Лекция 12. Международное сотрудничество органов прокуратуры
Органы прокуратуры РФ, руководствуясь ст. 2 Закона о прокуратуре, в пределах своей компетенции:
– осуществляют прямые связи и сотрудничество с прокуратурами и соответствующими органами зарубежных стран, а также с международными и межгосударственными организациями;
– сотрудничают с ними в области укрепления законности, правопорядка и противодействия преступности;
– заключают с компетентными органами соглашения о сотрудничестве по вопросам борьбы с преступностью, оказания правовой помощи и выдачи в сфере уголовного судопроизводства;
– участвуют в разработке и выполнении международных договоров РФ.
В последние годы эта деятельность становится все более востребованной и значимой. Ее правовой основой являются Конституция РФ, международные договоры РФ, Закон о прокуратуре и другие федеральные законы.
В ст. 15 Конституции РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Вместе с тем если обнаруживается противоречие между международным договором РФ и Конституцией РФ, то оно разрешается в пользу Конституции на том основании, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.
К общепризнанным принципам международного права относятся такие фундаментальные нормативные положения, которые признаны всем международным сообществом в качестве основополагающих правил поведения, не допускающих в целом отступлений при их применении. Общепризнанными нормами международного права являются юридически обязательные нормативные правила поведения, принятые и признанные международным сообществом в установленной форме, отступление от которых не допускается и порицается.
Взаимодействие и сотрудничество органов прокуратуры РФ с компетентными органами зарубежных стран осуществляется на основе следующих общепризнанных принципов: 1) уважения суверенитета, независимости и юрисдикции государств; 2) равноправия сторон; 3) добросовестного и добровольного выполнения международных обязательств; 4) неукоснительного соблюдения национального законодательства и норм международного права; 5) приоритета защиты прав и свобод человека и гражданина; 6) всемерного укрепления доверия между компетентными органами взаимодействующих сторон; 7) взаимности выполнения письменных обязательств компетентных органов в сфере выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам.
Целями международного сотрудничества органов прокуратуры РФ с соответствующими органами иностранных государств являются: 1) обеспечение верховенства права, укрепление законности и правопорядка; 2) охрана прав и свобод человека и гражданина; 3) борьба с преступностью, прежде всего с терроризмом, незаконным оборотом оружия и наркотиков, торговлей людьми, коррупцией и другими тяжкими и особо тяжкими деяниями.
Россия является участницей более 300 многосторонних и двусторонних договоров о сотрудничестве в сфере уголовной юстиции, в которых содержатся общие условия и обязательства сторон в борьбе с преступностью, порядок и формы оказания взаимной правовой помощи по всем либо отдельным уголовным делам по видам преступлений (например, о терроризме, незаконном обороте наркотиков, коррупции и др.). К настоящему времени Россия заключила многосторонние и двусторонние международные договоры, регламентирующие взаимодействие и сотрудничество в сфере выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам с 70 странами. В этой сфере сотрудничества универсальными (многосторонними) договорами для России являются: Европейская конвенция о выдаче 1957 г. с Дополнительными протоколами к ней 1975 и 1978 гг.; Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. и Дополнительный протокол к ней 1978 г.; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (г. Минск) (далее – Минская конвенция 1993 г.) с Протоколом к ней 1997 г.; Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения 1997 г. (г. Москва); Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 г. (г. Москва); Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г. (г. Кишинев)[2] и др.
Правовые основы международного сотрудничества органов прокуратуры РФ в сфере уголовной юстиции, в том числе по вопросам оказания правовой помощи и выдачи, определяют также другие универсальные договоры, заключенные в рамках Совета Европы или под эгидой ООН. К числу наиболее важных относятся: Европейская конвенция о передаче судопроизводства по уголовным делам 1972 г.; Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 г.; Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.; Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г.; Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г.; Конвенция против транснациональной организованной преступности 2000 г. и дополняющие ее Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее и Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху; Конвенция ООН против коррупции 2003 г.; Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 2005 г.; Конвенция Совета Европы по борьбе с торговлей людьми 2005 г; Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 г.; Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г. и др.
При определении правовых основ международного сотрудничества органов прокуратуры РФ с компетентными органами зарубежных стран необходимо руководствоваться следующими общепризнанными правилами. В случае если Россия является одновременно участником многостороннего и двустороннего договоров, то при их расхождении преимущество имеют положения многостороннего (универсального) договора. Кроме того, в соответствии со ст. 28 Европейской конвенции о выдаче 1957 г. и ст. 26 Европейской конвенции о правовой помощи 1959 г. положения данных Конвенций в отношении государств, к которым они применяются, имеют преимущество перед положениями любых двусторонних договоров, регулирующих оказание правовой помощи по уголовным делам, а также выдачу.
Правовые основы международного сотрудничества российских прокуроров с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств в сфере осуществления уголовного преследования и выдачи нормативно закреплены в ст. 12, 13, ч. 2.1 ст. 59, ч. 4 ст. 72 УК, а также в части пятой УПК. Раздел XVIII УПК регламентирует только основания и порядок взаимодействия прокуроров с компетентными органами и должностными лицами зарубежных стран в области оказания правовой помощи по уголовным делам (гл. 53), а также выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора (гл. 54).
Сотрудничество Генпрокуратуры РФ и других правоохранительных органов РФ с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств в рамках Интерпола по вопросам розыска и задержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных регламентируется Указом Президента РФ от 30.07.1996 № 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции – Интерпола", а также Положением о Национальном центральном бюро Интерпола, утв. постановлением Правительства РФ от 14.10.1996 № 1190.
Вопросы взаимодействия органов прокуратуры РФ с компетентными органами иностранных государств по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам и выдачи относятся к числу приоритетных направлений международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Тем не менее имеется потребность в заключении двусторонних договоров о выдаче и об оказании правовой помощи по уголовным делам с целым рядом государств.
При отсутствии заключенных договоров взаимодействие Генпрокуратуры РФ с компетентными органами иностранных государств в сфере уголовного судопроизводства осуществляется на основе принципа взаимности, который является общепризнанным и заключается в том, что при достижении межгосударственных договоренностей по дипломатическим каналам Генпрокуратура РФ в письменной форме подтверждает свое обязательство оказать от имени России правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий (ч. 2 ст. 453 УПК) либо выдавать в будущем этому государству лиц в соответствии с законодательством РФ (ч. 1 ст. 460 УПК).
Нормативной основой для международного сотрудничества и взаимодействия Генпрокуратуры РФ с прокуратурами зарубежных стран являются двусторонние и многосторонние межведомственные соглашения, которые заключены в настоящее время с компетентными органами 40 иностранных государств. Как правило, на базе таких соглашений подписываются программы сотрудничества и реализуются предусмотренные в них мероприятия: осуществляется обмен опытом работы, нормативными правовыми актами и методическими материалами, проводятся совместные круглые столы, семинары, конференции и практические тренинги, консультации по вопросам выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам и др. Такие соглашения могут устанавливать только механизмы "реализации отдельных процессуальных норм, способствовать наиболее оптимальной организации работы по международному взаимодействию на основе норм национального уголовно-процессуального права и ратифицированных международных договоров"[3].
В связи с этим следует признать необоснованной рекомендацию о том, что "межведомственные соглашения Генеральной прокуратуры Российской Федерации по своей сути относятся к международному уголовно-процессуальному праву, так как их нормы практически содержат процессуальные предписания"[4].
Эта точка зрения противоречит положениям Конституции РФ и международным договорам РФ, а также уголовно-процессуальному законодательству РФ.
Межведомственные соглашения Генпрокуратуры РФ с генеральными прокуратурами зарубежных стран играют субсидиарную (дополнительную) роль – они детализируют установленные международными договорами и внутренним законодательством формы и механизмы сотрудничества, способствуют наиболее полному выполнению взятых обязательств по договорам, регламентирующим международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. В таких соглашениях не содержится правовых норм, устанавливающих порядок производства по уголовным делам и регулирующих процессуальные правила оказания правовой помощи и выдачи лиц для уголовного преследования.
Международное сотрудничество Генпрокуратуры РФ в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина, законности, правопорядка и борьбы с преступностью, в развитии договорно-правовой базы СНГ успешно осуществляется на многосторонней основе с органами прокуратуры стран СНГ в рамках Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников СНГ (далее – КСГП), положение о котором утверждено Решением Совета глав государств СНГ от 25.01.2000. Соблюдая равенство всех членов КСГП, Генпрокуратура РФ активно участвует во всех мероприятиях по вопросам международного сотрудничества органов прокуратуры стран СНГ, проводимых по решению КСГП.
Организационные основы и порядок международного сотрудничества органов прокуратуры с компетентными органами иностранных государств регламентируются также нормативными правовыми актами Генпрокуратуры РФ. Так, приказом Генпрокурора РФ от 12.03.2009 № 67 "Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации" определено, что взаимодействие с органами, организациями и учреждениями иностранных государств, а также международными органами и организациями является одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры РФ, в связи с чем органам и учреждениям прокуратуры РФ всех уровней предписано: 1) обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение требований международных договоров и соглашений, участниками которых является Россия, а также внутреннего законодательства, регулирующего вопросы международного сотрудничества, при этом особое внимание уделять исполнению законодательства РФ о международном сотрудничестве в сфере уголовного судопроизводства; 2) добиваться реальной защиты интересов России, прав и свобод человека и гражданина; 3) обеспечивать участие прокуроров в международных совещаниях, конференциях, семинарах и других мероприятиях международного характера, проводимых международными организациями и правоохранительными органами других стран по вопросам, относящимся к компетенции прокуратуры, исходя из ее координирующей роли в борьбе с преступностью.
В Генпрокуратуре РФ в 2006 г. образовано Главное управление международно-правового сотрудничества (далее – ГУМ ПС), на которое возложено: 1) обеспечение в пределах компетенции органов прокуратуры организации выполнения обязательств и реализации прав, вытекающих из международных договоров РФ по вопросам международного сотрудничества, в том числе в сфере уголовного судопроизводства; 2) организация участия Генпрокуратуры РФ в разработке проектов международных договоров РФ; 3) координация деятельности органов прокуратуры РФ по вопросам международного сотрудничества; 4) осуществление непосредственного взаимодействия с компетентными органами иностранных государств, международными органами и организациями в целях решения задач, возложенных на прокуратуру РФ; 5) подготовка предложений об участии Генпрокуратуры РФ в мероприятиях международного характера; 6) контроль своевременности и полноты исполнения запросов о выдаче лиц и правовой помощи в соответствии с международными договорами и законодательством РФ; 7) регулярное обобщение и анализ практики эффективности работы органов прокуратуры в сфере международного сотрудничества.
В соответствии с международными договорами РФ и установленной компетенцией Генпрокуратура РФ в настоящее время осуществляет международное сотрудничество по вопросами обеспечения законности и правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью, оказания правовой помощи по уголовным делам и выдачи лиц для уголовного преследования в рамках ООН, Совета Европы, Европейского Союза, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Совета государств региона Балтийского моря, СНГ, Договора о создании Союзного государства от 08.12.1999.
27 апреля 2009 г. Генеральные прокуратуры Беларуси и России заключили на неопределенный срок Соглашение о сотрудничестве, в котором детально прописаны основные направления сотрудничества генеральных прокуратур Беларуси и России.