Международное право в древности
Возникновение первых государств, как свидетельствуют исторические источники, относится к концу IV – началу III тысячелетия до н. э. Вступление первых государств в отношения между собой привело к образованию международно-правовых норм.
Сохранившиеся исторические памятники свидетельствуют, что государства вели переговоры по таким вопросам, как окончание войн, заключение договоров, оформление союзнических отношений и др. Для ведения переговоров направлялись посольства.
В основе международно-правовых норм древности лежали обычаи, которые регулировали отношения между племенами, а также между племенами и первыми государствами. Эти обычаи приобретали международно-правовой характер, как только государства начали применять их для регулирования своих отношений. Международно-правовые обычаи на протяжении столетий оставались основным источником международного права.
Наряду с обычаями государства для регулирования своих отношений заключали договоры, первоначально в устной форме. Появление письменности способствовало дальнейшему развитию договорных отношений между государствами.
Одним из древнейших договоров, дошедшим до нас, является высеченный на каменной плите договор о границах, заключенный в 2100 г. до н. э. между городами-государствами Лагаш и Умма в Южной Месопотамии (в Двуречье). В договоре, в частности, предусматривалось, что гарантами его исполнения выступали боги.
Наибольшую известность получил договор, заключенный в 1296 г. до н. э. между египетским фараоном Рамзесом II и царем хеттов Хаттушилем III. Договору предшествовала длительная война между этими государствами. Положения договора касались различных вопросов. Так, в соответствии с договором между государствами объявлялись на вечные времена мир, дружба и братство. Между ними устанавливался военный союз: в случае нападения какого-либо врага на владения договаривающихся сторон они обязывались оказывать военную помощь друг другу. Такая же помощь должна была оказываться и в случае мятежей в подвластных владениях. В договоре предусматривалась также выдача перебежчиков со всем их имуществом. В качестве гарантов соблюдения договора призывались египетские и хеттские боги и богини. Нарушителю договора грозили страшные кары.
В первом тысячелетии большую роль в международных отношениях на Ближнем и Среднем Востоке играли такие государства, как Ассирия, Вавилон, Персия, Урарту. Договоры, которые заключались в это время, также касались вопросов войны, захвата земель, получения дани, образования военных союзов, закрепления династических связей.
Исторические памятники свидетельствуют о том, что древнекитайские государства поддерживали регулярные дипломатические связи, заключали международные договоры. Послы пользовались неприкосновенностью. Для разрешения международных вопросов созывались съезды государей. В частности, на одном из съездов (VI в. до н. э.) был заключен договор о мирном разрешении споров и о третейском суде. Для отражения нападения внешних врагов заключались военные союзы.
На международные связи древнеиндийских государств большое влияние оказывали законы Ману, которые представляли собой свод различных постановлений относительно политики, ведения переговоров, способах ведения войны, вопросов международного права. Древнеиндийские государства признавали неприкосновенность посольств. Большое значение придавалось международным договорам, которые подразделялись на договоры, заключаемые в мирное время, и договоры, вызванные войной. Считалось, что государства могут отказаться от исполнения договоров только в том случае, если могут привести соответствующие доказательства. Особое значение придавалось правилам ведения войны. В частности, различались справедливые и несправедливые войны. Запрещалось использовать отравленное оружие, убивать стариков, женщин и детей, хранителей храмов, пленных. Раненых полагалось отпускать на свободу.
В VIII веке до н. э. возникли древнегреческие государства-города (полисы). В Древней Греции считалось, что только греческие государства и их колонии подпадают под действие права. Это обусловливалось тем, что полноправными гражданами считались лишь греки, а негреки относились к варварам. Древнегреческие государства поддерживали между собой разнообразные связи. Эти связи осуществлялись в ранний период греческой истории специальными представителями государств-полисов – вестниками или глашатаями. Впоследствии отношения между государствами стали поддерживаться путем направления посольств. Во главе посольства стоял посол, которому вручалась грамота, состоявшая из двух сложенных вместе навощенных дощечек (диплома). Отсюда и происходит слово "дипломатия". Вестники и послы пользовались неприкосновенностью и находились под покровительством богов. Договоры между греческими государствами заключались по самым различным вопросам. Среди них можно отмстить мирные договоры, договоры о союзах, об арбитраже, о правовом положении иностранцев и др. Исполнение договоров обеспечивалось клятвами либо в некоторых случаях заложниками.
Греческие города-полисы заключали союзы двух видов: религиозно- политические – амфиктионии (например, Дельфийско-Фермопильская) и военно-политические союзы – симмахии (например, Лакедемонская, Афинская симмахии, Этолийский и Ахейский союзы). Эти союзы являлись, в сущности, предвестниками современных международных организаций. Они действовали на постоянной основе, имелись высшие органы. Члены союзов, независимо от их величины и значения, имели по одному голосу, а решения принимались большинством голосов.
В Древней Греции появился институт проксении (гостеприимство). Проксеном назначался какой-либо гражданин, главной функцией которого являлось оказание покровительства иностранцам. Кроме того, проксен защищал интересы иностранного государства и был посредником между таким государством и городом-полисом, гражданином которого он являлся. Прокссния оказала позднее влияние на практику Древнего Рима. Некоторые ученые видят в проксении зачатки современного института консулов.
Греческие города-полисы выработали определенные правила, касающиеся войн. В сущности, эти правила являлись определенными международно-правовыми нормами. Среди этих правил можно выделить следующие. О начале войны нужно было официально объявить. Запрещалось применять отравленное оружие. В то же время убийство женщин, детей, стариков захваченных вражеских городов считалось правомерным действием. Греки не знали режима пленных, которых либо убивали, либо обращали в рабство. Запрещалось убивать укрывавшихся в храмах. Посягательство на места погребения считалось святотатством. Разрешалось хоронить погибших противников. Во время войны между греческими полисами всем грекам разрешалось посещать общественные игры и храмы, приносить жертвоприношения.
Древняя Греция рассматривала войну как крайнее средство. Кроме того, войны подразделялись на законные и незаконные. Для ведения законной войны необходимы причины, в качестве которых выступали защита от нападения, исполнение союзных обязательств и др.
Древней Греции был известен и такой институт, как третейское разбирательство. Чаще всего в качестве третейского суда выступали симмахии. В третейских судах рассматривались вопросы окончания войн, споры о границах и т.д.
В трудах древнегреческих философов и историков (Аристотель, Геродот, Ксенофонт, Платон, Плутарх и др.) можно встретить отдельные рассуждения по некоторым вопросам международного права, особенно таким, как война, правовое положение пленных, отношения между греками и варварами.
Значительная роль в становлении международного права принадлежит Древнему Риму, на международную практику которого оказала влияние Древняя Греция. Древний Рим осуществлял свои отношения с другими государствами с помощью специальной жреческой коллегии фециалов, на которую возлагались функции объявления войны, заключения мира, договоров о дружбе, союзных договоров, охраны международных договоров, предъявления претензий иностранным государствам и др. Все войны, которые вели римляне, считались справедливыми. Однако справедливая война должна быть заблаговременно объявлена. К справедливым войнам относились войны, о начале которых заблаговременно объявлялось. Процедура объявления войны осуществлялась фециалами. При ведении войны римляне не знали никаких ограничений: захваченные города, жители и все имущество считались законной добычей, а пленных либо убивали, либо обращали в рабство. Однако римляне считали недопустимым применение отравленного оружия.
Иностранцы, находящиеся на территории Рима, не пользовались какой- либо правовой защитой. Они могли быть обращены в рабство, а имущество захвачено. Из этого положения было исключение в отношении лиц, прибывавших из дружественных государств, т.е. государств, с которыми Рим заключил договор о дружбе.
В Древнем Риме, как и в Древней Греции, существовал институт покровительства иностранцам. Данное положение и привело к назначению специального лица – praetor peregrinus, в функции которого входили дела, связанные с участием иностранцев. В результате деятельности преторов появились правила, определяющие правовое положение иностранцев. В конечном счете, в Древнем Риме возникло jus gentium – общенародное право. Под ним понималось право, которое применялось ко всем лицам – как к римлянам, так и к иностранцам.
В эпоху рецепции римского права в Европе jus gentium привело к возникновению в науке и практике государств понятия "международное право".
Древний Рим осуществлял свои связи с иностранными государствами и с помощью посольств. Посольства направлялись для ведения переговоров, подписания договоров, для арбитражного разрешения споров, заключения мира. Римляне признавали неприкосновенность иностранных послов, в том числе и послов вражеских государств.
Несмотря на то что в Риме право получило значительное развитие, в трудах римских ученых можно обнаружить лишь отдельные высказывания, относящиеся к международному праву. Так, М. Цицерон выделял справедливые войны, к которым относились войны, предварительно объявленные. Д. Ульпиан считал, что к праву народов относятся занятие и укрепление местностей, возведение на них строений, войны, плен, рабство, мирные договоры, перемирие, запрет оскорблять послов.
Римское право оказало большое влияние на последующее развитие правовой науки. В частности, иод влиянием греческих стоиков римские юристы развили идею естественного права, под которым понималось право, вытекающее из природы. В связи с этим естественное право распространяет свое действие на все лица, па все народы. Впоследствии эта идея нашла свое отражение и в международно-правовой науке.