Лекция 32. Международное транспортное право
Международное транспортное право представляет собой группу международных принципов и норм, регламентирующих вопросы перевозки грузов и пассажиров но территории двух или нескольких государств.
Международное транспортное право — это подотрасль международного экономического права.
Нормы международного транспортного права регламентируют широкий круг отношений. В их числе:
1) функционирование международных организаций в сфере транспорта (Регламент Совета по железнодорожному транспорту государств — участников СНГ (1997 г.), Положение о Координационном транспортном совещании государств — участников СНГ (2003 г.));
2) межгосударственные отношения в сфере дорожного движения (Соглашение о введении глобальных технических правил для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах (Женева, 25 июня 1998 г.));
3) международное транспортное сообщение (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Финляндии о международном автомобильном сообщении (1995 г.), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Израиля о сотрудничестве в области морского транспорта (2003 г.) и др.);
4) правила перевозки грузов, пассажиров и багажа (Конвенция о морской перевозке грузов 1978 года (Гамбург, 31 марта 1978 г.) (Гамбургские правила), Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (КГПОГ) (1989 г.), Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа (Бишкек, 9 октября 1997 г.));
5) условия работы сотрудников транспортных организаций (Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (Женева, 1 июля 1970 г.), Инструкция для начальника пассажирского поезда межгосударственного сообщения (13 сентября 1996 г.) и др.);
6) специальные вопросы перевозок (Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах для этих перевозок (Женева, 1 сентября 1970 г.), Международная конвенция но безопасным контейнерам (КБК) (Женева, 2 декабря 1972 г.));
7) правила таможенного оформления при осуществлении перевозок (Конвенция о таможенных льготах для туристов (Нью-Йорк, 4 июня 1954 г.), Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров, 1972 г. (Женева, 2 декабря 1972 г.), Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г., Протокол об упрощенном порядке таможенного оформления транзитных товаров, перевозимых железнодорожным транспортом в рамках Союзного государства (2001 г.)).
Международные перевозки осуществляются на основании, прежде всего, международных договоров. В этой сфере действуют как универсальные транспортные конвенции (Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г. и др.), так и региональные договоры (Соглашение о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки но автомобильным дорогам государств — участников СНГ (1999 г.) и др.), а также двусторонние соглашения (Соглашение между Правительством СССР и Правительством США по некоторым вопросам морского судоходства 1990 г. и т.д.).
По общему правилу, универсальные конвенции применяются независимо от национальной принадлежности транспортного средства, перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя или любого другого заинтересованного лица. Конвенции применяются также в том случае, если перевозки, входящие в область их применения, производятся государствами или правительственными учреждениями или организациями. Нормы региональных и двусторонних соглашений применяются в качестве специальных норм по отношению к положениям многосторонних конвенций.
Документы органов международных организаций также обязательны к применению в процессе перевозок, они охватывают практически все вопросы, возникающие при осуществлении перевозок. Так, в 1991 г. на Парижской конференции Международного морского комитета были утверждены "Единые правила ММК по использованию морских накладных".
13 сентября 1996 г. Советом по железнодорожному транспорту была утверждена Инструкция о порядке розыска багажа и грузобагажа на железных дорогах государств — участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии.
20 июня 2007 г. Европейским парламентом и Советом ЕС был издан Регламент № 715/2007 о типовом утверждении транспортных средств в отношении выбросов легковых пассажирских и коммерческих автомобилей (Евро 5 и Евро 6), допуске отремонтированных транспортных средств и получении информации.
В каждом государстве транспортная деятельность регулируется:
а) нормами гражданского законодательства о договорных и имущественных отношениях, перевозке, транспортной экспедиции как правовой основе гражданских отношений в транспортной деятельности;
б) законодательством о транспорте и законодательством по видам транспорта: о железнодорожном, автомобильном, водном (внутреннем и морском), воздушном и трубопроводном транспорте, а также транспортными кодексами;
в) законодательством, регулирующим отношения пользователей транспортной инфраструктуры;
г) законодательством, регулирующим отношения, непосредственно связанные с оказанием услуг в процессе перевозки (о транспортно-экспедиционной деятельности, транспортном страховании, безопасности дорожного движения, таможенном и валютном регулировании международных перевозок, налогообложении и др.);
д) законодательством, регулирующим отношения, связанные с перевозкой грузов и пассажиров в прямом смешанном сообщении (о транспортном коридоре, транспортном операторе, сквозном тарифе, информационно-логистическом центре, перегрузочном терминале и т.п.);
е) законодательством, регулирующим вопросы транспортной безопасности;
ж) нормами МП в области транспорта. Транспортные работы и услуги выполняются на основе
договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, транспортной экспедиции и иных договоров, заключаемых субъектами транспортной деятельности в порядке и форме, которые предусмотрены актами национального права или МП.