Лекция 9. Международно-правовое регулирование процесса таможенной оценки товаров

В результате изучения главы 9 студент должен:

знать понятие процесса таможенной оценки товаров и ее значение для международной торговли; общую характеристику основных международных соглашений в сфере таможенной оценки товаров;

уметь толковать современные международные правила в сфере таможенной оценки товаров; определять цели и задачи международно-правового регулирования таможенной оценки товаров;

владеть навыками оперирования основными понятиями в сфере таможенной оценки товаров.

Понятие процесса таможенной оценки товаров и ее значение для международной торговли

Взимание ввозных и вывозных таможенных пошлин является важным элементом таможенного дела, поскольку составляет таможенно-тарифный метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности (Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности").

Таможенная пошлина согласно Закону РФ "О таможенном тарифе" – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Размер таможенной пошлины – это общая сумма, которую требуется уплатить по данному виду платежа в отношении конкретного товара. Ставка таможенной пошлины – это фиксированная величина, являющаяся основанием для расчета размера таможенной пошлины. Данная величина устанавливается на каждый вид товара, который подлежит обложению таможенной пошлиной.

Особенности расчета таможенной пошлины зависят от вида ее ставки. В ст. 4 Закона РФ "О таможенном тарифе" предусмотрены три вида ставок:

1) адвалорные ставки (устанавливаются в процентах от таможенной стоимости товара, сумма таможенной пошлины рассчитывается как произведение таможенной стоимости и ставки пошлины в процентах);

2) специфические ставки (устанавливаются в денежном выражении за определенную единицу облагаемых товаров. В качестве денежного эквивалента выступает евро, например: пиво безалкогольное – 0,6 евро за 1 л);

3) комбинированные ставки включают в себя как стоимостные, так и количественные показатели, т.е. сочетают в себе адвалорные и специфические ставки: например, комбинированная ставка для одежды меховой овчинной – 20% таможенной стоимости, но не менее 30 евро за 1 шт. Окончательный размер ставки определяется путем сравнения по наибольшему показателю.

В современной таможенно-тарифной политике государств центр тяжести приходится на адвалорные таможенные пошлины, представляющие собой определенный процент с цены товара. Эта цена товара называется таможенной стоимостью, ее определение имеет большое значение, поскольку от нее пропорционально зависит величина подлежащих уплате таможенных пошлин.

Таможенная стоимость – это стоимость товара, на основе которой рассчитывается таможенная пошлина. Это цена, являющаяся основанием (базой) для расчета адвалорных таможенных платежей (пошлин, акцизов, НДС, сборов за таможенное оформление) [1].

Таможенная оценка товаров заключается в определении таможенной стоимости товара.

Стоимость (цена) товара (продукции) является важнейшей его характеристикой и существенным условием любой внешнеэкономической сделки.

Цена (стоимость) товара должна быть указана с необходимой и достаточной точностью и полнотой описания со всеми разъяснениями и оговорками. Именно цена (стоимость) товара, определенная во внешнеторговом контракте (договоре), и является исходной базой (основой) для определения таможенной стоимости товара.

Значение таможенной стоимости:

1. Является важным элементом, используемым для ведения статистики внешней торговли.

2. Используется при определении квот, выдачи лицензий, т.е. мер нетарифного регулирования (в случае ограничения ввоза, вывоза товаров по их таможенной стоимости).

3. Применяется при проверке обоснованности цены товара при бартерных сделках.

4. Учитывается при осуществлении валютного контроля при проведении экспортно-импортных операций и т.д. [2]

Таможенная оценка или определение таможенной стоимости товара с целью установления размера взимаемых таможенных пошлин представляет собой одну из самых сложных процедур в международной таможенной практике [3].

Используя различные способы определения таможенной стоимости товаров, государства-импортеры могут значительно изменять размеры взимаемых таможенных пошлин, повышая или понижая таким образом уровень таможенно-тарифной защиты. Например, уровень тарифной защиты товара можно увеличить, подняв соответствующую тарифную ставку, этого же можно достичь, не меняя ставку, путем изменения базы оценки товара (завышения либо занижения таможенной стоимости товара).

Если государства будут самостоятельно на основе произвольных критериев определять таможенную стоимость импортируемых товаров, являющуюся основой для обложения таможенными пошлинами, это может превратиться в серьезный барьер во внешней торговле. Поэтому процедуру таможенной оценки товаров относят к нетарифным ограничениям [4], которые в условиях свободной и равной торговли должны быть сведены к минимуму.

Используемая в настоящее время многими странами мира система определения таможенной стоимости сложилась не сразу. Долгое время в различных государствах методы таможенной оценки или определения таможенной стоимости товара определялись совершенно по-разному. Так, в одних государствах была распространена система взимания пошлин с цены, указанной экспортером товаров в товаросопроводительных документах, в других – с цены, по которой аналогичные товары продаются на мировом рынке. В США длительное время применялась система таможенной оценки, основу которой составляла американская внутренняя цена [5]. Таким образом, часто получалось, что экспортеру было заранее неизвестно, какой именно метод таможенной оценки будет использован в отношении него в конкретном случае и, соответственно, не имел возможности определить конечную цену продаваемого товара и его конкурентоспособность с учетом затрат на уплату таможенных платежей.

Поэтому в документах многих международных организаций в сфере международной торговли (ЮНКТАД, ВТО) методология таможенной оценки товара классифицировалась и классифицируется как серьезный и сложный дополнительный протекционистский барьер нетарифного характера на пути международной торговли. Именно эти причины и обусловили объективную необходимость унификации и гармонизации в сфере международно-правового регулирования таможенной оценки товаров.

В результате насущной проблемой международного таможенного сотрудничества стала потребность в сближении правовых систем в сфере таможенной оценки товаров.

Причины унификации правил таможенной оценки товаров:

1. Необходимость ликвидации такого таможенного барьера на пути международной торговли, как таможенная оценка товаров. Несогласованность в применении государствами методов определения таможенной стоимости товаров существенно препятствует развитию международной торговли и ставит ее участников в неравные условия.

2. Необходимость объединения усилий на международном уровне для борьбы с неправильным определением таможенной стоимости.

В результате роста международной торговли возникла необходимость облегчения ведения торговых операций на основе единых правил определения таможенной оценки товаров, их классификации и кодирования.

Для решения этой проблемы мировым сообществом, в том числе и ВТАО, были предприняты определенные шаги по унификации (сближению) процедуры таможенной оценки и выработке единой методологии определения таможенной стоимости товара.

Основные цели международного сотрудничества государств в сфере таможенной оценки товаров и сближения на международно-правовом уровне правил определения таможенной стоимости товаров:

1. Обеспечение равных конкурентных условий для участников ВЭД (ВТД) (равные условия с точки зрения методов расчета установленных законодательством таможенных пошлин и налогов при перемещении товаров через таможенные границы).

2. Облегчение международной торговли на основе выработки унифицированной методологии таможенной оценки товаров (облегчение ведения торговых операций участникам международной торговли, выработка для них единых международных правил таможенной оценки товаров, которые государства должны единым образом применять).

3. Обеспечение достоверности данных статистик внешней торговли между странами.

4. Защита экономических интересов государств, повышение эффективности таможенно-тарифных методов регулирования внешнеторговой деятельности.

Искажение данных о фактических стоимостных оборотах товаров в стране чревато неправильными социально-экономическими прогнозами, что сведет на нет все программы экономического развития государства и само развитие в целом.

Правильное определение таможенной стоимости важно не только и не столько для взимания должных сумм платежей в бюджет, но также и в целях валютного и экспортного контроля, защиты российских интересов на международной арене, т.е. для обеспечения экономической безопасности и стабилизации страны в целом. В целях защиты экономических интересов Российской Федерации необходимо правильно определять таможенную стоимость товаров, не допуская манипуляций с ней ни в сторону завышения, ни в сторону занижения.