Закон тождества
Основанием последовательности мышления служит логический принцип тождества, указывающий, что в ходе рассуждения о чем-либо объем и ОГЛАВЛЕНИЕ мыслей должны быть уточнены и оставаться неизменными до конца рассуждения.
В аристотелевской формулировке: "Невозможно что-либо мыслить, если не мыслить что-то одно".
В логике этот закон записывается в форме "А есть А".
(А = А), где А – любая мысль. Он имеет вид формы всегда истинного высказывания А ↔ А, которое читается: "Если А, то А", где А – любое высказывание.
С чем же связано данное требование?
Вещи изменчивы. Эта их изменчивость была подмечена еще древними греками. "В одну и ту же реку нельзя войти дважды", – писал древнегреческий философ Гераклит в конце VI в. до н.э. Понятие о вещах также изменяются, в первую очередь благодаря развитию науки. Однако внутри процесса рассуждения понятие должно оставаться неизменным.
Согласно этому закону необходимая логическая связь между мыслями возможна лишь при условии, если всякий раз, когда в рассуждении появляется мысль о каком-либо предмете, мы будем мыслить именно этот предмет и в том же самом содержании.
Каков бы ни был предмет, закон тождества требует, чтобы:
а) рассуждая об известном предмете, мы рассуждали именно о нем, а не о другом предмете, только по ошибке принятом за первый;
б) включая мысль о предмете в паши рассуждения, мы мыслили этот предмет по одним и тем же признакам. Закон тождества относится ко всякому предмету мысли, о чем бы мы ни мыслили.
Таким образом, требования закона тождества кратко можно сформулировать так.
1. Нельзя отождествлять различные мысли.
2. Нельзя тождественные мысли принимать за различные.
Нарушение принципа тождества приводит к ошибкам, наиболее типичными из которых являются подмена понятия и подмена тезиса.
Ошибка подмены понятия может принимать следующие модификации:
а) амфиболия (греч. amphibolos – двусмысленность, двойственность) – логическая ошибка, в основе которой лежит двусмысленность языковых выражений.
Пример.
"Правильно говорят, что язык до Киева доведет. А я купил вчера копченый язык. Теперь смело могу идти в Киев";
б) эквивокация – логическая ошибка при рассуждении, в основе которой лежит использование одного и того же слова в разных значениях.
Пример.
"Старый морской волк – это действительно волк. Все волки живут в лесу. Таким образом, морские волки живут в лесу". Здесь ошибка обусловлена тем, что в первом суждении слово "волк" используется в качестве метафоры, а во второй посылке – в прямом значении;
в) логомахия – спор о словах, когда в процессе дискуссии участники не могут прийти к единой точке зрения в силу того, что не уточнили исходные понятия.
Ошибка подмены тезиса – логическая ошибка, совершаемая в ходе доказательства, состоящая в сознательной замене тезиса на другое похожее суждение, которое легче поддается доказательству, и доказательство которого выдается за доказательство первоначального тезиса. Например, хозяин Эзопа Ксанф обещал в случае проигрыша выпить море. Поиграв пари, он обратился за помощью к Эзопу. "Скажи, – посоветовал Эзоп, – что ты, раз уж обещал, выпьешь море, но без воды рек, которые в него впадают. Ведь ты обещал пить морскую воду, а не речную".
Аналогичная ошибка, совершаемая бессознательно, называется потерей тезиса. Например: "Какой-нибудь отросток мысли, придирка к слову, к сравнению случайно и вздорно увлекают их внимание в сторону, и, дойдя до тупика, они уже не помнят, как вошли в него. Промежуточные этапы исчезли бесследно; надо схватиться за первую мысль противника, какая отыщется в памяти, чтобы продлить спор и оставить за собой последнее слово" (А. И. Куприн "Мелюзга").
Нарушение закона тождества в этих случаях проявляется в изменении количества и качества, модальности, логических связок в первоначально принятом суждении.
Несмотря на внешнюю простоту, закон тождества имеет в логике ряд особенностей. Этот закон устанавливает самотождественность понятия о предмете в процессе аргументации. Но как быть с самим предметом в разные моменты времени?
Любой предмет самотождественен, если брать его в определенный момент времени и в определенном отношении, а не безоговорочно (ибо один и тот же человек не тождествен самому себе, если сравнивать его облик в младенчестве, юности и старости).
Так, если предмет подвергается изменениям под влиянием каких-то факторов (например, времени), то и понятие о предмете с точки зрения его объема и содержания, может изменяться. Например, понятие атом, возникшее в V в. до н.э. в Греции, мало похоже на современное. В процессе мышления мы, тем не менее, имеем дело уже, так сказать, с готовым результатом безотносительно к его генезису. Кроме того, в науке наряду с самотождественностью приходится иметь дело с отождествлением разных предметов.
Объем понятия формируется из класса предметов, входящих в данное понятие.
Например, если подвергнуть анализу класс, связанный с понятием "студент", возникает вопрос: "Тождественны ли все студенты друг другу?". Очевидно, что нет, так как реальные студенты различаются по полу, возрасту, национальности и т.п. Но как входящие в объем данного понятия они неразличимы.
В отношении предметов мысли логика использует абстракцию отождествления, т.е. возможность отвлечения от признаков, по которым объекты различаются.
Ответ на вопрос, от каких из свойств предмета можно отвлечься, зависит:
а) от цели анализа,
б) точки зрения на предмет исследования.
Так, можно всех студентов разделить по национальности, а можно тех же студентов разделить по месту рождения. Таким образом, закон тождества, в мышлении, выступает в качестве важного нормативного правила, данный закон требует исключения в ходе рассуждений произвольного изменения предмета мысли, подмены или смешения мысли о предмете.