Международное финансовое право
Через границы государств движутся товары и услуги. Во встречном направлении, как правило, движутся валютно-финансовые потоки. Капитал зачастую имеет денежную форму: например, ссудный капитал, прямые финансовые вложения в уставный капитал. Совокупность трансграничного движения финансовых средств образует международную валютно-финансовую систему, которая также является объектом международного права. В идеале порядок валютно-финансовых отношений обеспечивается путем поддержания с помощью международного права равновесия платежных балансов государств, т.е. балансов финансовых платежей и поступлений. Однако на практике в силу известного соотношения права и регулируемых им общественных отношений – динамичных и состязательных – это не достижимо. Поэтому международно-правовой режим мировой валютно-финансовой системы нацелен на сдерживание, сглаживание негативных экономических последствий кризисных ситуаций в финансовой сфере отношений государств.
Соответственно в науке констатируется, что формируется международное финансовое право – сравнительно молодая подотрасль международного права. Она наряду с международным торговым и инвестиционным правом образует стержень международного экономического права.
Международное финансовое право определяется как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих прежде всего международные финансовые отношения, субъектами которых выступают государства и межправительственные организации.
Это право регулирует отношения, связанные с трансграничным движением финансовых потоков; отношения, связанные с платежно-расчетными операциями, предоставлением кредитов; валютные отношения; отношения по регулированию погашения долгов; межбанковские отношения; отношения, связанные с предоставлением финансовой помощи; отношения, связанные с противодействием легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Эти отношения – публичные по своей природе, поскольку выпуск национальных денежных средств, контроль за их обращением – это прерогатива государства.
Регулирование международных финансовых отношений осуществляется посредством двусторонних и многосторонних договоров государств, а также решений, принимаемых международными организациями. Распространенными среди двусторонних финансовых договоров являются кредитные и расчетные договоры. Среди многосторонних соглашений в сфере финансовых отношений следует упомянуть Женевские конвенции об унификации вексельного права 1930 г., Женевскую конвенцию о решении коллизионных вопросов о переводном и простом векселях 1930 г., Женевскую чековую конвенцию 1931 г., Конвенцию ООП о международных и простых векселях 1988 г. и др. Суть таких международных договоров при всех отличиях в их объектах и целях сводится к следующему. Государства договариваются о неких рамках, которые обязательны для их юридических и физических лиц; создается некоторое единообразие в правовом регулировании чекового и вексельного обращения на территории этих государств.
Важную роль в международно-правовом режиме мировой финансовой системы играют международные финансовые организации. Это – ее институциональная основа. Задача обеспечения стабильности такой системы – прежде всего международных платежей, обменных курсов национальных валют – возложена на Международный валютный фонд (МВФ) – специализированное учреждение ООН.
С учетом этой главной задачи функции МВФ можно условно разделить: 1) на контрольные; 2) функции технической помощи; 3) предоставление займов.
Контрольная функция МВФ выражается в проведении регулярных консультаций индивидуально или на многосторонней основе с государством – членом организации для контроля за его экономической политикой. Ежегодно Фонд вправе по собственному усмотрению осуществлять экспертизу экономической ситуации любого государства-члена. По итогам анализа МВФ формулирует программу мероприятий по стабилизации обменных курсов национальной валюты. Стабилизационная программа МВФ ложится в основу переговоров между МВФ и правительством государства-члена, экономическая ситуация которого вызвала озабоченность Фонда и стала предметом контроля с его стороны.
МВФ на безвозмездной основе предоставляет своим членам техническую помощь при разработке и внедрении эффективных элементов национальной экономической политики. В чрезвычайных случаях, когда государство-член испытывает серьезные трудности с платежным балансом, правовой механизм МВФ предусматривает осуществление специальной программы помощи в целях финансового оздоровления, принятой национальным правительством по рекомендации МВФ. Ключевым элементом такой программы является предоставление стабилизационных займов по условиям ее выполнения.
Третья главная функция МВФ – предоставление займов. МВФ предоставляет займы, как правило, совместно с Всемирным банком. Предоставление займов осуществляется посредством: 1) программы благоприятствования росту и сокращению бедности; 2) программы по освобождению от обязательств, вытекающих из государственного внешнего долга, в рамках так называемой инициативы "Перегруженность задолженностью беднейших стран".
В МВФ принята сложная система определения финансового участия. В соответствии с уставом каждое государство при присоединении к этой международной организации должно оплатить определенную долю (квоту) в подписном капитале. Периодически проводятся новые подписки на капитал, и тогда государства-члены оплачивают новые квоты.
Размер квоты государства определяется в зависимости от объема валового внутреннего продукта (ВВП) и доли этого государства в мировой экономике. Посредством квот устанавливается юридическая связь государств- членов с МВФ.
Во-первых, квота определяет предельный размер финансового участия государства в капитале организации. Устав предоставляет государствам возможность оплачивать свою квоту частями, первоначальный платеж должен составлять не менее 25% от их подписной квоты. Платежи могут быть осуществлены деньгами (допускаются платежи только в основных конвертируемых мировых валютах) либо универсальным платежным средством МВФ: специальными правами заимствования – СДР (от англ. special drawing rights). Оставшаяся часть оплачивается по мере требования МВФ, платежи осуществляются в национальной валюте государства. МВФ оставляет за собой право в дальнейшем предоставлять займы государствам-членам в их национальных валютах.
Во-вторых, квота наделяет государство-участника пропорциональным количеством голосов при принятии решений. Первоначально каждое государство-участник получает 250 "базисных" голосов. В дальнейшем, участвуя в дополнительных подписках на капитал, государство пропорционально своему финансовому вкладу получает дополнительные голоса, исходя из установленного эквивалента: 100 тыс. СДР соответствуют одному голосу.
В-третьих, величина квоты определяет лимит доступа государства-члена к финансовым ресурсам МВФ. По общему правилу объем заимствований государств нс должен превышать размера оплаченной квоты, но в чрезвычайных обстоятельствах правило допускает исключения.
Совокупность всех СДР образует международный резервный фонд. При этом средства резервного фонда хранятся в форме специальных записей, обеспеченных государствами-участниками золотым или валютным ОГЛАВЛЕНИЕм в размере принадлежащих им квот. СДР обладают ликвидностью и принимаются к расчетам государствами-членами как между собой, так и с МВФ. Стоимость одной единицы СДР привязана к "валютной корзине", состоящей из четырех мировых валют: евро, японская йена, английский фунт стерлингов и американский доллар.
Международный валютный фонд не остался в стороне от усилий, направленных на улучшение правового регулирования деятельности офшорных финансовых центров. Это понятие означает часть территории государства (или даже всю территорию государства), в пределах которой в соответствии с применимым национальным правом регистрируются компании иностранных резидентов, таким компаниям предоставляется право ведения на льготных (налоговых, административных, валютных и иных) условиях торговых, финансовых и иных коммерческих операций; а также льготные налоговые преимущества, которыми пользуются физические лица в целях снижения налогового бремени либо для защиты собственности от претензий третьих лиц. В 2000 г. МВФ разработал специальную программу, направленную на оценку соответствия деятельности офшорных финансовых центров международным стандартам в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; в сфере банковской, страховой деятельности; в сфере оборота ценных бумаг. По итогам оценки того или иного государства, являющегося офшорным финансовым центром или на части которого он функционирует, МВФ предлагает план конкретных мероприятий.
Одним из актуальных направлений межгосударственного сотрудничества в области финансовых отношений становится международно-правовое противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Значительную роль в осуществлении такого сотрудничества играет Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег – ФАТФ. Она была создана в 1989 г. в Париже по решению совещания на высшем уровне стран G-7 – "Большой семерки" (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада).
В настоящее время членами ФАТФ являются более 30 государств (США, Российская Федерация, Швейцария, Королевство Нидерландов, Новая Зеландия, Канада и др.) и две международные организации (Европейская комиссия и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива). ФАТФ размещается в помещениях Организации экономического сотрудничества и развития в Париже. Российская Федерация присоединилась к ФАТФ в июне 2003 г. ФАТФ поддерживает контакты с ООН, Советом Европы, Всемирным байком, Европейским банком реконструкции и развития, МВФ, Интерполом, Советом по таможенному сотрудничеству и другими международными организациями. При создании ФАТФ была наделена полномочиями по оценке результатов сотрудничества государств в сфере предотвращения противоправного использования банковской системы и финансовых учреждений для отмывания доходов, полученных преступным путем.