Лекция 4 МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ
В результате изучения материалов дайной главы обучающийся должен: знать
• особенности, значение, тенденции развития сферы услуг в современной экономике;
• способы международной торговли услугами;
• положение США на мировом рынке услуг;
• особенности российской внешней торговли услугами; уметь
• определять удельный вес сферы услуг в структуре национальной экономики;
• определять услугу как предмет международной торговли;
• анализировать трансграничные потоки услуг;
• выявлять сервисные доходы отдельных стран от зарубежных предприятий национальных компаний и их платежи иностранным предприятиям-нерезидентам за полученные услуги;
• выявлять факторы, влияющие на международную торговлю услугами;
• формулировать рекомендации по улучшению положения России в международной торговле услугами;
владеть
• навыками определения значимости услуг в национальном и мировом хозяйстве;
• национальной и международной статистикой по услугам;
• методами анализа международной торговли услугами.
Место услуг в современной экономике
Услуги охватывают сферу нематериального (сервисного) производства. Услуги — это блага, предоставляемые посредством различных видов деятельности, направленной непосредственно на потребителя и по его заказу. Они могут производиться и потребляться одновременно и обычно требуют прямого взаимодействия продавца и покупателя. Место потребления услуги часто совпадает с местом ее производства; и в большинстве случаев услуги потребляются в момент их оказания. Всемирный банк определяет услуги как изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий с другой институциональной единицей на основе их взаимного соглашения.
Понятие "услуга" включает любую услугу в любом секторе экономики, за исключением услуг, которые поставляются на некоммерческой основе и вне конкуренции государственными органами при исполнении своих функций. Услуги имеют ряд отличии от товара, которые определяют способы их поставки потребителю в международной торговле. Товары имеют предметную форму, их можно накапливать и складировать; поставка товаров в международной торговле всегда связана с их перемещением через государственные границы, что фиксируется таможенными органами и отражается в платежном балансе. Услуги лишь в отдельных случаях выражаются в предметной форме; во многих случаях они невидимы и неосязаемы. Услуги называют "невидимыми" (invisibles) операциями, торговлю услугами — "невидимой" торговлей (invisible trade).
Количество и разнообразие услуг быстро увеличивается, их неоднородность возрастает; услуги можно классифицировать по различным признакам. В соответствии с Международной стандартизованной промышленной классификацией ООН различаются следующие услуги: коммунальные и строительные; оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы, туристские базы и кемпинги; транспортировка, хранение и связь; финансовое посредничество; оборона; образование, здравоохранение и общественные работы; прочие коммунальные, социальные и личные услуги.
Значительная часть услуг по этой классификации производится и потребляется внутри страны и не может быть объектом трансграничной торговли. Однако так называемые неторгуемые услуги, которые не подлежат экспорту/импорту, могут быть оказаны (проданы) нерезиденту в стране его временного пребывания; либо, наоборот, нерезидент, будучи физическим лицом или юридическим лицом, может производить и продавать услуги резидентам страны своего пребывания. Под "торговлей услугами" в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС) понимается поставка услуги, которая включает производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку услуги потребителю.
Услуга становится предметом международной торговли в том случае, если производитель услуги и ее покупатель (физические или юридические лица) являются резидентами разных стран, независимо от места совершения сделки между ними. Таким образом, международная торговля услугами включает не только трансграничный обмен услугами между резидентами разных стран посредством их экспорта и импорта, но и торговлю между резидентами и нерезидентами на внутренних рынках, где нерезидент может выступать как в качестве покупателя, так и в качестве производителя (продавца) международной услуги.
В связи с этим выявление роли и места услуг в национальных экономиках и мировом хозяйстве в целом представляется необходимым, учитывая, что все большее количество внутренних услуг становится предметом международной торговли в результате развития производительных сил, внедрения новых информационно-коммуникационных технологий, а также международного перемещения продавцов и покупателей услуг.
Уровень развития сферы услуг, ее место и значимость зависят от стадии развития экономики. Теоретические основы классификации национальных экономик по структуре отраслей были заложены в 1930-х гг. американским экономистом А. Г. Б. Фишером, который подразделил все отрасли хозяйства на первичные, вторичные и третичные. Первичный сектор и вторичный сектор охватывают материальное производство, третичный — это сервисный сектор, нематериальное производство.
Первичный сектор образуют следующие отрасли: сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство, горная промышленность; вторичный сектор — перерабатывающие отрасли и строительство; третичный сектор — это услуги в области транспорта, других коммуникаций, коммунального хозяйства, торговли, страхования, операций с недвижимостью, финансов, здравоохранения, образования, государственного управления и др. По мере роста доходов общества, как утверждал Фишер, основной объем спроса перемещается с первичных отраслей к вторичным, а затем и к третичным отраслям. На основе концепции Фишера социолог американец Дэниел Белл (1919—2011) в 1970-х гг. выделил три стадии развития общества: доиндустриальпое, индустриальное и постиндустриальное.
В доиндустриальном обществе деловая жизнь связана в основном с первичным сектором экономики — с сельским хозяйством, рыболовством, лесничеством, горной промышленностью при низком технологическом уровне. В индустриальном обществе деловая активность направляется преимущественно на производство вещных товаров в предметной форме. При этом экономическая и социальная жизнь механизируется и становится более эффективной; разделение труда углубляется; целью производства становятся его максимизация и оптимизация. Индикатором качества и образа жизни служит количество вещных товаров, которыми обладает личность.
В постиндустриальном обществе деловая активность направлена на производство услуг; при этом социально-экономическое значение знаний и информации повышается. В центре экономической жизни находится профессионал; показателем образа жизни являются количество и качество услуг, которые человек может себе позволить. Спрос граждан на растущее количество услуг ведет к расширению функций центральных и местных органов власти по координации предоставления этих услуг, ибо рыночный механизм неадекватен этим требованиям.
В индустриальную стадию развития страны-лидеры, которые определяют основное направление развития мировой экономики и в значительной мере формируют ее отраслевую структуру, вступили во времена промышленной революции, о чем свидетельствует отраслевая структура занятости и ВВП. К началу XX в. эти страны уже имели развивающуюся промышленность и услуги при снижении доли сельского хозяйства и других первичных отраслей. В 1900 г. в занятости развитых стран доля материального производства составила 56,9%, в том числе сельского хозяйства — 30,9, промышленности и строительства — 26, услуг — 43,1, включая транспорт — 3,9, торговлю — 13,8, финансовые услуги — 2,6% (табл. 4.1).
В середине XX в. страны-лидеры вступили в постиндустриальную стадию развития, опирающуюся на НТР, расширение глобальной деятельности ТНК и ТИБ, формирование региональной экономической интеграции в Западной Европе. В 1950 г. доля услуг в структуре занятости развитых стран составила 58,1%, при этом доли транспорта и торговли соответственно равнялись 5,2, и 15,8%. За 1900—1950 гг. удельный вес финансовых услуг возрос в 12 раз и достиг 31,2%; доля материального производства
снизилась в 1,3 раза и составила 41,9%, в том числе первичных отраслей 13,1%, промышленности и строительства — увеличилась на 2,7 п.п. и составила 28,7%.
Таблица 4.1
Распределение занятости по секторам хозяйства в 1900,1950, 2000 гг., %
Страны |
Сельское, лесное и рыбное хозяйство |
Промышленность и строительство |
Сфера услуг |
||||||
1900 |
1950 |
2000 |
1900 |
1950 |
2000 |
1900 |
1950 |
2000 |
|
Развитые страны |
30,9 |
13,1 |
3,6 |
26,0 |
28,7 |
25,6 |
43,1 |
58,1 |
70,7 |
США |
38,2 |
10,0 |
2,4 |
33,2 |
31,3 |
20,9 |
28,6 |
58,7 |
77,4 |
Япония |
46,9 |
38,9 |
6,5 |
18,4 |
23,6 |
34,4 |
34,7 |
37,5 |
59,0 |
Великобритания |
17,0 |
6,2 |
2,3 |
28,5 |
27,1 |
26,0 |
54,5 |
66.7 |
71,7 |
Германия |
21,6 |
5,9 |
2,6 |
32,4 |
37,2 |
31,2 |
45,9 |
56,9 |
66,2 |
Италия |
27,7 |
10,0 |
6.0 |
22,3 |
20,8 |
24,0 |
50,0 |
69,2 |
70,0 |
Франция |
31,4 |
10,5 |
3,6 |
20,0 |
26,3 |
21,8 |
48,6 |
63,1 |
74,5 |
Россия |
58,6 |
36.7 |
13,1 |
27,5 |
36,7 |
30,0 |
13,8 |
26,5 |
56,9 |
Латинская Америка |
58,3 |
52,6 |
22,5 |
12,5 |
19,3 |
25,0 |
29,2 |
28,1 |
52,5 |
Азия |
82,1 |
79,1 |
42,8 |
7,2 |
8,4 |
15,8 |
10,7 |
12,5 |
41,4 |
Китай |
81,8 |
81,5 |
46,5 |
6,8 |
7,7 |
17,6 |
11,4 |
10,8 |
35,9 |
Средний Восток и Северная Африка |
80,0 |
75,5 |
44,0 |
6,6 |
10,0 |
12,0 |
13,3 |
14,3 |
44,0 |
Источник: Мировая экономика: Глобальные тенденции за 100 лет / иод ред. И. С. Королева. М.: Экономисть, 2003. С. 535—538.
В 2000 г. в занятости развитых стран доля услуг составила 70,7%, в том числе транспорта — 4,7, торговли — 18,9, финансовых услуг — 39,6%; доля материального производства снизилась до 29,2%, в том числе доля сельского хозяйства и других первичных отраслей - 3,6, промышленности - 18,9, строительства — 6,7%.
Тенденция возрастания занятости в сфере услуг, промышленности и строительстве и снижения удельного веса первичных отраслей четко проявилась и в развивающихся регионах. За 1990—2000 гг. доля услуг в общей занятости стран Латинской Америки увеличилась в 1,8 раза и составила 52,5%, промышленности и строительства — в 2 раза и достигла 25%; при этом доля сельского хозяйства и других первичных отраслей снизилась в 2,6 раза и составила 22,5%. В 2000 г. в отраслевой структуре занятости стран Азии, а также Среднего Востока и Северной Африки лидировали первичные отрасли хозяйства, доля которых оставалась на уровне 43—46%, сферы услуг — в пределах 36—44%, промышленности и строительства — 11-13%.
В XXI в. лидирующие страны во главе с США формируют инновационную экономику, основанную на таких наукоемких услугах, как современный транспорт, глобальные телекоммуникационные системы, насыщенные электроникой финансово-кредитные и банковские услуги, компьютерные и информационные услуги. Развитие инновационных экономик определяют научные и социально-культурные отрасли: наука, научное обслуживание, образование, культура и искусство, здравоохранение и физическая культура, ЖКХ, бытовое обслуживание, социальное обеспечение, индустрия отдыха и развлечений.
В 2010 г. доля услуг в общей занятости США и Великобритании установилась на уровне 80%, промышленности и строительства — 17—19, сельского, лесного хозяйства — 2% (табл. 4.2).
Таблица 4.2
Отраслевая структура занятости по странам и регионам в 2010 г., %
Страны и регионы |
Сельское, лесное и рыбное хозяйство |
Промышленность и строительство |
Сфера услуг |
США |
2 |
17 |
81 |
Великобритания |
2 |
19 |
79 |
Восточная Азия и Тихоокеанский регион |
15 |
19 |
66 |
Китай |
37 |
29 |
34 |
Латинская Америка и страны Карибского бассейна |
9 |
14 |
77 |
Бразилия |
12 |
13 |
75 |
Средний Восток и Северная Африка |
42 |
16 |
42 |
Источник: UNCTAD, World Development Report, 2012.
В 2010 г. в структуре занятости стран Латинской Америки и Карибского бассейна доля услуг составила 77%, промышленности и строительства — 14, сельского хозяйства — 9%. В занятости стран Восточной Азии и Тихоокеанского региона преобладали услуги (66%), доля материального производства составила 34%. В Китае, наоборот, доля услуг равнялась 34%, материального производства — 66, в том числе сельского хозяйства — 37%. В занятости стран Среднего Востока и Северной Африки была велика доля добывающей промышленности; первичные отрасли и сфера услуг в совокупности обеспечивали в равных долях 84% общей занятости при низкой доле промышленности (16%).
Стадия экономического развития страны определяется преобладающим сектором экономики. Причина перехода от доиндустриального к индустриальному обществу, а затем к постиндустриальному и (информационному) инновационному обществу связана с ростом производительности труда и эффективности в сфере материального производства, в том числе за счет снижения его материалоемкости, энергоемкости; и развития и диверсификации сервисного производства в направлении увеличения его капитало- и наукоемкости. Это приводит к снижению удельного веса материального производства и повышению сервисного производства в ВВП.
За 1950—2010 гг. доля сферы услуг в мировом ВВП увеличилась в 1,4 раза и составила 70%, сельского хозяйства и других первичных отраслей — сократилась в 5,1 раза и составила 3%, промышленности и строительства — в 1,3 раза и составила 27% (табл. 4.3).
Таблица 4.3
Структура мирового ВВП по отраслям производства в 1950-2010 гг., %
Год* |
ВВП |
Сельское, лесное и рыбное хозяйство |
Промышленность и строительство |
Сфера услуг |
1950 |
100 |
15,3 |
35,2 |
49,5 |
1980 |
100 |
9,1 |
34,5 |
56,4 |
1990 |
100 |
9,4 |
32,0 |
58,6 |
2003 |
100 |
7,7 |
31,8 |
60,5 |
2010 |
100 |
3,0 |
27,0 |
70,0 |
* 1950—2003 гг. в ценах IIПС 1995 г.; 2010 г. — по добавленной стоимости. Источник: Мир на рубеже тысячелетий (прогноз развития мировой экономики до 2015 г.). М., 2001. С. 572; UNCTAD, World Development Report, 2012.
В 2010 г. доля сервисного производства (услуг) в отраслевой структуре ВВП по добавленной стоимости в США и Великобритании достигла 77—78% при 21—22%-ной доле промышленности и строительства и минимальной доле сельского хозяйства (1%) (табл. 4.4). Относительно низкая доля услуг в ВВП Европы образовалась за счет центрально- и восточноевропейских стран.
Таблица 4.4
Отраслевая структура ВВП стран и регионов в 2010 г., %
Страны и регионы |
Всего |
Сельское хозяйство |
Промышленность |
Услуги |
США |
100 |
1 |
22 |
77 |
Европа* |
100 |
7 |
30 |
63 |
Великобритания |
100 |
1 |
21 |
78 |
Россия |
100 |
5 |
33 |
62 |
Африка к югу от Сахары |
100 |
13 |
30 |
57 |
Восточная Азия |
100 |
11 |
45 |
44 |
Латинская Америка и страны Карибского бассейна |
100 |
6 |
31 |
63 |
Окончание табл. 4.4
Страны и регионы |
Всего |
Сельское хозяйство |
Промышленность |
Услуги |
Средний Восток и Северная Африка |
100 |
11 |
43 |
46 |
Южная Азия |
100 |
18 |
27 |
55 |
* Включая Центральную и Восточную Европу. Источник: UNCTAD, World Development Report, 2012.
Латинская Америка и регион Карибского бассейна имеют почти одинаковую с Европой отраслевую структуру ВВП. Доля сельского хозяйства в ВВП стран Среднего Востока и Северной Африки, а также Африки к югу от Сахары и азиатских регионов находилась в пределах 11 — 18%, услуг — 44—57%. Крупные латиноамериканские страны среднего уровня развития, а также Россия завершают стадию индустриализации и в отдельных отраслях продвигаются в сторону постиндустриализации. В странах Южной Азии и Африки к югу от Сахары велика доля сельского хозяйства в ВВП (13—18%), традиционных услуг (55—57%); менее развитые из них находятся на доиндустриальной стадии развития с низким валовым доходом на душу населения.
В структуре услуг в результате их диверсификации и различных темпов роста по отдельным видам услуг произошли и происходят существенные сдвиги, которые наиболее ярко проявляются за длительный период времени. В начале прошлого века основу сферы услуг составляли торговля, транспорт, бытовые услуги, домашняя прислуга и др. В 1920-е гг. услуги етапи важной областью хозяйственной деятельности; однако из-за кризиса 1929 -1933 гг. и Второй мировой войны сфера услуг резко сократилась.
В 1950-е гг. развитие сферы услуг восстановилось, а с 1970-х гг. начались ускорение, расширение и диверсификация сервисного бизнеса. Среди факторов, воздействующих на развитие услуг, большое место занимают государственная политика, изменения в социальной сфере, развитие бизнеса, информационно-коммуникационных технологий на базе НТП; интернационализация и глобализация сферы услуг.
Государство, особенно в странах-лидерах, оказывает большое воздействие на развитие услуг, увеличивая расходы на науку, образование, здравоохранение, социальное обслуживание, вспомоществование, которые способствуют развитию человеческого капитала и повышению конкурентоспособности национальной экономики. Государство формирует законодательную базу; осуществляет дерегулирование сферы услуг, в том числе посредством приватизации предприятий транспорта, телекоммуникаций, страхования и других сервисных компаний; либерализацию торговли услугами; защищает нрава производителей и потребителей.
На развитие сферы услуг влияют социальные изменения в современном обществе, связанные с ростом доходов, увеличением свободного времени, изменением стиля жизни. В составе потребительских расходов населения в высокоразвитых странах доля услуг составляет более половины и продолжает увеличиваться; особенно быстро растет доля медицинских, финансовых, образовательных, рекреационных услуг. Рост социальных и структурных услуг связан урбанизацией, вовлечением женщин в производство, массовой автомобилизацией, сопровождаемой развитием автосервиса, паркингов, мотелей и т.д.
На развитие и диверсификацию сферы услуг большое влияние оказывает производство. Переход к постиндустриальной модели развития, связанный со структурно-технологической перестройкой материального производства и развитием высокотехнологичных отраслей, предъявляет спрос на наукоемкие виды услуг. Развивается маркетинг, менеджмент, рекламный бизнес, информационно-коммуникационные услуги, консалтинг, страхование, услуги по связям с общественностью, рекрутинг рабочей силы и т.п.
Интернационализация и глобализация тесно связаны с активизацией процессов слияний и поглощений сервисных предприятий, их выходом на новые рынки, возникновением стратегических альянсов, повышением активности сервисных ТНК и др. Расширяется сервисная деятельность промышленных TIIK, распространяется франчайзинг, повышается диверсификация и качество услуг.
Научно-технический прогресс стимулирует инновационную деятельность в сфере услуг, связанную с информационными технологиями, компьютеризацией, развитием новых видов коммуникаций. Именно наукоемкие услуги формируют условия развития общества и производства, экономический рост, социальный прогресс, качество жизни. Инновации проявляются в создании новых видов услуг, в модификации старых услуг.
Современная экономика характеризуется быстрым расширением и диверсификацией сферы услуг, возрастанием их роли и удельного веса в экономике, так как темпы роста услуг превышают темпы роста ВВП и промышленности. В развитых и среднеразвитых странах доля услуг в экономике увеличивается за счет их расширения, диверсификации, а также повышения производительности труда в материальном производстве — в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве.
Особенно быстрыми темпами расширяются услуги компьютерные, информационные, телекоммуникационные, финансовые. В слаборазвитых экономиках высокая доля услуг связана с неразвитостью материального производства, и основная часть населения занята в традиционной сфере обслуживания — в розничной торговле, общественном питании, гостиничном обслуживании и т.д.