Международно-правовая ответственность физических лиц
Преступления, совершаемые государством как таковым, считаются международными преступлениями. Преступления, совершаемые отдельными лицами или группами лиц не от имени государства, но имеющие международные последствия, считаются преступлениями международного характера.
Что касается международных преступлений, совершаемых государствами, то ответственность государства-делинквента возникает, в частности, в форме ограничения его юрисдикции в отношении собственных граждан – непосредственных участников совершения международного преступления. Для этого учреждаются суды, осуществляющие международную уголовную юрисдикцию. Впервые такие Международные трибуналы были созданы в 1945 г. для суда над главными нацистскими преступниками и в 1946 г. – над японскими милитаристами.
Наблюдается тенденция к признанию международной уголовной юрисдикции как в отношении физических лиц, государства гражданства которых совершили международные преступления, так и в отношении лиц, совершающих преступления международного характера в своем личном качестве, не действуя от имени государства.
В отношении военных преступлений и преступлений против человечества действует принцип неприменимости срока давности. Он нашел закрепление в Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.
Международно-правовая ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом
Вследствие развития науки и техники и использования их достижений в практических целях государствами используются космические ракеты и спутники Земли, морские суда с ядерными установками, супертанкеры, атомные электростанции, которые относятся к источникам повышенной опасности, т.е. такие объекты, которые из-за особых технико-функциональных характеристик при наступлении непредвиденных и непреодолимых чрезвычайных обстоятельств могут выходить из-под контроля и причинять материальный ущерб другим субъектам международного права. Такой ущерб причиняется вопреки и помимо воли государства, непосредственно причастного к оперированию источниками повышенной опасности, и несмотря на его стремление обеспечить все разумно необходимые меры безопасности. Размеры такого ущерба потенциально могут быть огромны. Вероятность наступления подобных ситуаций и осознание государствами необходимости правовой регламентации их последствий предопределили возникновение в системе современного международного права норм, призванных обеспечить надлежащее урегулирование возмещения ущерба, причиненного в результате эксплуатации таких видов техники, которые сами по себе не являются нарушением международного права.
В настоящее время такого рода нормы содержатся в отдельных отраслях международного права, в частности в международном космическом праве, международном ядерном праве, международном воздушном праве, международном морском праве (например, Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г., Конвенция об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии 1960 г., Конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г., Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности Земли, 1952 г., Конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г.).
Помимо существующих в отдельных отраслях права конвенций, правовой основой для обеспечения данной проблемы являются судебные решения (например, решение Международного Суда ООН по делу о проливе Корфу (спор между Великобританией и Албанией 1949 г.)).
В отношении такой ответственности применяются термины: объективная, абсолютная, строгая, компенсационная. Необходимо, однако, иметь в виду, что в западной международно-правовой доктрине под объективной ответственностью понимается международная ответственность государства за действия его органов и должностных лиц, которые привели к нарушению международно-правового обязательства данного государства. Абсолютная ответственность государства предусмотрена Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.: запускающее государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Что же касается других упомянутых выше конвенций в области морского, ядерного права, то в них предусмотрены определенные механизмы и системы выплаты компенсации за ущерб, охватывающие, в частности, юридических лиц, чья деятельность причинила ущерб, страховые компании, страховые фонды, в том числе и международные.
Ответственность за правомерную деятельность представляет собой самостоятельный комплекс международно-правовых отношений, основное ОГЛАВЛЕНИЕ которых составляет обязанность, принятая в соответствии со специальными соглашениями, возместить причиненный в связи с осуществлением правомерной деятельности ущерб, и право потерпевших требовать на основании этих соглашений возмещения такового.
Она может возникнуть при наличии трех необходимых условий:
1) международно-правовых норм, которыми такая обязанность и соответствующее право предусматривается;
2) событий (нанесение ущерба), с наступлением которых связывается вступление в силу механизма, предусмотренного упомянутыми нормами;
3) причинной связи между деятельностью и ущербом.
Первое условие представляет собой юридические основания объективной ответственности, а второе выступает в качестве ее фактических оснований.
Источником событий, являющихся фактическим основанием абсолютной ответственности, являются непреодолимая сила и случай. Спецификой непреодолимой силы является то, что причины, ее вызвавшие, не связаны ни с источником повышенной опасности, ни с государством, которое этим источником оперирует. Это такие обстоятельства, которые не могут быть предсказаны и предотвратимы с помощью современных научно-технических средств (например, землетрясение, цунами, тайфун, шторм, непредсказуемые процессы в верхних слоях атмосферы и т.д.).
В отличие от непреодолимой силы случай представляет собой наступление такой ситуации, когда нет возможности контролировать работу источника повышенной опасности в силу нежелаемых, неожиданных и необратимых процессов в его оборудовании, в результате чего возникшая угроза причинения ущерба не может быть устранена, несмотря на все предпринимаемые меры.
При этом следует иметь в виду, что рассматриваемые события могут служить фактическим основанием абсолютной ответственности лишь при наличии специальных международных соглашений, которые признают их в качестве таковых. Данные соглашения применяются в конкретных областях и только в отношении указанных в них источников повышенной опасности. При отсутствии таких соглашений государства, в связи с осуществлением правомерной деятельности которых возник ущерб, не являются связанными юридической обязанностью возмещать его.
Специальные международные соглашения устанавливают максимальный предел возмещения ущерба, что является справедливым распределением между государствами, участвующими в соглашении, бремени риска, который связан с развитием науки и техники и с использованием их достижений в практической деятельности этих государств.
В 2001 г. Комиссия международного права завершила работу над первой частью вопроса о международной ответственности за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом, – "Предотвращение трансграничного ущерба от опасных видов деятельности". В 2006 г. была принята вторая часть "Принципы, касающиеся распределения убытков в случае трансграничного вреда, причиненного в результате опасных видов деятельности".