Международное финансовое право

Совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения в международной финансовой системе, называется международным финансовым правом (МФП). МФП — лишь часть международной финансовой системы и часть ее регулятивного компонента. МФП составляет подотрасль международного экономического права. МФП регулирует, главным образом, отношения между публичными лицами (государствами, международными организациями) по поводу:

— трансграничного движения финансовых ресурсов, потоков (на двустороннем и многостороннем уровнях);

— внутренних правовых режимов, в рамках которых осуществляется движение финансовых ресурсов;

— организации, принципов построения и функционирования международного финансового правопорядка.

Исходя из этого предметом правоотношений в международной финансовой системе могут быть и являются: права и обязанности государств но обеспечению финансовых потоков; правовой статус вещей и лиц (денежных единиц, прочих финансовых инструментов, банков и т.п.); порядок и формы международных расчетов; вопросы функционирования платежного баланса; условия обратимости валют; предоставление кредитов; долговые обязательства; финансовая помощь и т.п. Международное финансовое право содействует гармонизации и унификации внутреннего права членов мирового сообщества государств в финансовой сфере; служит механизмом, посредством которого происходит демонтаж различных внутренних барьеров на пути иностранного финансового элемента и перестраивается вся международная финансовая система.

В систему МФП входит целый ряд международно-правовых институтов: международное валютное право; международное кредитное право; международное долговое право; международное платежное право; международное бюджетное право; международное налоговое право; институт, регулирующий отношения по борьбе с отмыванием преступных доходов, и др. Можно добавить межотраслевой институт международно-правового регулирования финансовых услуг (он частично находится также в международном торговом праве). МФП самым тесным образом соприкасается и даже пересекается с международным инвестиционным правом.

Институциональным ядром глобальной финансовой системы является Международный валютный фонд, посредством которого государства поддерживают относительное равновесие платежных балансов. Между МВФ и группой развитых государств было подписано так называемое Генеральное соглашение о займах 1962 г. — "General Arrangements to Borrow" (оно регулярно пересматривается). По Соглашению государства-участники предоставляют Фонду займы для дополнительного кредитования государств-членов через механизм МВФ. В 1997 г. Совет управляющих утвердил Новое соглашение о займах (New Arrangements to Borrow) между МВФ и 25 членами МВФ с целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Новое соглашение вступило в силу в 1998 г. Генеральное соглашение о займах и новое соглашение о займах действуют одновременно.

Договор о МВФ — основной многосторонний источник международного финансового права. Нормы Договора и внутреннее право Фонда образуют международно-правовой институт, который можно назвать "правом МВФ". Важнейшей статьей Договора о МВФ считается ст. IV, которая обязывает государства-участники сотрудничать с МВФ и друг с другом "в обеспечении упорядоченности валютных режимов" и "в содействии стабильности системы валютных курсов". Государства не вправе манипулировать валютными курсами или "международной валютной системой". Каждое государство обязано уведомлять

МВФ об изменениях в своем валютном режиме, а МВФ осуществляет надзор за валютной политикой государств и может потребовать от государства провести консультации по вопросу валютных курсов.

В Договоре о МВФ юридически закреплен принцип конвертируемости национальных валют (ст. VIII) по текущим операциям, т.е. во внешней торговле. В соответствии со ст. VIII .Договора государствам — членам М ВФ запрещается участвовать в дискриминационных валютных соглашениях и "использовать практику множественности валютных курсов". Государства принимают на себя обязательство сотрудничать с МВФ и друг с другом в части своих валютных резервов, имея в виду выполнение задачи совершенствования международного надзора за ликвидностью и превращение специальных прав заимствования (СДР) в "основной актив международной валютной системы".

В паре с МВФ в 1944 г. был создан и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Сегодня МБРР заключает с государствами-членами следующие, в частности, виды соглашений: соглашения о гарантиях, в которых Банк гарантирует размещение инвестиций; соглашения о распределении доли участия в инвестиционных проектах; соглашения о предоставлении крупных кредитов развивающимся странам, например для строительства объектов в этих странах. В систему МБРР на правах его филиалов входит целый ряд международных организаций: Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) и др.

В 1930 г. центральные банки ведущих государств мира создали международную организацию — Банк международных расчетов (БМР). Правовым основанием для этого явилось Гаагское соглашение центральных банков пяти государств, а также конвенция между ними и Швейцарией о штаб-квартире БМР в Базеле. Участниками БМР являются центральные банки 60 государств. Центральный банк РФ участвует в БМР с 1996 г. БМР сотрудничает с МВФ.

С созданием БМР формально-юридический характер приобрели регулярные встречи представителей центральных банков ведущих стран мира. Появились процедурные правила. Были образованы комитеты, в частности но банковскому надзору; по глобальной финансовой системе; по платежным и расчетным системам. Наиболее известен сегодня созданный под эгидой BMP в 1974 г. Базельский комитет по банковскому надзору и банковскому регулированию (Basel Committee on Banking Regulations and Supervisory Practicies), впоследствии переименованный в Базельский комитет по банковскому надзору.

Главная забота Комитета — выработать правила, повышающие надежность банков, прогнозируемость их работы. В 1987 г. в рамках Комитета завершилась многолетняя работа по гармонизации нормативных актов, касающихся банковского надзора и требований к банковским активам (банковскому капиталу). В 1988 г. был принят документ, получивший неофициальное название "Соглашения по адекватности капитала" (но другой версии — "Соглашение по достаточности капитала"), по известного как "Базель-I". Нормы "Базель-I" применяются более чем в 100 государствах. В 2004 г. был готов документ "Международная гармонизация измерений и стандартов капитала: пересмотренная редакция", получивший название "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора" ("Core Principles for Effective Bank Supervision"), или "Базель-П". В 2010 г. Базельский комитет объявил, что готов документ под названием "Базель-Ш", реализация которого начнется через несколько лет.

В 1989 г. по решению совещания на высшем уровне стран "Большой семерки" была создана Специальная финансовая комиссия по проблемам "отмывания денег", более известная под аббревиатурой ФАТФ (FATE — Financial Action Task Force on Money Laundering). Комиссия является межправительственной организацией, цель которой — разрабатывать совместную политику государств по борьбе с "отмыванием денег", финансовым мошенничеством, а также содействовать этой политике. Членами ФАТФ являются около 30 государств (в основном государств — членов ОЭСР). Россия - член ФАТФ.

В международной финансовой системе действует большое число организаций регионального и межрегионального уровня: международных банков, фондов. Целую мировую систему составляют однотипные по роду деятельности международные банки и фонды развития.

В рамках ЕС была создана собственная — региональная — валютная система и сформировано финансовое право ЕС, которое продолжает активно развиваться. На постсоветском пространстве также большое внимание уделяется созданию и укреплению определенного финансового правопорядка. Государства СНГ договорились о создании Платежного союза; был создан Межгосударственный банк СНГ, а позднее Евразийский банк развития; поставлена цель создания валютного союза; оформлено и осуществляется взаимодействие на многостороннем уровне по линии центральных банков и министров финансов; началась гармонизация и унификация, среди прочего, национального законодательства в части валютно-финансового регулирования и т.п.