Международная защита прав и интересов несовершеннолетних
В самом широком смысле международная защита прав ребенка в конкретном государстве осуществляется специальным органом, учрежденным Конвенцией о правах ребенка, – Комитетом по правам ребенка. В более узком смысле основной функцией Комитета является контроль за реализацией положений Конвенции государствами-участниками ("в целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с настоящей Конвенцией") (ст. 43). Государства-участники обязуются представлять Комитету через Генерального секретаря ООН доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав:
а) в течение двух лет после вступления Конвенции в силу для соответствующего государства-участника;
b) впоследствии через каждые пять лет.
В докладах указываются факторы и затруднения, если таковые имеются, влияющие на степень выполнения обязательств по Конвенции. Доклады также содержат достаточную информацию, с тем чтобы обеспечить Комитету полное понимание действия Конвенции в данной стране. Комитет может запрашивать у государств-участников дополнительную информацию, касающуюся осуществления Конвенции. Доклады о деятельности Комитета один раз в два года представляются Генеральной Ассамблее ООН через посредство Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС). Государства-участники обеспечивают широкую гласность своих докладов в собственных странах.
С целью способствовать эффективному осуществлению Конвенции и поощрять международное сотрудничество в области, охватываемой Конвенцией, к международной защите прав ребенка привлечены специализированные учреждения, Детский фонд ООН и другие органы ООН, которые вправе быть представленными при рассмотрении вопросов об осуществлении таких положений Конвенции, которые входят в сферу их полномочий. Комитет может предложить специализированным учреждениям, Детскому фонду ООН и другим компетентным органам, когда он считает это целесообразным, представить заключение экспертов относительно осуществления Конвенции в тех областях, которые входят в сферу их соответствующих полномочий, а также предложить указанным структурам представить доклады об осуществлении Конвенции в областях, входящих в сферу их деятельности. Комитет вправе направить в указанные структуры доклады соответствующих государств и просьбу о технической консультации или об оказании помощи в оформлении докладов, если сочтет это целесообразным и если такая просьба исходит от соответствующего государства. Комитет вправе давать соответствующим государствам рекомендации по реализации Конвенции, а также направлять в Генеральную Ассамблею ООН рекомендации общего характера.
Таким образом, в соответствии со смыслом Конвенции можно говорить о трех элементах механизма защиты прав ребенка: с помощью норм национального законодательства, с помощью норм международного права данного государства и с помощью системы правовых средств, которыми располагают органы и организации, учрежденные Конвенцией. Нормы, в которых признается право несовершеннолетнего на защиту и перечисляются меры, которые государства-участники должны осуществлять для его реализации, содержатся в целом ряде статей Конвенции, в зависимости от того, в какой сфере правовых отношений с участием несовершеннолетних она оказывается необходимой. Ценность Конвенции, помимо всего, что было отмечено ранее, заключается в том, что в ней перечисляются наиболее типичные и наиболее общественно опасные посягательства на права несовершеннолетних, против которых и осуществляется их защита с помощью названных выше мер.