Лекция 11. Международное регулирование торговли на современном этапе
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• основные тенденции и факторы, определяющие современное состояние и развитие международной торговой системы и ее правовую основу;
• основные организации и институты, занимающиеся вопросами международного регулирования торговли;
• региональные торговые соглашения;
уметь
• определять особенности функционирования международной торговой системы и проведения эффективной торговой политики;
• выявлять новые тенденции и проблемы развития современной торговой системы;
• давать макроэкономическую оценку последствий участия России в ВТО;
владеть навыками
• анализа национальной торговой политики;
• анализа документов, составляющих правовую базу ВТО, с позиции обязательств участников данной организации и интересов Российской Федерации;
• использования инструментария международной торговой системы.
Международная торговая система в XXI веке
Современная международная торговая система прошла длительный путь становления. Однако в условиях глобализации особенно очевидной стала необходимость перехода от двустороннего к многостороннему международному сотрудничеству. Заметно выросла роль международных организаций, неправительственных организаций, интеграционных группировок.
Международная торговая система сформировалась к середине 1990-х гг., и в это же время в научной и практической литературе и международных торгово-политических документах начал применяться термин "международная торговая система". Среди характерных особенностей торговой системы можно выделить совокупность взаимных торговых связей всех стран мира, сформировавшуюся на базе МРТ и комплекса мер торгово-политического регулирования, включающих в себя многосторонние и национальные составляющие.
• Международная торговая система – это сфера взаимодействия государств, международных организаций и интеграционных группировок, ТНК и обычных компаний – участниц ВЭД. Особо можно выделить роль международных организаций.
По словам профессора В. Н. Зуева, "крупные и мелкие державы все более вынуждены считаться с позицией экономических организаций. Только рамки значимых и авторитетных международных организаций могут послужить каналом противодействия возможной политике вседозволенности сверхдержав и непредсказуемости малых стран. Чем в большей степени взаимозависим мир, тем больше потребность в международных организациях" [1].
Международные отношения государств, в том числе в области внешней торговли, регулируются на основе международного права, ОГЛАВЛЕНИЕм которого являются права и обязанности государств и других субъектов международного права. Одним из основных принципов международного права является принцип сотрудничества государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе. Другое важное положение – принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Эти принципы лежат в основе Устава ООН, и на их базе осуществляется взаимодействие стран на мировой арене.
Международные организации вырабатывают различные решения, резолюции, рекомендации, постановления, своды правил поведения государств в области межгосударственных отношений, а также нормы, стандарты, договоренности, устанавливающие нормы ведения внешнеэкономической деятельности предприятий. Однако вопрос эффективности международного регулирования международной торговли продолжает оставаться в центре научных и общественных дискуссий. Особую актуальность эта проблема приобрела в настоящее время в связи с совместным поиском путей стабилизации мировой экономики после кризиса 2008–2009 гг. Многие стали склоняться к мысли о бессмысленности или ненужности международных организаций. Особая критика звучит в адрес ООН, МВФ, ВТО. Растут протесты антиглобалистов. Вместе с тем в условиях взаимозависимости и взаимозавязанности экономик и интересов всех стран мира международное регулирование торгово-экономических вопросов становится необходимостью.
На данный момент в мире существует больше сотни международных организаций разной значимости и компетенции. В ставшей классической работе И. Н. Герчиковой "Международные экономические организации" [2] дается классификация международных организаций:
• по характеру членства и природе участников международные организации делятся на межгосударственные (межправительственные) и негосударственные;
• по кругу участников – на универсальные, открытые для всех государств, и региональные;
• по кругу компетенции – на организации общей компетенции (охватывают все сферы отношений – политическую, экономическую, социальную, культурную и т.д.) и специальной компетенции;
• по характеру полномочий – на межгосударственные и надгосударственные (наднациональные);
• по условиям участия – на открытые и закрытые (членство в которых возможно по приглашению).
Международные организации играют ключевую роль в международной торговой системе. Одной из важнейших их функций является регулирование и содействие развитию предпринимательской деятельности путем совершенствования национальной законодательной базы, унификации ее основных элементов, адаптации к новым глобализационным процессам; проведения согласованной торговой и инвестиционной политики, мер по либерализации внешнеторговых связей. "Международное экономическое сотрудничество, – пишет И. Н. Герчикова, – превратилось в тесно взаимосвязанную систему, имеющую свой экономический механизм функционирования – свои принципы, функции, методы, отражающие глобальную систему взаимодействия экономических субъектов рынка как международного, так и региональных и национальных рынков" [3].
Международное экономическое взаимодействие стран и компаний базируется на общепризнанных нормах и правилах, основы которых формулирует Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Ее цель – разработка справедливых и согласованных правил коммерческих сделок, унификация правил международной торговли. Этой организацией подготовлен ряд конвенций, типовых законов и других документов по правовому регулированию торговых сделок и других аспектов хозяйственного права, оказывающего влияние на торговлю.
Важнейшим участником международной торговой системы можно считать Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). В пункте 18d) Дохийского мандата, принятого на XIII сессии этой организации [4], предусматривается, что ЮНКТАД следует "продолжать отслеживать и анализировать эволюцию международной торговой системы и динамику ее тенденций под углом развития". Для этого необходимо ориентировать торговлю на достижение целей инклюзивного роста и развития и определить роль, которую должны играть правительства стран в формировании торговой политики [5].
ЮНКТАД представляет собой универсальный и глобальный форум для рассмотрения насущных и стратегических общезначимых проблем и выработки рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов в области международной торговли, финансов, инвестиций, передачи технологий путем переговоров на межправительственном уровне. Она координирует деятельность других учреждений ООН в области экономического развития, налаживания хозяйственных связей, стимулирования торговли и инвестиций. В последние годы ЮНКТАД тесно взаимодействует с ВТО.
Учрежденная в 1964 г. в качестве постоянного межправительственного органа, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) является ключевым органом Генеральной Ассамблеи по вопросам в области торговли и развития. Ей поручено ускорение торгового и экономического развития, в особенности развивающихся стран. ЮНКТАД играет в системе ООН роль координационного центра по проблемам развития и смежным вопросам торговли, финансов, технологий, инвестиций и устойчивого развития. Ее главная цель состоит в содействии интегрированию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую экономику и развитию посредством торговли и инвестиций. Добиваясь достижения своих целей, ЮНКТАД проводит исследования и анализ политики, межправительственные совещания, осуществляет техническое сотрудничество и взаимодействие с гражданским обществом и предпринимательским сектором.
Конференция ЮНКТАД, ее высший директивный орган, проводится раз в четыре года. Исполнительный орган – Совет по торговле и развитию – ежегодно проводит регулярные сессии, на которых рассматриваются результаты работы секретариата.
Источник: URL: un.org/ru/ga/unctad
Все большее значение в современной мировой торговой системе приобретает Всемирная торговая организация (ВТО), документы которой (многосторонние соглашения по торговле товарами – ГАТТ, Генеральное соглашение по торговле услугами – ГАТС, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности – ТРИПС и др.) стали базой развития двусторонних и многосторонних отношений. ВТО взяла на себя регулирование не только вопросов торговли, но и широкого круга тем, связанных с инвестициями, государственными закупками, перевозками, телекоммуникациями, финансовыми и другими услугами.
По словам П. Лами [6], политические, экономические и социальные аспекты развития современного мира и мировой торговли принципиально отличаются от тех, которые существовали десятилетия назад и тем более в период становления системы соглашений ВТО. В настоящее время требуют решения проблемы продовольственной безопасности, торговли минеральными ресурсами, защита окружающей среды под воздействием расширяющейся номенклатуры мировой торговли и усиливающейся глобализации производства, что влечет за собой новые изменения в процессе формирования системы регулирования международной торговли [7].
В развитии международной торговой системы и торговополитического регулирования большинства государств можно выделить ряд этапов. На первом этапе (последние годы Второй мировой войны и до второй половины 1950-х гг.) международная торговля регулировалась главным образом на основе двусторонних договоров и соглашений, а на бо́льшую часть международного товарооборота распространялись количественные и валютные ограничения. В эти годы была предпринята попытка перехода к многостороннему регулированию международной торговли, инициаторами которого выступили лидеры ряда государств, в первую очередь США.
В июле 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США) была проведена Конференция по валютно-финансовым вопросам, важным итогом которой стало принятие решения о создании Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР), а также признание необходимости создания специальной международной организации, которая должна регулировать вопросы торговли.
В 1945 г. США вышли с предложением создать Международную торговую организацию (МТО). Работа по ее созданию велась в рамках ООН, и предполагалось, что в сфере экономических отношений МТО будет играть такую же важную роль, как ООН – в сфере политической. Проект Устава МТО обсуждался на первой сессии Подготовительного комитета, проходившей в Лондоне (октябрь 1946 г.), на Женевской сессии Подготовительного комитета (апрель 1947 г.) и был завершен на Конференции ООН в Гаване (ноябрь 1947 – март 1948 г.). Гаванская конференция одобрила Устав МТО, который подписали более 50 стран. Однако США отказались ратифицировать Гаванский устав, поскольку их, в частности, не устраивало отсутствие в данном документе положений о национальном режиме для иностранных капиталовложений и их гарантировании, а также не был утвержден принцип "взвешенного" голосования в МТО на основе долевого участия стран в мировой торговле и т.д. В результате принятие Гаванского устава и образование МТО были сорваны.
В 1946 г., еще до окончательного утверждения Гаванского устава, 23 страны из числа ведущих участников мирового хозяйства решили провести переговоры о взаимном снижении таможенных тарифов и принятии на себя соответствующих обязательств. Единый пакет документов, содержащий и правила торговли, и скидки по тарифам, получил название Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое вступило в силу в январе 1948 г., когда по уставу МТО все еще шли переговоры. 23 государства, подписавшие эти документы, стали членами – основателями ГАТТ-47 (официально их называли договаривающимися сторонами).
Несмотря на то, что ГАТТ-47 было задумано как временная договоренность до создания МТО, оно стало единственным инструментом регулирования международной торговли, выполнявшим на протяжении 1948–1994 гг. функции многостороннего торгового договора для стран-участниц и послужило первым шагом к формированию многосторонней торговой системы.
В 1947–1956 гг. в рамках ГАТТ-47 были проведены четыре конференции, на которых обсуждались вопросы взаимного снижения таможенных пошлин. Однако существенного снижения действующего уровня таможенных пошлин эти переговоры не дали. Внешняя торговля большинства государств продолжала осуществляться в двустороннем режиме.
Второй этап в развитии мировой торговой системы и торгово-политического регулирования (конец 1950 – конец 1960-х гг.) был связан с постепенным ослаблением административных и валютных барьеров в международной торговле. Правительства многих стран, стремясь укрепить свои позиции в многосторонних переговорах, проходивших в рамках ГАТТ-47, пересмотрели и обновили свои нормы, сблизив их с международными правилами, регулирующими внешнюю торговлю и облегчающими ее развитие.
Примерно с середины 1960-х гг. в международное право вошло следующее определение: "ГАТТ – это де-факто международная организация". Это было обусловлено тем, что многие стороны деятельности ГАТТ-47 (наличие постоянного секретариата, способность заключать договоры с иностранными государствами, статус решения договаривающихся сторон, дипломатические представительства, образованные рядом государств при штаб-квартире ГАТТ) были присущи международным организациям [8].
В условиях биполярной структуры международных отношений (фактически в противовес ГАТТ-47) блок социалистических стран (СЭВ) в союзе с развивающимися странами добивался решения вопроса о создании в ООН единого организационного аппарата по международной торговле. По их инициативе 19 декабря 1961 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 1707 (XVI) "Международная торговля как важнейший инструмент экономического развития", которая послужила основой для работы по подготовке и созыву первой конференции ООН по торговле и развитию [9].
На этой конференции развивающимися странами был образован самостоятельный блок – так называемая Группа 77. Тем самым в мировой торговой политике фактически состоялось образование нового "центра интересов" на оси "Север – Юг" (по аналогии с противостоявшими блоками "Восток – Запад").
Первоначально "Группа 77" (G-77) включала в себя 77 государств (отсюда и ее название). В настоящее время в эту группу входит большинство развивающихся государств (133).
Она состоит из трех региональных подгрупп: Азиатской, Африканской и Латиноамериканской. КНР обычно выступает вместе с "Группой-77". В этом случае в заявлении Группы указывается, что это совместная позиция G-77 и КНР ("Группа 77" и Китай является самой большой межправительственной организацией развивающихся стран в рамках ООН).
"Группа 77" имеет Отделы по связям в ряде подразделений ООН:
– Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД – UNCTAD);
– Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП – UNEP);
– Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО – UNESCO);
– Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО – FAO) и Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД – IFAD);
– Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО – UNIDO).
В МВФ (IMF) и Всемирном Банке (World Bank) имеется представитель от "Группы 24" (G-24), функционирующей в рамках "Группы 77".
G-77 координирует позицию развивающихся стран на международных конференциях по торгово-экономическим и финансовым вопросам, разрабатывает программные документы и заявления по актуальным проблемам международных экономических отношений.
Источник: Дюмулен И. И. Всемирная торговая организация от А до Я. Терминологический справочник: учебное издание / И. И. Дюмулен. М.: ВАВТ, 2012. С. 41; URL: geopolitics.ru/2012/ll/gruppa-77
Под влиянием активной деятельности ЮНКТАД в 1964 г. в тексте ГАТТ появился раздел, в котором учитывались интересы развивающихся стран в области международной торговли. В частности, было закреплено право этих государств брать на себя обязательства, совместимые с нуждами их экономического развития (принцип дифференцированного и более льготного режима). В рамках ЮНКТАД (1964) по инициативе развивающихся стран была создана общая система преференций (льготные таможенные пошлины, которые вводятся развитой страной индивидуально в отношении товаров из развивающихся стран без встречных уступок с их стороны). Позднее было разработано и принято Соглашение о Глобальной системе торговых преференций (ГСТП) между развитыми и развивающимися странами (1989). Соглашением было предусмотрено: развитие ГСТП за счет расширения числа товаров, на которые распространяются торговые льготы, снятие как тарифных, так и нетарифных барьеров, ограничений, а также заключение между развивающимися странами взаимных соглашений о торговле и финансовом сотрудничестве. Помимо этого были разработаны интегрированная программа для сырьевых товаров и правила контроля за ограничительной деловой практикой, приняты решения по вопросам морских перевозок, в частности так называемая Конвенция о смешанных перевозках, и другие важные решения.
В рамках ВТО правовую основу для Всеобщей системы преференций создает Решение о дифференцированном и более благоприятном режиме, взаимности и большем участии развивающихся стран, принятое в рамках ГАТТ в 1979 г., известное как "общая разрешающая оговорка" (General Enabling Clause). Эта система глобальных преференций для развивающихся стран до настоящего времени продолжает играть большую роль в продвижении их товаров на мировые рынки, развитые страны пытаются ее обойти, более широко применяя нетарифные ограничения (использование количественных ограничений и принципа градации – сокращение размера преференций по мере повышения уровня экономического развития страны – получателя преференции) [10]. В настоящее время в ходе идущих многосторонних переговоров Доха-раунд развивающиеся страны добиваются улучшения действий всеобщей системы преференций.
В начале 1972 г. США, страны ЕЭС и Япония заявили о своем намерении провести новые многосторонние переговоры, которые официально открылись 14 сентября 1973 г. в Токио под названием "Токио-раунд" и завершились в апреле 1979 г. в Женеве. Эти переговоры положили начало новому, третьему этапу в развитии международной торговой системы (начало 1970 – начало 1980-х гг.).
Токио-раунд – это седьмой раунд многосторонних торговых переговоров под эгидой ГАТТ, которые отличались от прошлых переговоров (предыдущие переговоры в основном касались снижения таможенных тарифов). В ходе Токио-раунда впервые главным вопросом помимо таможенно-тарифных проблем стали принципы и правила международной торговли. В результате были выработаны многочисленные соглашения (кодексы), расширявшие и уточнявшие многие правовые нормы ГАТТ: Соглашение о применении ст. VI ГАТТ-1947 (Антидемпинговый кодекс); Соглашение о применении ст. VII ГАТТ-1947 (Кодекс о таможенной стоимости); Соглашение о толковании и применении ст. VI, XVI и XXIII ГАТТ (Соглашение о субсидиях и компенсационных пошлинах); Соглашения о технических барьерах в торговле; Соглашение об импортном лицензировании; Соглашение о правительственных закупках и другие договоренности [11]. Таким образом, итоги Токио-раунда впервые после создания ГАТТ положили начало качественному шагу в формировании новых правовых и организационных основ мировой торговой системы. Помимо этого, менялась товарная и географическая структура международной торговли, возросла роль ТНК, что требовало дальнейшей модернизации существующей торговой системы.
1980-е гг. (четвертый этап формирования мировой торговой системы) характеризуются, с одной стороны, резким увеличением дефицитов торговых балансов США, Японии, стран Западной Европы, а с другой – экспортом готовых изделий из развивающихся стран. В этот период практически все развитые страны стали проводить протекционистскую политику, которая выражалась в форме как открытых, так и замаскированных барьеров нетарифного характера в торговле (быстро стало расти применение "добровольных" ограничений экспорта и так называемых соглашений об организованной торговле), которые по существу представляли собой договоренности нескольких стран о разделе рынков сбыта. Эти проблемы, а также скачки цен на нефть и нефтепродукты и ряд других товаров осложнили обстановку на мировых рынках и создали угрозу возникновения всеобщей торговой войны. В этот период встает вопрос о реформировании ГАТТ-47 – создании полноправной международной организации и многостороннего кодекса правил движения на мировом рынке товаров и услуг, обязательного для всех стран мира.
Политические события (перестройка в СССР, повлекшая коренные изменения в расстановке сил на мировой арене и характере международных экономических отношений) предали дополнительный стимул новым многосторонним переговорам по реформированию и модернизации системы ГАТТ-47.
Новый раунд официально открылся осенью 1986 г. в г. Пунтодель-Эсте, Уругвай (Уругвайский раунд) [12]. Всего в рамках ГАТТ было проведено восемь многосторонних переговоров (табл. 11.1). Как уже говорилось, первые пять раундов касались исключительно снижения таможенных тарифов. Затем начался постепенный перенос центра тяжести переговоров на разработку новых принципов и правил применения средств регулирования торговли.
Таблица 11.1. Многосторонние переговоры в рамках ГАТТ
№ п/п |
Место проведения |
Год проведения |
Число стран-участников |
Повестка переговоров |
Название раунда |
1 |
Женева (Швейцария) |
1947 |
23 |
Снижение тарифов |
Женевская конференция 1947 г. |
2 |
Аннеси (Франция) |
1949 |
13 |
Снижение тарифов |
Конференция в Аннеси |
3 |
Торки (Англия) |
1950 |
38 |
Снижение тарифов |
Конференция в Торки |
4 |
Женева (Швейцария) |
1956 |
26 |
Снижение тарифов |
Женевская конференция 1956 г. |
5 |
Женева (Швейцария) |
1960– 1961 |
26 |
Снижение тарифов |
Диллон-раунд |
6 |
Женева (Швейцария) |
1964– 1967 |
62 |
Снижение тарифов, разработка Антидемпингового кодекса |
Кеннеди-раунд |
7 |
Токио (Япония), Женева (Швейцария) |
1973– 1979 |
102 |
Снижение тарифов, разработка нетарифных мер |
Токио-раунд |
8 |
Пунтодель-Эсте (Уругвай), Женева (Швейцария) |
1986– 1994 |
125 |
Снижение тарифов, создание ВТО, принятие ГАТТ-1994, ГАТС, ТРИПС и других соглашений |
Уругвайский раунд |
Источник: URL: vavt.ru/wto/wto/GATTMTN
Первоначально Уругвайский раунд предполагалось завершить в декабре 1990 г., но из-за острых разногласий между участниками это оказалось невозможным. Официально переговоры были завершены на заключительной сессии Комитета по торговым переговорам на уровне министров стран – участниц ГАТТ (Марракеш, Марокко, 12–15 апреля 1994 г.) подписанием Заключительного акта и Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО), которая начала действовать с 1 января 1995 г.
Объектом переговоров стали не только правила трансграничного перемещения товаров и услуг, но и внутренние нормы и правила регулирования экономики, в той мере, в какой они оказывали воздействие на условия конкуренции иностранных товаров и услуг на национальных рынках.
Основным итогом Уругвайского раунда является учреждение ВТО и принятие пакета правовых документов (более 50) (Прил. 1А), положения которых являются обязательными для всех членов ВТО. Пакет договоренностей содержит: 19 соглашений, 23 декларации и решения министров и может дополняться новыми соглашениями. Составной частью правовых документов ВТО являются национальные протоколы о доступе на рынки товаров и услуг, которые фиксируют тарифные условия доступа на рынки отдельных стран и обязательства по доступу на рынки услуг [13].
Приложение 1А
Многосторонние соглашения по торговле товарами
Наименование соглашения |
Краткое описание |
Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г. |
Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере |
Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947 г. |
Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере |
Соглашение по сельскому хозяйству |
Определяет особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе |
Соглашение по текстилю и одежде |
Определяет особенности регулирования торговли текстилем и одеждой |
Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм |
Определяет условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля |
Соглашение по техническим барьерам в торговле |
Определяет условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации |
Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей |
Запрещает использовать ограниченный круг мер торговой политики, которые могут влиять на иностранные инвестиции и быть квалифицированы как противоречащие ст. III ГАТТ (национальный режим) и ст. XI (запрет количественных ограничений) |
Соглашение по применению статьи VII ГАТТ-1994 (таможенная оценка товаров) |
Определяет правила оценки таможенной стоимости товаров |
Соглашение по предотгрузочной инспекции |
Определяет условия проведения предотгрузочных инспекций |
Соглашение по правилам происхождения |
Определяет, что под правилами происхождения понимается совокупность законов, нормативных актов и правил для определения страны происхождения товаров |
Соглашение по процедурам импортного лицензирования |
Устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта |
Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам |
Определяет условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием |
Соглашение по применению статьи VI ГАТТ-1994 (антидемпинг) |
Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу |
Соглашение по защитным мерам |
Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия растущему импорту |
Приложение 1В
Генеральное соглашение по торговле услугами. Определяет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере
Приложение 1С
Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Определяет права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности.
Приложение 2
Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров. Устанавливает условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО в связи с выполнением ими обязательств по всем соглашениям ВТО.
Приложение 3
Механизм обзоров торговой политики. Определяет условия и общие параметры обзоров торговой политики членов ВТО.
Соглашения и связанные с ними правовые документы, включенные в Приложения 1–3 (Многосторонних торговых соглашений, МТС), являются неотъемлемыми частями Соглашения об учреждении ВТО, их положения создают права и обязанности для всех членов этой организации. Приложение 4 содержит Соглашение о торговле гражданской авиатехникой и Соглашение о правительственных закупках, создающие обязательства только для стран, их подписавших (Торговые соглашения с ограниченным кругом участников) [14].
Эти документы заложили правовую основу современной международной торговой системы. Страны, присоединившись к ВТО, должны принимать их без каких-либо изъятий и исключений и обязаны привести свое национальное законодательство в соответствие с нормами этих документов.
В ходе Уругвайского раунда были достигнуты договоренности о снижении в среднем на одну треть таможенных тарифов; применении субсидий, антидемпинговых и компенсационных пошлин и защитных мер; об использовании технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер, соглашений по сельскому хозяйству, текстилю и одежде и др. Однако успешное завершение этих переговоров не означало, что все вопросы и противоречия были разрешены. Так, многие Соглашения ВТО, принятые в ходе Уругвайского раунда, содержали так называемую встроенную повестку переговоров (например, вопросы снижения поддержки сельского хозяйства в развитых странах), т.е. по вопросам, которые не были решены в процессе переговоров. Тем не менее с созданием ВТО в основе мировой торговой системы появилась система договоренностей, обязательная для всех членов ВТО без каких-либо оговорок и исключений. Действовавшее до этого в рамках ГАТТ положение о том, что развивающиеся страны могут брать на себя обязательства в меньшем объеме, чем страны с развитой экономикой (дифференцированный и более благоприятный режим), в значительной мере стиралось.
Таким образом, международная торговая система начала XXI в. – новое экономическое и политическое образование, с постоянно возникающими разногласиями и противоречиями, охватывающими всех участников ВТО.
В рамках ВТО постоянно идет работа по совершенствованию соглашений с учетом практического опыта их имплементации и тенденций развития мировой торговли с целью разрешения возникающих проблем. В ходе продолжающихся многосторонних торговых переговоров рассматриваются возможности включения в сферу деятельности ВТО новых актуальных вопросов, поскольку современная международная торговая система постоянно меняется. В ней взаимодействуют большое количество хозяйственных единиц всех стран мира, а вся система функционирует благодаря развитию и функционированию метасистем, в число которых входят региональные экономические группировки на уровне государств, ТНК и международные учреждения, такие как МВФ, Всемирный банк, ВТО, ЮНКТАД, ОЭСР и др.