Лекция 16. МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО
С освоением космоса началось формирование новой отрасли современного международного права — космического права, которое представляет собой совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права по поводу осуществления ими космической деятельности и определяющих правовой режим космического пространства, Луны и других небесных тел. Под космическим пространством понимается пространство за пределами воздушной сферы Земли, которое является "вещью, изъятой из оборота", т.е. не подлежащей присвоению ни одним государством.
Формирование норм и принципов космического права происходило и происходит на основе существующих норм и принципов современного международного права. Становление космического права началось сравнительно недавно, однако его нормы и принципы уже сформированы и закреплены в целом ряде многосторонних и двусторонних международных договоров, к которым, в частности, относятся Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Москва — Вашингтон — Лондон, 27 января 1967 г.); Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (Москва — Лондон — Вашингтон, 29 марта 1972 г.), Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях (Москва, 13 июля 1976 г.), Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях (Женева, 18 мая 1977 г.), Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания (10 декабря 19(42 г.). В число источников международного космического права входят также договоры, заключенные между Россией и рядом стран СНГ — например, Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома "Байконур" (Москва, 28 марта 1994 г.), Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях (Москва, 27 августа 1996 г.), Совместное заявление Президента Российской Федерации и Президента Украины о сотрудничестве в осуществлении мирных космических программ (Киев, 31 мая 1997 г.).
Субъектами международного космического права являются суверенные государства, международные межправительственные организации. Международное космическое право допускает возможность осуществления космической деятельности неправительственными организациями (юридическими лицами), однако они не становятся субъектами международного космического права, так как их деятельность должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением государств — участников договоров о космической деятельности.
Объектами международного космического права являются космическое пространство, небесные тела, космонавты, искусственные космические объекты, результаты практической космической деятельности государств.
Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
Правовой режим космического пространства, Луны и других небесных тел определяется прежде всего Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Москва — Вашингтон — Лондон, 27 января 1967 г.), а также Соглашением о деятельности государств на Луне и других небесных телах (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г.). Согласно этим документам исследование и использование космического пространства должно осуществляться в мирных целях и в интересах всего человечества; на космическое пространство, Луну, небесные тела не может распространяться суверенитет отдельных государств. С учетом этих положений происходило и происходит формирование и закрепление в международных договорах принципов и норм этой специфической отрасли международного права.
Важнейшим принципом, закрепленным Договором, является свобода исследования и использования космического пространства, Луны и других небесных тел в мирных целях. Согласно положениям Договора исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества. Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел.
Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, свободно для научных исследований, и государства содействуют и поощряют международное сотрудничество в таких исследованиях. Государства — участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания.
Соглашением о деятельности государств на Луне и других небесных телах (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г.) устанавливается, что вся деятельность на Луне, включая ее исследование и использование, осуществляется в соответствии с международным правом, в частности с Уставом ООН, и с учетом Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООП 1970 г., в интересах поддержания международного мира и безопасности и поощрения международного сотрудничества и взаимопонимания и с должным учетом соответствующих интересов всех других государств-участников. Положения названного Соглашения, относящиеся к Луне, применяются также к другим небесным телам Солнечной системы, помимо Земли, за исключением тех случаев, когда вступают в силу конкретные правовые нормы в отношении любого из этих небесных тел.
Исследование и использование Луны является достоянием всего человечества и осуществляется на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития. При этом должное внимание уделяется интересам нынешних и будущих поколений, а также необходимости содействовать повышению уровня жизни и улучшению условий экономического и социального прогресса и развития в соответствии с Уставом ООН. Государства-участники во всей своей деятельности, связанной с исследованием и использованием Луны, руководствуются принципом сотрудничества и взаимопомощи. Международное сотрудничество в соответствии с рассматриваемым Соглашением должно быть как можно более широким и может осуществляться на многосторонней и двусторонней основе или через международные межправительственные организации.
Государства-участники информируют в максимально возможной и практически осуществимой степени Генерального секретаря ООН, а также общественность и международное научное сообщество о своей деятельности, связанной с исследованием и использованием Луны. Как можно скорее после запуска в отношении каждой экспедиции на Луну сообщаются сведения о времени, целях, местах проведения, параметрах орбиты и продолжительности, а информация о результатах проведения каждой экспедиции, включая научные результаты, представляется после ее завершения. В том случае если экспедиция продолжается более шестидесяти дней, информация о ходе этой экспедиции, включая любые научные результаты, представляется периодически через каждые тридцать дней. В отношении экспедиций, продолжающихся более шести месяцев, необходимо впоследствии сообщать только существенно важные дополнения к такой информации. Если государству-участнику становится известно, что другое государство-участник планирует одновременное проведение деятельности в одном и том же районе или на одной и той же орбите вокруг Луны, траектории полета к Луне или вокруг нее, оно незамедлительно информирует другое государство о времени и планах проведения своей деятельности. При осуществлении деятельности в соответствии с названным Соглашением государства-участники незамедлительно информируют Генерального секретаря ООН. а также общественность и международное научное сообщество о любых установленных ими явлениях в космическом пространстве, включая Луну, которые могли бы создавать угрозу для жизни или здоровья человека, а также о признаках любого вида органической жизни.
На Луне провозглашается свобода научных исследований, проводимых всеми государствами-участниками, без какой бы то ни было дискриминации, на основе равенства и в соответствии с международным нравом. При проведении научных исследований в соответствии с положениями настоящего Соглашения государства-участники имеют право собирать на Луне образцы минеральных и других веществ и вывозить их с Луны. Такие образцы остаются в распоряжении тех государств-участников, которые обеспечили их сбор, и могут использоваться ими для научных целей. Государства-участники принимают во внимание желательность предоставления части таких образцов в распоряжение других заинтересованных государств-участников и международного научного сообщества для проведения научных исследований. При проведении научных исследований государства-участники могут также использовать минеральные и другие вещества Луны для поддержания жизнедеятельности своих экспедиций в необходимых для этой цели количествах. Государства-участники признают желательным проведение в максимально возможной и практически осуществимой степени обмена научным и другим персоналом между экспедициями на Луну или сооружениями на ней.
Государства-участники могут осуществлять свою деятельность по исследованию и использованию Луны в любом месте се поверхности или недр при условии соблюдения положений указанного Соглашения. В этих целях государства-участники могут, в частности:
а) осуществлять посадку своих космических объектов на Луну и их запуск с Луны;
б) размещать свой персонал, космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения в любом месте поверхности Луны или ее недр.
Персонал, космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения могут свободно передвигаться или быть перемещены на поверхности Луны или в ее недрах. При этом действия государств-участников не должны создавать помех для деятельности, осуществляемой на Луне другими государствами-участниками.
Государства-участники могут создавать на Лупе обитаемые и необитаемые станции. Государство-участник, создающее станцию, использует только такую площадь, которая необходима для обеспечения потребностей этой станции, и немедленно информирует Генерального секретаря ООН о месторасположении и целях этой станции. В дальнейшем с интервалами в один год это государство информирует Генерального секретаря также о том, продолжается ли использование этой станции и изменились ли ее цели. Станции располагаются таким образом, чтобы не препятствовать свободному доступу персонала, аппаратов и оборудования других государств-участников, осуществляющих деятельность на Луне, во все районы Луны.
Другим важным принципом, закрепленным Договором 1979 г., является принцип запрещения национального присвоения космического пространства и небесных тел. Космическое пространство и небесные тела являются res extra commercium (вещью, изъятой из оборота), т.е. не подлежат присвоению, они находятся в общем пользовании, но не являются общей собственностью или общей вещью. Согласно Договору, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами.
В соответствии с Соглашением о деятельности государств на Луне и других небесных телах (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г.) Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества. Луна не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на нес суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами. Поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица. Размещение на поверхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, установок, станций и сооружений, включая конструкции, неразрывно связанные с се поверхностью или недрами, не создает права собственности на поверхность или недра Луны или их участки.
Вместе с тем государство сохраняет право собственности на космические объекты, а также на объекты, сооруженные на небесных телах.
Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел предусматривает и частичную демилитаризацию космического пространства, и полную демилитаризацию Луны и других небесных тел. Проблема демилитаризации космоса, недопущение перенесения туда гонки вооружений — это глобальная проблема современности, ибо от этого зависит будущее человечества, судьба цивилизации. 40-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН (декабрь 1985 г.) по инициативе нашей страны приняла Резолюцию "За предотвращение гонки вооружений в космосе, за его мирное освоение", в которой требует от всех государств, особенно тех, которые обладают крупным потенциалом в космической области, принять немедленные меры для предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве.
Согласно Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, государства — участники Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие па небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом. Луна и другие небесные тела используются всеми государствами — участниками Договора исключительно в мирных целях. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведения военных маневров. Использование военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей не запрещается. Не запрещается также использование любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования Луны и других небесных тел.
В соответствии с Соглашением о деятельности государств на Луне и других небесных телах Луна и другие небесные тела используются всеми государствами-участниками исключительно в мирных целях. На них запрещается угроза силы или применение силы, любые другие враждебные действия или угроза совершения враждебных действий. Запрещается также использование небесных тел для совершения любых подобных действий или применения любых подобных угроз в отношении Земли, Луны, космических кораблей, персонала космических кораблей или искусственных космических объектов. Государства-участники обязуются нс выводить на орбиту вокруг Луны или на другую траекторию полета к Луне (другим небесным телам) или вокруг нее объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, а также не устанавливать и не использовать такое оружие на поверхности Луны или в ее недрах. Запрещается создание на Луне (других небесных телах) военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Использование военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей не запрещается. Не запрещается также использование любого оборудования средств, необходимых для мирного исследования и использования Луны.
Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах (1963 г.) запрещает производить испытательные взрывы ядерного оружия в космосе.
Вместе с тем Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, нс запрещает использование военного персонала для научных исследований, а также применение любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования космоса.
В этой связи следует сказать, что использование в космосе ядерных источников энергии (ЯИЭ) не противоречит нормам международного права. Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве, от 23 июня 1992 г. одобрены Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 47/68 от 14 декабря 1992 г. В настоящее время используются в основном два типа ЯИЭ — радиоизотопные генераторы и ядерные реакторы. Указанные ЯИЭ невзрывоопасны и уже в силу одного этого не могут рассматриваться в качестве оружия массового уничтожения, размещение которого в космосе запрещено. Применение ЯИЭ в целях мирного исследования и использования космического пространства требует специальной регламентации с учетом их специфики.