 |
||||||
Энергетика и горнодобывающая промышленность |
1088,4 |
966,5 |
1822,7 |
3030,3 |
1784,0 |
4180,3 |
||||||
Финансы |
1446,3 |
1808,9 |
1675,1 |
2319,7 |
1613,6 |
1540,7 |
||||||
Здравоохранение и другие услуги в социальной сфере |
3442,6 |
2997,1 |
2216,4 |
2132,3 |
2752,5 |
1607,9 |
||||||
Промышленность и торговля |
796,7 |
797,9 |
1629,4 |
1542,2 |
1181,3 |
1543,5 |
||||||
Информация и связь |
115,3 |
90,9 |
190,9 |
81,0 |
148,8 |
56,5 |
||||||
Судебно-правовая система и государственное управление |
3956,5 |
4978,8 |
5569,3 |
5857,6 |
5468,2 |
5296,4 |
||||||
Транспорт |
2727,3 |
3777,8 |
3138,2 |
3214,6 |
4949,0 |
4829,9 |
||||||
Водоснабжение, канализация, защита от паводков |
1378,3 |
1591,6 |
2180,3 |
1721.0 |
3059,4 |
2359,9 |
||||||
Всего по секторам: |
18 513,2 |
20 080,1 |
22 307,0 |
23 641,2 |
24 695,8 |
24 702,3 |
||||||
- в том числе со стороны МБРР |
И 230,7 |
11 045,4 |
13 610,8 |
14 135,0 |
12 828,8 |
13 467,6 |
||||||
- в том числе со стороны МАР |
7282,5 |
9034,6 |
8696,2 |
9506,2 |
11 866,9 |
11 234,7 |
||||||
Примечание. Начиная с 2005 финансового года показатели кредитования включают средства, предоставленные в виде гарантий и в рамках гарантийных механизмов.
Международная финансовая корпорация (МФК). Создана для стимулирования деятельности частного сектора экономики в развивающихся странах без получения правительственных гарантий. Она выпускает собственные облигации, имеющие высший рейтинг па мировом рынке, а примерно пятую часть потребности в привлеченных ресурсах покрывает за счет заимствований у Всемирного банка.
Корпорация может инвестировать средства в акционерные капиталы предприятий, которым оказывает кредитную поддержку. Она финансирует создание новых и реконструкцию действующих предприятий — от заводов до банков. Большое внимание при этом уделяется развитию малого бизнеса и охране окружающей среды. Предоставляются также консультативные услуги и техническая помощь местным органам власти и предприятиям по широкому спектру направлений.
Одними из главных принципов деятельности МФК являются: финансирование не более 25% общей суммы расходов по новым проектам; приобретение не более 35% акций предприятий и неучастие в их управлении (невладение контрольными пакетами). Размеры процентных ставок зависят от экономического потенциала страны и характера финансируемого проекта. Погашение займов осуществляется в течение 3-15 лет с предоставлением отсрочки платежей до 12 лет. Обязательства 2008 финансового года превысили 3,5 млрд долл. Совокупный портфель обязательств — около 30 млрд долл. Ее участниками являются 175 стран. Доля России в капитале этой организации — 3,39%.
Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Создан для стимулирования расширения инвестиций путем обеспечения условий для проведения примирительных и арбитражных переговоров между правительствами стран и иностранными инвесторами. Центр осуществляет также консультативную и издательскую деятельность по правовому обеспечению иностранных инвестиций. В настоящее время его членами являются 139 стран, а общее число рассмотренных спорных случаев превышает 140. Число разбирательств, зарегистрированных в 2008 финансовом году, составило 16. Россия не является членом этой организации.
Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ). Создано для оказания помощи развивающимся странам в привлечении частных иностранных инвестиций посредством предоставления инвесторам гарантий от политических рисков: экспроприаций, военных действий и гражданских беспорядков, нарушений условий контрактов и т.п. Агентство предоставляет также консультативные услуги правительствам по вопросам возможностей и условий привлечения инвестиций.
Среди заявок на страхование инвестиций предпочтение отдается обоснованным с финансовой, экономической и экологической точек зрения проектам, способным содействовать развитию страны. Страховые полисы МАИГ гарантируют частные инвестиции в течение 15-20 лет, при этом максимальный размер страхового покрытия на один проект не превышает 50 млн долл.
В настоящее время выдаваемые агентством контракты ежегодно обеспечивают приток прямых инвестиций в размере, превышающем 2,6 млрд долл., что позволяет развивающимся странам создавать около 10 тыс. дополнительных рабочих мест. Совокупный объем выданных гарантий превышает 15 млрд долл. Гарантии, выданные в 2008 финансовом году, составляли 1,8 млрд долл. Членами МАИГ являются 163 страны. Доля России в капитале этой организации — 2,96%.
Группа Всемирного банка стала осуществлять свою деятельность в России с середины 1992 г. С 1993 г. в Москве функционирует постоянное представительство Всемирного банка с численностью сотрудников около 50 чел.
К 2004 г. по выставленному МБРР лимиту кредитования (6 млрд долл.), включая гарантии, РФ занимала 6 место среди крупнейших заемщиков (рис. 18.1).
Всемирный банк выступал главным зарубежным источником долгосрочного финансирования государственного сектора. Используя свои родственные организации, и других посредников, он играл важную роль и в финансировании частного сектора РФ.
Со времени вступления во Всемирный банк па реализацию более 70 проектов России было выделено займов на сумму около
Рис. 18.1. Лимиты рисков, принимаемых МБРР
17 млрд долл. Долгое время наша страна была второй среди крупнейших заемщиков банка, уступая лишь Китаю. За год она получала кредитов на сумму примерно 1,7 млрд долл., а Китай — 2,3 млрд долл. В связи с этим к 2003 г. Россия выплатила долгов на сумму более 1 млрд долл, по ранее полученным кредитам. В то же время Россия не лидировала по объему полученных кредитов в расчете на душу населения. Если в РФ этот показатель составлял примерно 12,5 долл., то у Армении, например, — более 24 долл. В настоящее время паша страна погасила долговые обязательства и нс входит в число крупнейших заемщиков банка.
Банк прогнозировал дальнейшее расширение сотрудничества с нашей страной и в недалекой перспективе был готов увеличить объемы займов до 2-3 млрд долл, в год. Однако в РФ нередко возникали проблемы своевременного и целевого использования предоставленных средств, что неоднократно отмечалось экспертами банка. Тем не менее в России был утвержден крупнейший за всю историю банка проект, реализация которого началась в 1998 финансовом году. Это заем на реформирование системы социальной защиты сроком на 17 лет в размере 800 млн долл, (три транша — 300, 200 и 300 млн долл.). В свою очередь, в соответствии с действовавшей Программой Правительства РФ по оживлению инвестиционной деятельности также предполагалось усиление сотрудничества с банком. В частности, намечались заимствования средств на реализацию проекта развития портов (200 млн долл.), проекта водоснабжения и канализации (300 млн долл.), проекта разработки Приобского месторождения нефти (500 млн долл.), проекта газификации городов и сельских районов европейской части России (800 млн долл.) и др.
Банковский кризис 1998 г. в нашей стране снизил интенсивность сотрудничества со Всемирным банком. В целом масштабы получаемых РФ кредитов уменьшились, а ее политика заимствований стала более сдержанной. В 1999 г. РФ отказалась от бюджетозамещающих займов банка в связи со значительным улучшением показателей экономического положения страны.
Изыскивая новые формы взаимодействия с Правительством РФ, Всемирный банк использовал схему гарантийных операций. Примером может служить известный проект "Морской старт" с участием США, Норвегии, России и Украины. В 1997 г. Банк выставил финансировавшему проект Чейз Манхэттен бэнк гарантии от некоммерческих рисков на сумму 100 млн долл. В свою очередь, Правительство РФ обеспечило встречные гарантии для Всемирного банка и, если бы страховая ситуация наступила, было бы обязано выплатить гарантийные обязательства. Такая форма взаимодействия была предпочтительнее для страны, нежели прямое кредитование, поскольку сопровождалась относительно небольшим приростом внешнего государственного долга.
Стратегия деятельности МБРР в РФ в 2003-2005 финансовые годы предусматривала оказание поддержки эффективной реализации комплексной программы реформ Правительства РФ, содействие в смягчении рисков, мешающих стабильному экономическому росту, и распространение позитивных результатов реформ на более широкие слои населения. Она была направлена на решение трех основных проблем:
• улучшение условий предпринимательства и развитие конкуренции;
• совершенствование системы управления государственным сектором;
• снижение социальных и экологических рисков.
Долгое время в России наблюдался профицит государственного бюджета, а также значительный профицит счета текущих операций платежного баланса. Со второй половины 2008 г. мощный мировой финансовый кризис вновь поразил экономику страны, поэтому в настоящее время наблюдается активизация отношений РФ с Всемирным банком.
Прямые инвестиции в российский частный сектор осуществляет МФК. Она проводит также исследовательскую и консультативную работу. В настоящее время суммарный объем инвестиций корпорации более чем но 25 проектам превысил 500 млн долл. В числе крупнейших проектов МФК в России можно назвать: выделение ресурсов на реструктуризацию предприятий в послеприватизационный период, на развитие фондового рынка и агропромышленного комплекса, на инвестиции в нефтяную промышленность и др.
Оказывая поддержку России, как и прочим странам, Группа Всемирного банка часто взаимодействует с другими международными организациями. Например, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития в 1997 г. предоставили совместный заем на реализацию проекта развития финансовых учреждений в России.
Помимо рассмотренных банков, в глобальном масштабе действуют и другие влиятельные кредитно-финансовые организации: Парижский клуб, Лондонский клуб и др. Активное сотрудничество с ними позволяло России осуществлять урегулирование проблем выплаты своего внешнего долга и получения долгов от стран-должников.
Европейский инвестиционный банк. Учрежден в 1958 г. странами — членами Европейского экономического сообщества. Целями создания банка провозглашались долгосрочное (20- 25 лет) финансирование слабо развитых регионов, осуществление совместных проектов стран-участниц, совершенствование отраслевой производственной структуры европейских государств, а также льготное (до 30-40 лет) кредитование ассоциированных участников.
С 1993 г. является кредитным институтом Европейского экономического, валютного и политического союза (ЕС). С 1997 г. осуществляет кредитование в евро. Штаб-квартира банка расположена в Люксембурге, а его отделения — в Афинах, Брюсселе, Лондоне и Риме. Учредителями банка в настоящее время выступают 15 стран — членов ЕС.
Совет управляющих, состоящий из министров финансов стран- участниц, директорат в составе 25 директоров и 13 заместителей, а также президент и ряд вице-президентов руководят деятельностью банка. Такие страны, как ФРГ, Франция, Англия и Италия, обладают наибольшей долей уставного капитала, составляющего примерно 15 млрд евро. Размер резервного капитала превышает 10% уставного фонда.
Банк привлекает средства на европейском и международных рынках капитала, осуществляя систематическую эмиссию облигаций, номинируемых в долларах США, евро и других валютах. Развитие энергетики, транспорта, телекоммуникаций, охраны окружающей среды — основные направления вложений банка. Дополняя средства заемщиков, его кредиты традиционно покрывают не более половины стоимости расходов по проектам и могут предоставляться в евро и других валютах. Рыночная конъюнктура определяет размер платы за кредит. Лидерами среди заемщиков банка выступают Италия, Англия, Франция и Ирландия.
В последние годы банк, как агент ЕС, за счет специальных фондов осуществляет кредитование инфраструктурных проектов, в частности развитие энергетики. Мелкие и средние смешанные компании при этом получают ресурсы от определенных кредитных учреждений стран-участниц, которым банк предоставляет финансовую поддержку. Помимо этого он на льготных условиях финансирует ряд развивающихся стран Средиземноморья, Африки, Карибского бассейна, Латинской Америки, Азии, а также Центральной и Восточной Европы — ассоциированных членов ЕС. Например, в преддверии XX в. банк профинансировал на 30% польский проект строительства крупной международной автомагистрали, общая сумма которого оценивалась в 2,2 млрд евро.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Учрежден в 1990 г. для содействия странам Центральной и Восточной Европы, в том числе СНГ, в становлении рыночной экономики. Учредителями банка в настоящее время выступают 61 государство, включая все европейские страны, ряд стран других регионов мира (США, Япония, Австралия, Египет и др.) и две международные организации — Европейский экономический, валютный и политический союз (ЕС) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Уставный капитал составляет 20 млрд евро.
Совокупная квота стран — членов ЕС, Европейского инвестиционного банка и собственно ЕС в уставном капитале составляет 51%, стран Центральной и Восточной Европы — 13%, остальных европейских стран — 11%, не европейских стран — 24%. США располагают наибольшей квотой — 10%, Италия, ФРГ, Франция, Англия и Япония — по 8,5%, а РФ — 4% или 800 млн евро [4].
В настоящее время ЕБРР осуществляет свою деятельность в 29 странах — от Центральной Европы до Центральной Азии. Штаб-квартира расположена в Лондоне, а 33 представительства — по одному во всех странах операций за редким исключением. В отличие от других стран, Россия имеет четыре представительства банка: центральное — в Москве и региональные — в Санкт- Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке.
Совет управляющих под руководством председателя и двух заместителей возглавляет банк и состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц, а также представителей от ЕС и Европейского инвестиционного банка. Многие свои полномочия он делегирует совету директоров, осуществляющему управление повседневной деятельностью и состоящему из президента, четырех заместителей и 23 директоров. Каждый из директоров входит в состав одного из трех комитетов совета: ревизионного, но бюджетным и административным вопросам, по финансовой и операционной политике. Кроме того, организационная структура банка включает ряд территориальных и отраслевых отделов, а также другие функциональные подразделения (департаменты и отделы). Общая численность сотрудников банка превышает 1100 человек, включая представительства в странах операций.
Банк взаимодействует со многими международными институтами и, в первую очередь, с Группой Всемирного банка. Он привлекает к участию в осуществлении различных проектов также частные национальные коммерческие банки, инвестиционные фонды и другие кредитно-финансовые учреждения.
Качеству финансируемых проектов, и прежде всего очевидности и реальности экономических выгод для страны от их реализации, банк традиционно уделяет пристальное внимание.
Привлекая средства на международных рынках на весьма выгодных условиях, банк предоставляет свои услуги по коммерческим ценам. Главным образом это дополнение усилий других кредиторов для оказания поддержки предприятиям, нуждающимся в финансовых ресурсах. Гарантии на экспортные кредиты и розничные банковские услуги он не предоставляет. В отличие от большинства других международных организаций, банк действует как в государственном, так и в частном секторах экономики стран операций.
В отличие от частных иностранных и национальных банков ЕБРР имеет возможность и берет на себя риски, непосильные этим организациям. Он ежегодно выделяет более 3,5 млрд евро на реализацию новых проектов в странах операций. За все время существования на реализацию более 1000 проектов было направлено свыше 30 млрд евро.
Основные функции ЕБРР таковы:
• прямое финансирование, т.е. предоставление кредитов на реализацию конкретных проектов;
• инвестирование средств в акционерные капиталы, а также гарантирование размещения акций государственных и частных предприятий;
• предоставление гарантий для содействия заемщикам в получении доступа к источникам капитала;
• финансирование с помощью посредников мелких и средних предприятий.
К числу операционных приоритетов банка относятся: развитие частного сектора, охват всех стран операций, работа с финансовыми посредниками, вложения в акционерные капиталы. Кроме того, он стремится обеспечить экологически чистое и устойчивое развитие экономики стран операций, в том числе путем повышения эффективности использования энергии.
Банк придерживается следующих главных принципов в своей деятельности:
• ограничение объема финансирования пределами 35% общих издержек по каждому проекту;
• требование к другим, в частности промышленным инвесторам, приобретения контрольных пакетов акций или достаточных прав на управление предприятиями;
• предоставление на проекты частного сектора не более двух третей суммы заимствуемых средств и не менее одной трети акционерного капитала;
• требование к другим участникам софинансирования выделения дополнительных средств;
• непредоставление средств инвесторам для приобретения уже выпущенных или вновь выпускаемых акций;
• необязательность денежной формы доли местного участника проекта.
Прямое финансирование предоставляется главным образом совместным предприятиям, и в первую очередь с участием иностранного капитала. При их кредитовании банк обычно нс требует правительственных гарантий. Кредиты выдаются в любой свободно конвертируемой валюте, но в основном в долларах США и евро, и погашаются в той же валюте, в которой были выданы. В последнее время банк начал фондировать кредиты (привлекать для них средства) в ряде местных валют.
Минимальная сумма кредитов банка составляет 5 млн евро, однако он находит возможности для работы с мелкими и средними предприятиями. В последние годы средние размеры его кредитов в государственном секторе составляли 25, а в частном — 16 млн евро. Срочность кредитов обычно составляет 5-10 лет, а в исключительных случаях (инфраструктурные проекты) — до 15 лет. Плата за кредит устанавливается с маржей, превышающей ставку ЛИБОР. Кредиты могут предоставляться под плавающий или фиксированный процент, а также в некоторых других вариантах. Основная сумма кредита погашается равными долями каждые полгода.
Финансируемые клиенты обязаны обеспечить страхование традиционно страхуемых рисков, к которым банк не относит политические риски и риски неконвертируемости местных валют. Кредиты обеспечиваются залогом активов финансируемых проектов: движимое и недвижимое имущество, акции, переуступка прав и т.д. Кредиты исключаются из сумм государственного долга при его реструктуризации, т.е. банк имеет статус привилегированного кредитора.
Инвестирование средств в акционерные капиталы осуществляется путем подписки на обыкновенные и привилегированные акции или в других формах. При этом банк не приобретает контрольные пакеты акций и не принимает прямой ответственности за управление предприятием. Он может также гарантировать размещение акций, выпущенных государственными и частными предприятиями.
Предоставление гарантий практикуется для оказания помощи заемщикам в получении доступа к источникам капитала. Гарантии могут быть от всех видов рисков, частные и др. При этом степень кредитного риска должна быть известна и приемлема для банка.
Финансирование с помощью посредников является инструментом работы с мелкими и средними предприятиями. Для этого выбранным банком финансовым учреждениям предоставляется среднесрочное и долгосрочное финансирование в форме кредитных линий. Аналогичное финансирование в отдельных случаях может предоставляться правительствам стран, которые через коммерческие или инвестиционные банки направляют полученные ресурсы мелким и средним предприятиям.
Результаты деятельности байка отражаются в ежегодно публикуемых им отчете о прибылях и убытках и балансе. Следует иметь в виду, ч то его финансовый год совпадает с календарным.
С момента учреждения по настоящее время ЕБРР устойчиво развивает свою деятельность, наращивая, в частности, объемы кредитования и число финансируемых проектов, а также увеличивая собственную прибыль.
Деятельность ЕБРР в России ориентирована главным образом на развитие местных банковских и финансовых учреждений в целях становления частного сектора экономики страны. Мелкие и средние предприятия при посредничестве российских банков получают финансирование на приемлемых для них в настоящее время условиях.
Другими аспектами помощи банка является развитие рынков капитала, укрепление нормативной базы, содействие торговле и т.д.
Россия является крупнейшим получателем помощи банка. За последние 19 лет общая стоимость одобренных им по России проектов превысила 20 млрд евро. При этом сумма вложений собственных средств банка составила около 7 млрд евро или 23% всего портфеля ЕБРР. Очередной программой сотрудничества пашей страны с банком, периодически одобряемой Правительством РФ, предусматривалось увеличение ежегодного объема инвестиций в российскую экономику до 1 млрд евро. Большая часть одобренного финансирования приходится на реальный сектор экономики: промышленность — 25%, транспорт и связь — 13%, электроэнергетика и добывающие отрасли — 28%, финансово-банковский сектор — 30%, агробизнес — 2%, муниципальное развитие — 2%. Под государственные гарантии банк выдал России свыше десяти займов на общую сумму превышающую 900 млн долл., которые уже погашены.
В РФ банк осуществлял финансирование по следующим направлениям:
• Программа развитая финансовых учреждений (ПРФУ);
• создание Региональных фондов венчурного капитала (РФВК);
• учреждение Фонда поддержки малых предприятий России (ФПМП);
• вложения в инвестиционные фонды и акционерные капиталы банков.
Программа развития финансовых учреждений осуществлялась в сотрудничестве с Правительством РФ и Всемирным банком. В 1997 г. для поддержки программы ЕБРР предоставил кредит в размере 100 млн долл., а Всемирный банк — 200 млн долл. Правительство РФ гарантировало и организовывало выполнение программы. Ее цель — содействие укреплению группы российских коммерческих банков, которые в будущем должны были играть ключевую роль в перестройке экономики страны.
Укрепление деятельности банков производилось путем подготовки и осуществления их индивидуальных стратегий и бизнес-планов. Программа предусматривала также модернизацию информационных систем, автоматизацию банковских процедур, разработку мер по улучшению финансового состояния банков.
Помимо этого в рамках программы реализовывался Проект поддержки предприятий, в соответствии с которым при посредничестве Минфина России через часть упомянутых выше российских коммерческих банков осуществлялось кредитование структурной перестройки средних и крупных предприятий частного сектора.
Региональные фонды венчурного капитала начали создаваться в РФ с 1994 г., в отдельных регионах страны действовали 11 таких фондов. Каждому из них (за редким исключением) банк предоставлял капитал в размере 30 млн долл, на содействие структурной реорганизации отобранных для этого предприятий. Средства инвестировались в качестве нового акционерного капитала в средние (до 5 тыс. чел.) приватизированные по правительственной программе и другие частные предприятия для реализации их коммерчески эффективных проектов. Размер инвестиций, как правило, мог изменяться в пределах от 0,3 до 3 млн долл.
Каждый фонд действовал в пределах своего региона и сотрудничал лишь с сильными на внутреннем рынке предприятиями, не обязательно имеющими иностранного партнера. Фонды не держали контрольных пакетов акций, однако выступали влиятельными акционерами. Они не имели права инвестировать средства в определенные направления коммерческой деятельности, например в производство табака, крепких спиртных напитков, вооружений и т.п.
Помимо ресурсов, направляемых в акционерные капиталы, каждый фонд на безвозмездной основе получал от правительств стран-доноров (ФРГ, Япония, США, Франция, Италия, Финляндия, Норвегия, Швеция) и ЕС дополнительные средства в размере по 20 млн долл. Они были предназначены для покрытия операционных издержек, проведения экспертиз потенциальных объектов инвестирования и консультирования предприятий.
Фонд поддержки малых предприятий создан ЕБРР при участии отдельных европейских стран и других доноров. Половину общего капитала, составляющего 300 млн долл., предоставил сам банк. Фонд предназначен для выдачи на коммерческой основе малых и микрокредитов через ряд российских банков, расположенных по всей стране: в Санкт-Петербурге, Москве, Самаре, Челябинске, Новосибирске и других городах.
Малые кредиты в размере до 125 тыс. долл., предоставлялись на срок до трех лет компаниям сферы производства и услуг с численностью работников до 50 чел., если они не смогли получить средства у местных банков. Микрокредиты в размере от 0,1 до 30 тыс. долл., выдавались индивидуальным предпринимателям и фирмам сферы торговли, услуг и инвестиций с численностью работников до 20 чел. на более короткие сроки. В любом случае предварительно оценивалась кредитоспособность заемщиков.
Фондом было выдано более 180 тыс. кредитов на сумму около 2 млрд евро малым предприятиям в более чем 100 городах России. Подавляющее большинство составляют микрокредиты. Лучший годовой, до кризиса 1998 г., результат — 9,3 тыс. кредитов, выданных в 1997 г. В 1998 г. ожидался новый рекорд, но помешал августовский кризис. Тем не менее с середины 1999 г. число выдаваемых кредитов постоянно росло и в 2000 г. упомянутый рекорд был побит: выдано 13,8 тыс. кредитов. В 2001 г. достигнут новый рубеж — 26,7, а в 2003 — 50 тыс. кредитов. Эта тенденция имела продолжение до кризиса 2008 г.
Вложения в инвестиционные фонды также являются одним из направлений деятельности ЕБРР в России. Ему принадлежала часть средств ряда инвестиционных фондов, осуществляющих вложения в частные, в том числе совместные, предприятия.
Российский инвестиционный фонд "Фрамлингтон", например, производил вложения в капиталы малых и средних предприятий экспортных и других быстро растущих отраслей экономики в размере от 0,5 до 4 млн долл. Инвестиционный фонд "New Europe East", вкладывавший средства в ценные бумаги высокоэффективных компаний, расположенных в Центральной и Восточной Европе и имеющих сильных иностранных партнеров, инвестировал не более 40 млн долл, в одно предприятие. Другие инвестиционные фонды имеют свои особенности деятельности. Кроме того, банку принадлежит часть капитала некоторых российских банков.
Международные банки отдельных регионов. Банки развития, кроме рассмотренных выше, начали создаваться в 1960-е гг. в отдельных регионах мира. Это было связано с ускорением распада мировой колониальной системы, с расширением регионального сотрудничества и экономической интеграции развивающихся стран.
Первыми крупными региональными банками развития стали: Межамериканский банк развития, учрежденный в 1959 г., Центральноамериканский банк экономической интеграции (1960 г.), Африканский банк развития (1963 г.) и Азиатский банк развития (1966 г.). В 1970-е гг. появился еще ряд аналогичных кредитных учреждений: Карибский банк развития (1970 г.), Западноафриканский банк развития (1973 г.), Арабский банк экономического развития Африки (1974 г.), Банк развития государств Центральной Африки (1975 г.) и др.[5]
Учредителями банков, помимо развивающихся стран соответствующих регионов, выступают, как правило, отдельные "нерегиональные" государства, в том числе развитые. Это позволяет расширить финансовые возможности деятельности региональных банков. Названные учреждения продолжают функционировать в настоящее время. Они имеют сходные цели, осуществляют однотипные операции, развивают сотрудничество между собой и с другими международными институтами. Развивающиеся страны получают их финансовую поддержку для реализации преимущественно инфраструктурных проектов, а также па развитие добывающей и обрабатывающей отраслей промышленности.
В отдельных регионах мира функционируют межгосударственные экспортные банки.
В 1963 г. правительствами ряда социалистических стран был учрежден Международный банк экономического сотрудничества. В настоящее время состав его участников незначительно изменился. Россия является членом этого банка. Его уставный капитал составляет 400 млн евро. Он продолжает свою деятельность — в основном расчетно-кредитное обслуживание внешнеторговых связей предприятий и организаций стран-участниц.
К разряду таких банков относится созданный в 1977 г. Латино-американский экспортный банк [5] и ряд других подобных учреждений.
Европейский регион является особым, поскольку в настоящее время здесь наиболее глубоко и динамично протекают интеграционные процессы стран Западной Европы и продолжают преодолеваться последствия недавнего сокрушительного распада социалистического лагеря. Охарактеризуем деятельность отдельных, не рассмотренных выше, европейских региональных банковских учреждений, в частности межгосударственных центральных и инвестиционных банков.