Международные автомобильные перевозки
Основным источником правового регулирования международных автомобильных перевозок являются международные соглашения. К числу таких многосторонних международных договоров с участием Российской Федерации относятся: Конвенция о дорожном движении 1968 г., Европейское соглашение, дополняющее Конвенцию о дорожном движении 1971 г., Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г., Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г., Соглашение о международных перевозках скоропортящихся продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок 1970 г., Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОЛОГ) 1957 г.
КДПГ, разработанная иод эгидой Европейской экономической комиссии ООН, объединяет многие европейские страны, включая Российскую Федерацию, а также Казахстан, Марокко, Таджикистан, Тунис, Туркмению. СССР стал участником КДПГ с 1 августа 1983 г. Конвенция призвана унифицировать условия международной дорожной перевозки грузов, включая документы, применяемые для такой перевозки, и ответственность перевозчика. В сферу действия Конвенции входит любой договор дорожной перевозки грузов транспортными средствами за вознаграждение, если место принятия груза и место, предназначенное для сдачи груза (указанные в договоре), находятся в двух разных странах, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции, независимо от места жительства и национальности сторон договора.
Перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату груза или за его повреждение, происшедшие с момента принятия груза к перевозке и до момента его сдачи, а также за просрочку в доставке. Размер суммы, подлежащей уплате в возмещение ущерба, вызванного полной или частичной утратой груза, определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его для перевозки и не может превышать установленного Конвенцией предела. Перевозчик освобождается от этой ответственности, если докажет, что потеря груза, его повреждение или просрочка доставки произошли по вине контрагента, вследствие приказа последнего, не вызванного какой-либо виной перевозчика, каким-либо дефектом самого груза или обстоятельствами, избегнуть которых перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить. Установленный предел ответственности перевозчика за утрату (повреждение) груза составляет 25 франков (здесь и далее имеются в виду франки Пуанкаре – валютная единица, содержащая 65,5 мг золота 900-й пробы) или 8,33 СПЗ (специальные права заимствования – условная денежная единица, введенная Международным валютным фондом) за 1 кг утраченного груза. Данный предел может быть исключен в случае, если будет доказано, что ущерб был вызван злоумышленным поступком перевозчика.
В КДПГ включена коллизионная норма, отсылающая к закону суда, который рассматривает дело, для решения вопросов о продлении или о перерыве течения срока исковой давности. По спорам, возникающим из перевозки, подпадающей под действие Конвенции, истец может обратиться, кроме судов стран – участниц Конвенции, согласованных сторонами, в суд страны, на территории которой: а) ответчик имеет обычное место жительства; б) находится основное коммерческое предприятие ответчика или отделение либо агентство, через посредство которых был заключен договор перевозки; в) находится место принятия груза к перевозке либо место, предназначенное для сдачи груза. Обращение в другие суды не допускается.
Конвенция МДП, определяя процедуру международной дорожной перевозки грузов, предусматривает в качестве ее основного атрибута книжку МДП, являющуюся единым таможенным документом при следовании груза от таможни места отправления до таможни места назначения в регионе МДП. Конвенцией введен институт гарантийного объединения, под которым понимается объединение, признанное таможенными органами государства – участника Конвенции в качестве гаранта для лиц, использующих процедуру международной дорожной перевозки грузов. В Российской Федерации функции гарантийного объединения выполняет АСМАП (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков Российской Федерации), которая обеспечивает российских перевозчиков книжками МДП, ведет работу по урегулированию претензий в связи с использованием процедуры МДП. Грузы, перевозимые с соблюдением этой процедуры, освобождаются от уплаты ввозных или вывозных пошлин и сборов в промежуточных таможнях. Процедура МДП "избавляет" соответствующее транспортное средство от остановок и задержек таможнями стран, участвующих в Конвенции. Грузы, перевозимые с соблюдением процедуры МДП в запломбированных дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или в запломбированных контейнерах, как правило, освобождаются от досмотра в промежуточных таможнях. На дорожном транспортном средстве или составе транспортных средств, осуществляющих операцию МДП, должны быть прикреплены таблички с надписью "TIR". Знак TIR дает преимущество первоочередного таможенного оформления. Конвенцией определяются требования к транспортным средствам и контейнерам, подпадающим под действие ее норм, порядок оформления книжки МДП, реквизиты книжки, правила пользования ею.
Правительство РФ в 1998 и 2001 гг. приняло поправки к указанной Конвенции, одобренные Административным комитетом Конвенции МДП. Соответствующим российским ведомствам поручено при участии АСМАП продолжить работу по подготовке и согласованию дополнений и изменений положений Конвенции МДП, призванных совершенствовать гарантийную систему процедуры МДП, упростить таможенную процедуру и усилить контроль за исполнением Конвенции МДП. Утверждено Положение о порядке допуска российских перевозчиков к процедуре МДП, определяющее, в частности, минимальные условия и требования, предъявляемые к лицам, желающим получить допуск к процедуре МДП.
К числу внутренних нормативных правовых актов РФ, регулирующих международные автомобильные перевозки, относятся: Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ, а также Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения".
Устав определяет международные автомобильные перевозки как перевозки, которые осуществляются за пределы территории РФ или на территорию РФ с пересечением государственной границы РФ, в том числе транзитом через территорию РФ. При этом ч. 3 ст. 1 Устава устанавливает, что такие перевозки регулируются международными договорами РФ.
Федеральный закон "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" также содержит определение международной автомобильной перевозки, к которой он относит: 1) проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, с территории РФ на территорию иностранного государства и обратно, либо на территорию РФ транзитом через территорию иностранного государства, либо с территории одного иностранного государства на территорию другого иностранного государства транзитом через территорию РФ; 2) проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, на территорию РФ и обратно либо транзитом через территорию РФ.
Международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории РФ осуществляются в соответствии с российскими и многосторонними разрешениями. Российские перевозчики осуществляют международные автомобильные перевозки в соответствии с иностранными и многосторонними разрешениями. Международные договоры РФ на условиях взаимности могут допускать международные автомобильные перевозки без таких разрешений. Условия допуска российских перевозчиков к международным автомобильным перевозкам установлены Положением о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 16 октября 2001 г. № 730). Закон запрещает перевозки грузов и пассажиров транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам, в том числе временно ввезенными ими на территорию РФ, между пунктами, расположенными на этой территории.
Установление разрешительной системы международных автомобильных перевозок пассажиров, багажа и грузов является общим для двусторонних международных (межправительственных и межведомственных) договоров РФ в этой области. Разрешения выдаются компетентными органами сотрудничающих стран, по территории которых или через территории которых следуют автотранспортные средства.
В ходе переговоров между соответствующими органами сотрудничающих стран ежегодно определяется количество получаемых иностранных разрешений на выполнение международных перевозок. Координируются вопросы, связанные с получением и выдачей российским перевозчикам иностранных разрешений. Непосредственное распределение иностранных разрешений между перевозчиками производится в установленном порядке АСМАП. Эта Ассоциация, созданная в 1974 г., является некоммерческой организацией, объединяющей на добровольной основе российские предприятия и организации, осуществляющие международные перевозки автомобильным транспортом, членом Международного союза автомобильного транспорта.
Передавая иностранные разрешения перевозчикам, АСМАП предупреждает их об условиях осуществления международных перевозок, предусмотренных соответствующими международными договорами.
Двусторонние договоры РФ о международном автомобильном сообщении регулируют также перевозки в третьи страны и из третьих стран. В договорах перевозчикам одной страны запрещается осуществлять внутренние перевозки (каботаж) на территории другой страны. Страны – участницы договоров обеспечивают страхование гражданской ответственности перевозчиков перед третьими лицами в связи с использованием автотранспортных средств. Условия договоров включают освобождение от налогов и сборов с автотранспортных средств, пограничные, таможенные и иные правила.