США на международном рынке услуг
В 2012 г. доля сферы услуг в американской экономике (ВВП) составила 74,7%, в занятости — более 80%, что связано с переходом на инновационный тип развития, основанный на экономике знаний, сопровождаемый развитием НТП, расширением сферы применения Интернета, либерализацией внешней торговли и международного движения капитала, ростом благосостояния населения. За последние годы роль международной торговли услугами Соединенных Штатов значительно возросла.
США являются мировым лидером в предоставлении/получении услуг через коммерческое присутствие поставщика на территории страны приема и в транснациональной (внешней) торговле услугами. За 2007 2011 гг. доходы аффилированных зарубежных предприятий американских компаний от услуг, предоставленных резидентам страны приема, увеличились в 1,3 раза и составили 1195 млрд долл.; в среднегодовом исчислении они равнялись 1062 млрд долл.
Платежи США за услуги, полученные от аффилированных предприятий иностранных компаний, размещенных на территории страны, за тот же период сократились почти на 21% и составили 741,6 млрд долл.; в среднегодовом исчислении они равнялись 781,5 млрд долл. В 2011 г. доля США в совокупных доходах пяти стран (США, Великобритания, Германия, Италия, Франция) составила 38,4%; в платежах — 41,8%.
За последние 10—15 лет роль внешней (транснациональной) торговли услугами в американской экономике резко возросла; стоимость экспорта услуг США в 2000 и 2005 гг. составляла 2,97— 2,98% ВВП, в 2008 г. — 3,9, в 2012 г. — 4,0% ВВП. За 2000—2012 гг. доходы США от экспорта услуг увеличились в 2,1 раза и достигли 629 млрд долл., платежи — в 1,9 раза и 436 млрд долл. соответственно (табл. 4.10). США имеют положительный баланс по внешней торговле услугами; чистый экспорт в последние годы существенно увеличился. В 2000 г. экспорт услуг покрывал импорт услуг на 132,7%, в 2005 г. - 123,7, в 2011 г.- 140,8% в 2012 г. - 144,3%.
Таблица 4.10
Внешняя торговля услугами США в 2000—2012 гг., млрд долл.
Торговля услугами |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Экспорт(кредит) |
296 |
376 |
418 |
488 |
532 |
508 |
551 |
604 |
629 |
Импорт (дебет) |
223 |
304 |
339 |
370 |
406 |
385 |
405 |
429 |
436 |
Баланс |
73 |
72 |
79 |
118 |
126 |
123 |
146 |
175 |
193 |
Источник: IMF, International Financial Statistics, Yearbook, 2010, 2012.
Услуги ("невидимые" операции) в США охватывают широкий круг сделок в области международных экономических отношений; количество услуг в американской внешней торговле США превышает 100. По данным Бюро экономического анализа США, в 2011 г. более половины (54%) доходов от экспорта коммерческих услуг было получено от экспорта транспортных услуг (13,6%), от деловых и туристических поездок (19,8%), от продажи патентов и лицензий (20,6%) (табл. 4.11). Поступления от прочих коммерческих услуг составили 44,2%, от правительственных операций — 1,8% в совокупных доходах США от экспорта услуг.
Таблица 4.11
Структура экспорта и импорта коммерческих услуг США в 2011 г.
Виды услуг |
Экспорт |
Импорт |
||
млрд долл. |
% |
млрд долл. |
% |
|
Все услуги |
597,7 |
100 |
393,8 |
100 |
Поездки |
116,1 |
19,8 |
78,6 |
20,0 |
Транспортные |
79,7 |
13,6 |
85,8 |
21,8 |
Поступления от продажи патентов и лицензий |
120,8 |
20,6 |
36,6 |
9,3 |
Прочие коммерческие услуги |
270,2 |
44,2 |
192,0 |
48,8 |
Образовательные |
22,7 |
3,9 |
5,9 |
1,5 |
Финансовые |
74,0 |
12,6 |
16,2 |
4,1 |
Страховые |
15,5 |
2,6 |
56,6 |
14,4 |
Телекоммуникационные |
12,6 |
2,2 |
7,7 |
1,9 |
Бизнес-услуги, профессиональные и технические услуги |
134,4 |
22,9 |
104,7 |
26,6 |
Компьютерные и информационные |
15,5 |
2,6 |
24,5 |
6,2 |
Консалтинговые и услуги менеджмента |
32,2 |
5,5 |
24,8 |
6,3 |
Услуги в области исследований, разработок и тестирования |
23,4 |
4,0 |
22,4 |
5,7 |
Операционный лизинг |
7,1 |
1,2 |
1,9 |
0,5 |
Промышленный инжиниринг |
6,1 |
1,1 |
3,3 |
0,8 |
Услуги по установке, обслуживанию и ремонту оборудования |
13,7 |
2,3 |
8,1 |
2,1 |
Другие услуги |
10,9 |
1,8 |
0,8 |
0,2 |
Источник. U.S., International Services. Survey of Current Business, 2012, Oct. P. 34—35.
По расходам на НИОКР США занимают лидирующие позиции в мире, в 2012 г. они составили 436 млрд долл. (31,1% мировых расходов на НИОКР). В 2011 г. поступления от трансграничной продажи научно- технических и образовательных услуг в объеме экспорта патентов и лицензий, предоставления услуг в области образования, исследований, разработок и тестирования составили 28,5% совокупных доходов от экспорта услуг в размере 166,9 млрд долл., превысив платежи в 2,6 раза. Экспорт этих
услуг обеспечивает коммерческую передачу научно-технических знаний, что стимулирует расширение экспорта соответствующего оборудования; экспорт образовательных услуг позволяет привлечь наиболее способных и талантливых специалистов в экономику США.
Продажа лицензий позволяет американским корпорациям ускорить процесс освоения новых рынков; частично возместить расходы на НИОКР. Доходы от продажи технологий позволяют проводить НИОКР на передовых направлениях НТП, что способствует повышению конкурентоспособности американских товаров. Продажа лицензий расширяет сбыт готовой продукции, ибо в лицензионные соглашения часто включается условие о покупке у американского лицензиара оборудования и узлов, необходимых для налаживания производства по лицензии, что увеличивает объем товарных поставок и доходы американской фирмы-лицензиара.
Распространенной формой лицензионных соглашений СЛПА являются контракты на использование товарного знака — франчайзинг, которые предусматривают предоставление прав на использование американской торговой марки или фирменного названия, а также оказание услуг по технической помощи, повышению квалификации рабочей силы, организации торговли и управлению. Размеры платежей по этим контрактам колеблются от 1,5 до 12% годовых продаж. Операции по франчайзингу проводятся обычно между крупными компаниями США и мелкими фирмами или частными лицами за рубежом. Франчайзинг позволяет американской корпорации получать вознаграждение за предоставленные услуги и контролировать рынок страны приема с минимальными затратами. Практику франчайзинга американские фирмы наиболее активно используют в Канаде, где сосредоточено свыше 30% всех зарубежных франчайзи американских корпораций, и в других развитых странах.
Лицензионные сделки концентрируются главным образом в новых и новейших отраслях обрабатывающей промышленности: в химической промышленности, электронике, производстве компьютеров, транспортном машиностроении, производстве вооружений. Лицензии продаются преимущественно развитым и наиболее продвинутым развивающимся странам, которые производят многие наукоемкие товары по иностранным лицензиям. Большая часть лицензионных соглашений монополизирована крупными американскими компаниями. Основными экспортерами лицензий выступают родительские компании, доля которых составляет около 90% поступлений от лицензионной торговли с иностранными странами, 10% дают зарубежные филиалы американских компаний. Расходы США на покупку патентов и лицензий в 2011 г. были в 3,3 раза меньше поступлений от экспорта.
За 2001—2011 гг. поступления от услуг, связанных с деловыми и личными поездками, увеличились в 1,7 раза и в 2011 г. составили 116,1 млрд долл. (19,8% от общего объема американского экспорта услуг), превысив платежи за полученные услуги почти в 1,5 раза; мри этом положительное сальдо увеличилось с 11,7 в 2001 г. до 37,5 млрд долл. в 2011 г. США занимают второе место в мире по въездному туризму (62,3 млн чел. в 2011 г.) после Франции (79,5 млн чел.) и первое место по доходам. По данным ЮНКТАД, рост поступлений в США по этой статье платежного баланса объясняется низким уровнем цен и транспортных расходов относительно других стран, наличием развитой инфраструктуры туризма и высокой квалификацией кадров. По экспертным оценкам, в США сосредоточено более 25% мирового номерного фонда, предназначенного для проживания гостей.
За 2001—2011 гг. экспорт транспортных услуг увеличился почти в 2 раза и составил 79,7 млрд долл., покрыв расходы по импорту (85,2 млрд долл.) на 92,9%. Министерство торговли США различает пассажирские перевозки, морские перевозки грузов и услуги, связанные с работой портов. В 2011 г. воздушным путем было осуществлено 30% американского экспорта товаров, морским — 36%, наземным транспортом — 34%; услуги, связанные с работой портов, увеличили доходы от экспорта транспортных услуг на 21,3 млрд долл. Пассажирские перевозки занимают главное место в транспортных услугах, среди которых лидируют авиационные перевозки. В 2011 г. американские авиакомпании перевезли 40% авиапассажиров в мире; доходы составили 36,6 млрд долл.
Группа "прочих коммерческих услуг" объединяет более 20 коммерческих услуг, среди которых выделяются финансовые услуги, доля которых составила 12,6% в общем экспорте услуг и 4,1% — в импорте. Международная торговля финансовыми услугами включает финансовое посредничество, за исключением страхования и услуг пенсионных фондов. По рекомендации МВФ, в объеме финансовых услуг учитываются комиссии за услуги, связанные с кредитованием, с ценными бумагами и за прочие финансовые услуги (управление активами, финансовое консультирование, храпение ценных бумаг, осуществление валютно-обменных операций и др.). Объем предоставленных Соединенными Штатами финансовых услуг иностранным государствам за 2001 2011 гг. увеличился в 3,4 раза и составил 74,1 млрд долл., превысив в 2011 г. расходы по импорту в 4,5 раза.
С 2009 г. США занимают первое место в мире на рынке финансовых услуг, где их доля составила 21% в 2011 г. Среди основных получателей американских финансовых услуг остаются развитые страны, но их доля сокращается. За 2006 2012 гг. доля Евросоюза в экспорте финансовых услуг США снизилась с 42 до 32%, в том числе доля Великобритании в 2012 г. составила 14%; в импорте финансовых услуг доля ЕС снизилась с 55 до 51%; доля Великобритании составила 31% в 2012 г.
В американской внешней торговле финансовыми услугами растет доля развивающихся стран. За 2006—2012 гг. в американском экспорте финансовых услуг доля стран Центральной и Южной Америки увеличилась с 5,5 до 7%, в импорте — с 3,9 до 4,8%; доля Китая в экспорте США увеличилась с 1,4 до 3, в импорте — с 0,3 до 1,3%; в 2012 г. доля оффшорных центров в экспорте финансовых услуг США составила 26, в импорте — 6,4%.
Помимо трансграничной торговли финансовыми услугами расширяется практика предоставления финансовых услуг через коммерческое присутствие поставщика на территории страны приема. В 2011 г. 34 американских банка имели 494 зарубежных подразделения; в 2012 г. совокупные требования зарубежных подразделений американских ТНБ к местным заемщикам составили 1,6 трлн долл., что равнялось 13,5% от совокупного объема активов коммерческих банков, действующих в США.
Экспортные операции по страхованию за рубежом за 2001-2011 гг. возросли в 4,5 раза и составили 15,5 млрд долл., платежи по импорту в 2011 г. равнялись 56,6 млрд долл., баланс был отрицательным в размере 41,1 млрд долл. В начале века более тысячи крупных американских корпораций осуществляли страхование в трех и более зарубежных, преимущественно развитых странах. Основными формами зарубежного страхования корпораций США являются имущественное и личное страхование. За последние годы возрастают операции по страхованию внешнеторговых сделок и инвестиционных операций американских ТНК.
Центральное место в страховании внешнеэкономической деятельности ТИК занимает транспортное страхование — морское, воздушное, сухопутное; объектами морского страхования являются груз (карго), транспортное средство (каско), фрахт (провозная плата). Развивается диверсификация сфер деятельности страховых компаний, которые, вкладывая свои средства в банковское дело, операции с недвижимостью, промышленность и услуги, становятся непосредственными участниками внешнеэкономической деятельности.
Объем консалтинговых услуг и услуг маркетинга, оказываемых американскими корпорациями за рубежом, за 2001—2011 гг. увеличился в 2,5 раза и в 2011 г. составил 32,2 млрд долл., превысив платежи за полученные услуги в 1,3 раза. Американские крупные консалтинговые компании с филиалами практически во всех странах мира и объемами выручки в 2011 г. от 10,4 до 29 млрд долл. оказывают услуги предприятиям и фирмам в своей стране, а также в Канаде, Великобритании, ФРГ, Франции, Японии, Австралии, Сингапуре.
В 2011 г. доля зарубежных предприятий финансового сектора США в общемировом спросе на консалтинговые услуги составила 22%; предприятий по производству товаров народного потребления, а также других промышленных предприятий — по 11%; компаний сферы коммуникаций — 10%; энергетического сектора, правительственных учреждений и учреждений здравоохранения — по 9%; научно-исследовательских учреждений — 8%; средств массовой информации и предприятий шоу-бизнеса — 3%, предприятий оптовой и розничной торговли — 2%; других — 6%.
За 2001—2011 гг. поступления США от трансграничной продажи информационно-компьютерных услуг, которые значительно ускоряют процесс информатизации и компьютеризации хозяйства и внешнеэкономической деятельности, возросли в 2,3 раза и в 2011 г. составили 15,5 млрд долл., что по отношению к платежам за полученные услуги равнялось 63,3%. В мировом экспорте информационных услуг США занимали второе место после Индии, в мировом импорте — первое место.
Увеличение роли информационных услуг в американской внешней торговле вызвано следующими факторами:
• увеличение мирового спроса на информацию в связи с ухудшением положения на мировых товарных рынках и обострением конкуренции;
• активное использование компьютерной техники в создании эффективных международных и национальных информационных сетей;
• расширение программного обеспечения, составляющего базу новой технологии в информационных системах.
С появлением новых компьютеров затраты фирм на разработку и внедрение информационных систем значительно превысили затраты на приобретение электронно-вычислительной техники. В связи с этим важным элементом функционирования информационных услуг является деятельность американских фирм — владельцев банков данных и посредников. Владельцами информации являются издательские и исследовательские организации, консультационно-исследовательские фирмы, ассоциации производителей, обладающие мощной финансовой и технической базой, имеющие зарубежные филиалы и объемную сеть клиентов.
За 2001- 2011 гг. объем экспортных операций, связанных с операционным лизингом, т.е. со сдачей машин и оборудования в долгосрочную аренду, увеличился на 22,4% и составил в 2011 г. 7,1 млрд долл., превысив платежи по импорту в 3,7 раза. Главными объектами лизинговых операций являются ЭВМ, самолеты, суда, энергетическое оборудование, морские платформы, подъемно-транспортное и дорожно-строительное оборудование, оборудование общего промышленного назначения. Основной объем экспортных лизинговых операций американских корпораций приходится на развитые страны — около 70%.
В 2011 г. среди развивающихся стран крупными импортерами по лизингу были Китай (715 млн долл.), Мексика (323), Индия (160), Индонезия (130 млн долл.). Развитию международного лизинга способствуют многие факторы, а именно — трудности в получении кредитов во многих странах, рост налогов на производственные инвестиции, усложнение и удорожание обслуживания закупаемого оборудования, временная потребность в отдельных видах оборудования, нежелание покупать быстро устаревающие и дорогие машины и оборудование.
В США арендными операциями занимается значительное число самых различных фирм; наибольшее значение имеют специализированные лизинговые фирмы. Американские банки принимают активное участие в создании и финансировании лизинговых фирм; крупные промышленные ТНК создают за рубежом собственные дочерние лизинговые компании; во многих странах создаются совместные лизинговые компании с участием капитала американских компаний.
В США действуют все пять основных направлений национального регулирования сферы услуг, которые выделяют эксперты ЮНКТАД:
• система государственных закупок, направленная на расширение потребления национальных услуг (транспортных, связи и др.);
• правительственное стимулирование развития национальных отраслей сферы услуг путем льгот в целях повышения их конкурентоспособности на внутреннем рынке и на внешних рынках — субсидии, льготные кредиты, льготное налогообложение;
• меры, ограничивающие прямые иностранные инвестиции в интересах укрепления национальных отраслей экономики, в том числе в услугах;
• ограничения по найму иностранных рабочих зарубежными фирмами;
• дифференцированное налогообложение иностранных предприятий.
Двустороннее регулирование торговли заключается в установлении взаимосогласованных ограничений (меры протекционизма) или взаимовыгодных льгот (элементы фритредерства) в международном обмене услугами США при соблюдении принципа не нанесения ущерба третьим странам. На региональном уровне внешняя торговля услугами регулируется соглашениями о региональной экономической интеграции.
Международное регулирование торговли услугами осуществляется на отраслевом и глобальном уровнях. Гражданские авиаперевозки регулирует Организация международной гражданской авиации (ИКАО); иностранный туризм — Всемирная туристическая организация (ВТО); морские перевозки — Международная морская организация (ИМО).
В глобальном плане регулированием торговли услугами до 1995 г. занималась ГАТТ, в настоящее время — ВТО на основе Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). Решение о либерализации торговли услугами было принято Уругвайским раундом, регулированию подлежат услуги в области туризма, путешествий, телекоммуникаций, морского транспорта, некоторые виды деловых услуг. Соглашение о либерализации финансовых услуг (1997) вступило в силу в марте 1999 г.; оно предусматривает поэтапное снижение национальных ограничений на трансграничные потоки капиталов и действия иностранных компаний на внутренних рынках.