Международно-правовые режимы отдельных территориальных пространств.
В системе МП имеется целый ряд сложившихся отраслей, специфика которых состоит в том, что они:
а) определяют международно-правовые режимы крупных территориальных пространств - морских, воздушного, космического;
б) содержат нормы и институты, которые направлены на регулирование отношений во всех сферах - и военно-политической, и экономической, и социально-культурной.
К подобным отраслям МП можно отнести, например:
o международное морское право;
o международное воздушное право;
o международное космическое право.
Международно-правовые принципы и нормы, регулирующие отношения между публичными лицами по поводу правового положения морских пространств, морского дна и пользования ими, составляют отрасль МП - международное морское, право. Основными источниками в этой сфере являются Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., а также: Конвенция о режиме Черноморских проливов 1936 г. (Конвенция Монтрё); Конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г.; Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г. (и Протокол к ней 1973 г.); Договор о запрещении размещения оружия на дне морей и океанов 1971 г.; Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновения судов в морс 1972 г.; Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.; Конвенция МОТ о торговых судах 1976 г. (№ 147); Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (и Протокол к ней 1978 г.); Международная конвенция об охране человеческой жизни на море 1974 г. (и Протокол к ней 1978 г.) и др.
Институциональной частью механизма управления морскими пространствами и их ресурсами являются разного рода международные организации и главная из них - Международная морская организация (ИМО) со штаб-квартирой в Лондоне. Она была учреждена в 1948 г. под названием Межправительственной морской консультативной организации (название было сменено в 1982 г.). Основные цели Организации - содействовать международному сотрудничеству в области морских перевозок, морской торговли, безопасности на морс.
Международно-правовые принципы и нормы, регулирующие правовое положение воздушного пространства и отношения по его использованию, составляют отрасль МП - международное воздушное право (MBU). В состав договорных источников международного воздушного права относятся, в частности, следующие акты: Варшавская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. (с протоколами к ней); Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.; Соглашение о международном воздушном транзите 1944 г.; Соглашение о международном воздушном транспорте 1944 г.; Женевская конвенция о признании прав на воздушное судно 1948 г.; Римская конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, 1952 г. (Монреальский протокол к ней 1978 г.); Соглашение о нерегулярных воздушных сообщениях в Европе 1956 г.; Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушного судна, 1963 г.; Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.; Соглашение СНГ об авиации и об использовании воздушного пространства 1991 г.; Договор об открытом небе 1992 г. и др.
Институциональными механизмами сотрудничества государства в вопросах использования воздушного пространства служат: Международная организация гражданской авиации (ИКАО); Европейская конференция гражданской авиации; Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации; Межгосударственный совет по авиации и использованию воздушного пространства (существует в СНГ с 1991 г.). Примером неправительственной международной организации может служить Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), в которую входят все ведущие авиапредприятия мира (штаб-квартира в Монреале, Канада). Она имеет консультативный статус при ЭКОСОС. ИАТА разрабатывает рекомендации по тарифам, условиям перевозок, стандартам обслуживания пассажиров, унификации документации, согласованию расписаний и т.п.
Международно-правовые принципы и нормы, регулирующие отношения по поводу правового положения космического пространства и его использования, составляют отрасль МП - международное космическое право (МКП). К договорным источникам МКП, в частности, относятся: Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г.; Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.; Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.; Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г.; Конвенция о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду 1977 г.; Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (Россия не участвует); Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства (действует в СНГ с 1991 г.); Соглашение между Россией, США, Канадой и европейскими странами - членами ЕКА о создании и использовании Международной космической станции (МКС) 1998 г. Многие вопросы сотрудничества государств в космосе решаются двусторонними соглашениями. Россия, например, заключила договор с Казахстаном об аренде космодрома Байконур, который после распада СССР остался на территории Казахстана.
Большое значение для становления правопорядка в данной сфере отношений играют резолюции ГА ООН: Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1963 г.; Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания 1982 г.; Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космоса, 1986 г.; Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве, 1992 г.; Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран, 1996 г.
Институциональной основой сотрудничества государств в космосе являются: Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях (с Правовым подкомитетом); Международный союз электросвязи (МСЭ); Международная организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ) со штаб-квартирой в Вашингтоне; Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) со штаб-квартирой в Лондоне; Международная организация космической связи (Интерспутник) со штаб-квартирой в Москве; Европейское космическое агентство (ЕКА) со штаб-квартирой в Париже и др. Среди неправительственных организаций наиболее известен учрежденный в 1958 г. академиями наук разных стран Комитет по исследованию космического пространства - КОСИ АР.
Международно-правовые принципы и нормы, регулирующие отношения по поводу правового положения пространств и ресурсов, принадлежащих международному сообществу в целом, и режима их использования, составляют комплексный межотраслевой институт МП - институт общего наследия человечества. Сегодня общим достоянием человечества являются: открытое море (океаны), морское дно, его недра, воздушное пространство за пределами национальных территорий, атмосфера, космическое пространство, Луна, небесные тела и их недра, Антарктика. Общим достоянием, по сути, является пространство радиоволновых частот, все электронное пространство, духовные (культурные) ценности человечества, окружающая среда.
Появление и становление данного института - революционное явление, кардинальная смена правосознания; смена взгляда на ресурсы как с "ничейных" (res nullius) на "общие" (res communis) - при осознании общей ответственности за эти ресурсы. Возник фактически прообраз института общей совместной собственности человечества, а человечество приобретает контуры правосубъектности.