Международная цена
Международная цена (особая разновидность цен в международной торговле) – это цена главных экспортных или импортных сделок на гот или иной товар, совершаемых на обычных коммерческих условиях в основных центрах международной торговли известными фирмами- экспортерами и импортерами соответствующей товарной продукции. Ценообразование в международной торговле зависит от множества факторов:
• места и времени продажи товара;
• взаимоотношений между продавцом и покупателем;
• условий сделки;
• характера рынка товара;
• источника ценовой информации;
• общей конъюнктуры рынка товара;
• общей конъюнктуры и динамики мировой экономики.
Окончательная цена (стоимость) товара формируется в результате действия (и взаимодействия) следующих факторов:
• цена изготовителя;
• стоимость услуг;
• стоимость услуг транспорта;
• стоимость правового сопровождения сделки купли- продажи;
• размер платежей в бюджет (таможенные платежи, налоги и пр.);
• стоимость контроля над производством;
• стоимость услуг посредников, организующих импорт товарной продукции.
Многообразие цеп па мировом рынке
На мировом рынке существует великое множество цен на одни и те же товары, произведенные разными фирмами в разных странах или даже одними и теми же фирмами, продающими свои товары (или их заменители) в разных странах или разных городах одной и той же страны. Разброс цен во многом определяется многообразием международных торговых связей, различиями в факторах производства при изготовлении одних и тех же товаров в разных странах, разных регионах страны, а также наличием иных факторов, которые способствуют повышению/понижению цены на товар, включая факторы политического характера. Здесь имеются в виду:
• различия в структуре рынка;
• налоговая, бюджетная, таможенная политика;
• различия в мобильности (способности к перемещению) ресурсов между странами;
• разнообразие и множественность рынков;
• возрастание цен при экспорте продукции;
• наличие существенных расхождений в практике установления фиксированных и изменяющихся цен;
• различия в стратегиях ведения компаниями конкурентной борьбы на внешних рынках.
Необходимо отметить, что мировой рынок представляет собой намного более сложное явление, чем любой национальный рынок. Ему, в частности, присущи более острая конкурентная борьба и специфические формы государственного вмешательства. В каждой стране действуют законы, которые по-разному влияют на ценообразование и движение цен. Здесь приходится учитывать расходы на изучение конъюнктуры мирового рынка конкретного товара (и его заменителей), продвижение товара на рынок и т.д. Это так называемые транзакционные, или маркетинговые, затраты.
Виды цен
С целью учета и анализа конъюнктуры на мировом рынке регулярно публикуются виды цен:
• справочные цены ("запрашиваемые" цены, которые при продаже оказываются ниже);
• цены статистики внешней торговли (отражают совершенные сделки и динамику внешнеторговых цен);
• цены биржевых котировок (фиксируют осуществленные сделки с соответствующими ценами);
• цены фактических сделок и контрактов (наиболее полно отражают рыночные цены по конкретным видам товара).
Методы определения цены
В практике внешней торговли используют обычно два метода определения цены:
1) рассчитываются полные издержки производства и к полученной сумме совокупных издержек добавляется процентная надбавка в виде прибыли, которую та или иная фирма планирует получить;
2) предполагается использование предельных издержек; в этом случае учитываются только те затраты, которые непосредственно связаны с производством товара, поступающего на внешний рынок.
Две группы цен. Мировые цены подразделяются на две большие группы:
1) цены на продукты обрабатывающей промышленности – эти цены формируются на базе экспортных цен крупных фирм с общей ориентацией на внутренние цены;
2) цены на сырье – при их определении основную роль играют соотношение спроса и предложения на мировых рынках и цены крупных стран, экспортирующих или импортирующих сырье. Для сырьевых товаров в качестве мировых выступают цепы основных производителей этих товаров и цены западноевропейских рынков. Например, цены крупных бирж и аукционов (в частности, цены цветных металлов – биржевые котировки Лондонской биржи цветных металлов) являются практически мировыми ценами на соответствующие продукты или цены ОПЕК (через определение квот) – мировым ценами на нефть.
Закон единой цены
Закон единой (мировой) цены исходит из того положения, что на конкретных рынках при отсутствии транспортных издержек и официальных торговых барьеров (пошлины) товары должны продаваться в разных странах по одной и той же цене, выраженной в одной и той же валюте. Формула единой цены выглядит следующим образом:
где Рi – долларовая цена товара i при продаже его в США; Pia – соответствующая цена товара в евро.
Как видим, закон единой цены предполагает, что долларовая цена товара i будет одной и той же, где бы он ни продавался в мире.