Международно-правовые основы охраны окружающей среды
Исходя из постулата "природа не знает границ", в необходимости и значимости международно-правовой охраны окружающей среды сомневаться не приходится. Под международно-правовой охраной окружающей среды (международным экологическим правом) понимается совокупность нормативных правовых актов, базирующихся на основе общепризнанных принципов и норм международного права, регулирующих межгосударственные отношения но сохранению и рациональному использованию международных природных ресурсов с учетом приоритета и защиты прав и законных интересов человека на благоприятную окружающую среду.
Источники международного права можно классифицировать по группам:
– обязательные (конвенции, договоры) и необязательные (хартии, декларации);
– глобальные и региональные.
К основным источникам международного экологического права относятся:
– Стокгольмская конференция ООН (Швеция, 1972 г.), на которой впервые была принята Декларация принципов природопользования и охраны окружающей природной среды, а также План действий правительств и межправительственных организаций. Также было определено, что ежегодно 5 июня отмечается как Всемирный день охраны окружающей природной среды;
– Всемирная хартия природы, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООП 28 октября 1982 г.;
Конференция в Рио-де-Жанейро (Бразилия, 1992 г.), на которой приняты глобальные программы в виде Декларации, состоящей из 27 принципов и "Повестки дня на XXI век", определяющих направления деятельности мирового сообщества в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
– Рамочная конвенция ООН по сохранению климата на Земле ("Киотский протокол", Япония, 1992 г.), который Российская Федерация ратифицировала в 2004 г., приняв тем самым на себя международные обязательства по снижению выбросов в атмосферу парниковых газов;
– Межправительственное соглашение "О взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды между государствами – участниками СНГ" (8 февраля 1992 г.).
Международно-правовая охрана окружающей среды основывается как на 27 социально-экологических принципах, изложенных в Декларации, принятой в Рио-де- Жанейро в 1992 г., так и на других принципах, принятых на иных экологических форумах. Для примера перечислим некоторые из них:
– право на развитие должно осуществляться так, чтобы справедливо удовлетворять потребности нынешнего и будущего поколений в областях развития и окружающей среды;
– все государства и народы должны сотрудничать в осуществлении глобальной задачи искоренения бедности как одного из условий устойчивого развития с целью сокращения разрыва в уровнях жизни;
– государства должны сотрудничать в духе глобального партнерства с целью сохранения, защиты и восстановления чистоты и целостности экосистемы Земли;
– в соответствии с Уставом ООН и принципами международного права государства имеют суверенное право использовать свои собственные ресурсы в осуществлении собственной политики в области окружающей среды и несут ответственность, чтобы эта деятельность не наносила ущерба окружающей среде других государств.
Все объекты международного экологического права подразделяются на две категории:
– не входящие в юрисдикцию государств (Мировой океан, Ближний космос, Антарктида, мигрирующие стада животных);
– входящие в юрисдикцию государств (глобальные биосферные заповедники, другие экологические природные системы и объекты, включенные в список мирового природного наследия и Международную красную книгу.
За нарушения в сфере экологической безопасности правительства государств-нарушителей несут международную эколого-правовую ответственность, которая может быть как политической (например, в виде эмбарго в сфере торговых отношений с таким государством либо прекращение экономической помощи в виде выделения транша), так и материальной (в виде репарации, т.е. возмещения экологического ущерба в денежном выражении, и т.п.).
Основную роль в механизме международно-правой охраны окружающей природной среды играют международные организации, которые могут иметь статус как правительственных, так и неправительственных формирований.
К межправительственным организациям относятся:
– ЮНЕП – главенствующая в этой сфере международных отношений организация, которую возглавляет исполнительный директор, избираемый Генеральной Ассамблеей ООН. Имеется также Совет управления, в который входят представители 58 государств и Фонд денежных взносов государств. Основная задача ЮНЕП – консолидация национальных природоохранных программ государств и ликвидация глобальных экологических катастроф;
– ЭКОСОС – комиссия по устойчивому развитию при Экономическом и социальном совете ООН, который имеет в своем распоряжении 70% всех денежных ресурсов, вносимых государствами в ООН;
ЮНЕСКО – международная организация, отвечающая за сохранность природных объектов, имеющих мировое значение, а также ведущая учет и анализ глобальных стихийных бедствий;
– МАГАТЭ – Международное агентство но атомной энергетике;
– ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения;
– ВМО – Всемирная метеорологическая организация;
– МЭС – Межправительственный экологический совет государств – участников СНГ, состоящий из министров природных ресурсов этих стран. Совет координирует национальные природоохранные программы и имеет фонд, состоящий из денежных взносов этих государств, который используется для ликвидации трансграничных экологических бедствий и чрезвычайных экологических ситуаций.
В число международных неправительственных организаций входят:
– МСОП (Международный союз охраны природы и природных ресурсов), который является ведущей неправительственной организацией, занимающейся составлением Международной красной книги. В ее состав входит шесть отраслевых комиссий. Ее высшим органом является Генеральная ассамблея, собирающаяся раз в три года;
– WWF (Всемирный фонд охраны дикой природы);
– "Гринпис" ("Зеленый мир") – организация, имеющая представительства более чем в 30 государствах, в том числе и в России, насчитывающая в своих рядах более 12 тыс. членов и имеющая даже свой флот, и др.
В декабре 2009 г. состоялся Копенгагенский саммит по проблемам изменения климата, однако соглашение, которое должно было бы заменить Киотский протокол, подписано не было. Причиной этому были разногласия между развитыми государствами Запада и группой развивающихся стран. Основное "согласие" этого саммита – добиться, чтобы к 2016 г. рост среднемировой температуры составил бы не более 1,5% по сравнению с доиндустриальным уровнем развития и на 80% сократить выбросы парниковых газов к 2050 г.