Международно-правовые вопросы гражданства
Понятие населения. Под населением в международном праве понимается совокупность индивидов, проживающих на территории отдельного государства и находящихся под его юрисдикцией.
Выделяют следующие категории лиц, входящих в понятие "население": 1) собственно граждане (подданные) отдельного государства (постоянный состав населения); 2) иностранные граждане, временно или постоянно находящиеся на территории государства. В первую или вторую категорию могут входить лица с двойным гражданством (бипатриды). Отдельную категорию населения составляют лица, не имеющие гражданства (апатриды).
Правовой статус населения государства определяется, прежде всего, национальным законодательством. В то же время часть вопросов гражданства регулируется международными договорами. Среди подобных вопросов – правовой режим иностранцев, правовое положение вынужденных мигрантов, лиц с двойным (множественным) гражданством, лиц без гражданства, а также право убежища.
Государство осуществляет территориальную юрисдикцию в отношении лиц, находящихся на его территории, независимо от их гражданства, а также, в установленных международным правом случаях, персональную юрисдикцию в отношении собственных граждан, находящихся за его пределами. Единственной категорией лиц, не подпадающих под юрисдикцию государства пребывания, являются дипломатические агенты, консульские работники, сотрудники специальных миссий и члены их семей, что предусмотрено дипломатическим и консульским правом (см. главы 17 и 18). Под гражданством в международном праве понимается устойчивая правовая связь физического лица (гражданина, подданного) с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Понятие "гражданин" было формально закреплено в Декларации прав человека и гражданина, принятой 26 августа 1789 г. в период Великой французской революции.
Приобретение гражданства
Гражданство может быть приобретено по рождению (филиация), путем натурализации, на основании международного договора, путем реинтеграции (восстановления) и пожалования.
Приобретение гражданства по рождению основано на двух принципах: "праве крови" (jus sanguinis) и "праве почвы" (jus soli). В соответствии с принципом "права крови" ребенок приобретает гражданство своих родителей вне зависимости от места своего рождения. Данный принцип законодательно закреплен в большинстве стран Европы, в том числе и в Российской Федерации. Принцип "права почвы" означает, что ребенок приобретает гражданство того государства, на территории которого он родился, вне зависимости от гражданства своих родителей. Данному принципу следует большинство государств Латинской Америки. Принцип "права почвы" не применяется в отношении детей сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений, что предусмотрено в Факультативном протоколе к Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и Факультативном протоколе об обязательном разрешении споров к Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. В том случае, если ребенок имеет родителей, являющихся гражданами различных государств, то его гражданство определяется родителями путем подачи заявления в органы регистрации актов гражданского состояния. Однако впоследствии ребенок, достигший совершеннолетия, вправе самостоятельно определить, гражданство кого из родителей он выберет.
Приобретение гражданства в порядке натурализации. Различают индивидуальную натурализацию (по заявлению) и натурализацию в силу правопреемства. Индивидуальная натурализация подразумевает добровольное волеизъявление лица, имеющего цель приобрести гражданство определенного государства. Натурализация обусловлена обязательным согласием со стороны такого государства. По международному праву любые действия государства, направленные на насильственное приобретение гражданства, являются недействительными.
Государства в законодательном порядке определяют требования, предъявляемые к лицу, приобретающему гражданство в порядке натурализации. Одно из основных требований – это соблюдение ценза оседлости (домицилия). В различных государствах национальное законодательство устанавливает различные сроки постоянного проживания (Швейцария и Испания – 10 лет, Франция, Россия, США – пять лет, Великобритания и Норвегия – семь лет). Данное условие имеет также и международно-правовой характер. В Конвенции ООН о сокращении безгражданства 1961 г. содержится положение о предпочтении ценза оседлости сроком от пяти до 10 лет. Существуют также и дополнительные условия приобретения гражданства в порядке натурализации. К ним относятся: знание государственного языка, достижение определенного возраста, наличие постоянного источника дохода, принесение присяги в верности государству (США, Великобритания).
До второй половины XX в. государства применяли принцип "жена следует гражданству мужа". Однако в Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г. и Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. закреплены положения о том, что женщина, вступая в брак с иностранным гражданином, имеет право сохранить свое гражданство или приобрести гражданство супруга.
Национальным законодательством о гражданстве некоторых государств закреплена натурализация на основе закона, подразумевающая приобретение гражданства государства лицом, в отношении которого применен институт усыновления, установления опеки, признания отцовства и др. Приобретение гражданства также возможно: при заключении соглашения о репатриации; при переходе части территории от одного государства к другому (цессия), а также при обмене отдельных участков территории между государствами; при добровольном выборе гражданства (оптация) и автоматическом его изменении (трансферт); при территориальных изменениях.