Лекция 13. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ОБЪЕКТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Быстрая активизация научно-технического обмена стала одной из заметных черт развития мировой экономики. По некоторым оценкам, 80% мировой торговли приходится на товары, содержащие интеллектуальную собственность. На международную передачу технологий приходится около 7% прибыли, получаемой в мировом товарообороте[1]. Суммарная стоимость создаваемых в мире технологий в настоящее время достигает 60% величины всего общественного валового продукта.
Очевидно, что на современном этапе развития обладание передовыми технологиями и новейшими знаниями является основным условием, обеспечивающим международную конкурентоспособность страны и ее экономический рост. Таким образом, быстрый рост торговли результатами интеллектуальной деятельности – изобретениями, ноу-хау, промышленными образцами, полезными моделями, товарными знаками, информацией, др. научно-техническими достижениями, становится важнейшим фактором современного этапа развития международных экономических отношений.
При изучении этой темы можно столкнуться с определенной разноголосицей в терминологии. В качестве объекта международного обмена/торговли называются технологии и информация, ноу-хау, инновации, результаты интеллектуальной, научно-технической деятельности, интеллектуальная собственность и т.д. В этой связи для более полного понимания темы важно остановиться на некоторых понятиях.
Современный экономический словарь[2] предлагает следующее определение понятия технология – сущность ноу-хау, касающаяся материалов, методов производства, использования оборудования, базирующаяся на современных достижениях науки. Или другое – способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления. Технология воплощает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами.
Под ноу-хау понимается техническая, организационная или коммерческая информация, имеющая конфиденциальный характер, действительную или потенциальную коммерческую ценность, к которой нет свободного доступа на законном основании.
Понятие информация словарь трактует как данные, доступные индивидам, фирмам или правительствам во время принятия экономических решений. Информация может касаться состояния дел, технологии, решений других экономических агентов и своих собственных предпочтений и планов.
В качестве объектов торговли можно встретить термин результаты интеллектуальной (научной и (или) научно- технической) деятельности, что согласно словарю, определяется как объективированная и зафиксированная на любых носителях информация, содержащая новые научные знания (открытия), новые решения прикладных задач в области науки и техники, обладающая новизной, практической целесообразностью и ценностью применения.
В официальных документах ВТО, Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), других международных организаций в качестве объекта международной торговли рассматриваются в качестве объекта торговли права интеллектуальной собственности (ИС).
Согласно классификации ВОИС, интеллектуальная собственность означает творения человеческого разума: изобретения, литературные и художественные произведения, символику, названия, изображения и образцы, используемые в торговле. Интеллектуальная собственность подразделяется на две категории: промышленная собственность, которая включает изобретения (патенты), товарные знаки, промышленные образцы и географические указания источника происхождения; и авторское право, которое включает литературные и художественные произведения, такие как романы, стихи и пьесы, фильмы, музыкальные произведения; и произведения изобразительного искусства, такие как рисунки, картины, фотографии и скульптуры, а также архитектурные сооружения. Смежные права включают права артистов-исполнителей на их исполнения, права производителей фонограмм на их записи и права вещательных организаций на их радио и телевизионные программы[3].
Остановимся поподробнее на основных понятиях, связанных с промышленной собственностью.
Изобретение – продукт или способ, позволяющий сделать что-либо по-новому или предлагающий новое техническое решение задачи. Как правило, изобретение должно удовлетворять следующим требованиям: оно должно быть практически применимым, иметь элемент новизны, то есть определенное новое свойство, которое неизвестно среди существующих знаний в данной технической области ("известный уровень техники"). Изобретение должно иметь изобретательский уровень, который не может быть выведен лицом, обладающим средними знаниями в данной технической области. В заключение, объект изобретения должен быть патентуемым согласно законодательству.
Патент представляет собой исключительное право, предоставленное на изобретение, которое может быть продуктом или способом, позволяющим сделать что-либо по-новому или предлагающим новое техническое решение задачи. Он предоставляет своему владельцу охрану на изобретение. Охрана предоставляется на ограниченный срок, как правило, составляющий 20 лет. Патентные права обычно защищаются в суде. Патентовладелец дает разрешение или лицензию другим лицам на использование изобретения на взаимно согласованных условиях, а также может продать право на изобретение какому-либо лицу, которое затем становится новым владельцем этого патента. По истечении срока действия патента охрана заканчивается, и изобретение переходит в область общественного достояния.
Приведем исторический пример использования патента на практике. В 1896 г. Сикиши Тойота получил патент на одну из модификаций механического ткацкого станка, широко используемого в Европе. Через 30 лет Сикиши сумел изобрести автоматический ткацкий станок. Он получил ряд патентов, защищающих это изобретение, и в 1924 г. на рынке появился автоматический ткацкий станок "Тойота". Сын Сикиши – Кииширо Тойота заключил соглашение с компанией "Платт Бразерс" на сумму 100000 фунтов стерлингов (приблизительно 25 млн долл. на сегодняшний день) на продажу исключительного права на изготовление и продажу автоматических ткацких станков в любой стране, кроме Японии, Китая и США. Эта сделка обеспечила Тойоте средства для дальнейших инвестиций в научные и исследовательские разработки. Он вложил всю полученную сумму в качестве первоначального капитала в создание автомобильной компании и финансирование исследований[4].
Товарный знак – отличительное обозначение, которое идентифицирует определенные товары или услуги как произведенные или предоставленные конкретным лицом или предприятием. Товарный знак может состоять из одного слова, буквы или цифры, либо любого их сочетания, рисунков, символов, трехмерных обозначений, слышимых звуковых сигналов, таких как музыка или звуки человеческого голоса, запахов или цвета, используемых в качестве отличительных признаков (рис. 13.1).
Промышленный образец – это художественное оформление или эстетический компонент изделия. Образец может содержать объемные элементы, такие как форма или рельеф поверхности изделия, или элементы в пределах одной плоскости, такие как рисунок, линии или цветовое исполнение. Промышленные образцы применяются в отношении самых разных промышленных изделий и произведений ремесленного творчества, таких как приборы и медицинское оборудование, часы, ювелирные изделия и другие предметы роскоши, кухонная утварь, бытовые электроприборы, транспортные средства, архитектурные объекты, рисунки на ткани и предметы досуга. Для обеспечения охраны в соответствии с национальным законодательством большинства стран промышленный образец должен быть привлекательным на вид. Это означает, что промышленный образец имеет прежде всего эстетическую природу и не предполагает охраны каких-либо технических свойств изделия, частью которого он является. Обычно охрана промышленного образца ограничивается территорией страны, в которой предоставлена охрана.
Рис. 13.1. Образцы некоторых товарных знаков
Географическое указание – эго обозначение, используемое на товарах, которые имеют определенное географическое происхождение и обладают качествами, репутацией или особенностями, обусловленными преимущественно этим местом происхождения. Как правило, географическое указание включает название места происхождения товаров. В качестве примера можно привести несколько общеизвестных наименований продуктов: "Текила" – алкогольный напиток определенного вида по наименованию деревни Текила в Мексике; сыр "Рокфор" – по наименованию населенного пункта во Франции; вино "Бордо" – по наименованию местности во Франции; "Тоскана" – название оливкового масла, изготовленного в конкретной области Италии и т.д.
Интеллектуальная собственность обладает определенными характерными чертами. Среди наиболее важных можно отметить: нематериальность ее формы, наличие автора, создателя или изобретателя, возможность многократного ее воспроизведения без потери стоимости. Связи, возникающие между сторонами при купле-продаже объектов интеллектуальной собственности, всегда носят длительный характер и не прекращаются с завершением сделки. Среди характеристик прав на интеллектуальную собственность можно выделить "ограниченность их срока действия". Так, срок действия авторского права ограничен 50 годами с момента смерти автора, а действия патентов – 20 годами с момента изобретения (в некоторых случаях могут устанавливаться и более короткие сроки действия патента, например, в фармацевтической промышленности при появлении лекарств от опасных эпидемических заболеваний). Таким образом, достигается баланс между возможностями получения прибыли владельцем прав и интересами общества по свободному распространению знаний.
Интеллектуальная собственность является одним из самых ценных, а часто – ценнейшим активом в коммерческих операциях. Достаточно сказать, что стоимость мировых брендов компаний оценивается в миллиарды долл. Так, в 2011 г. наиболее дорогостоящими были бренды Google – 44,3 млрд долл., Microsoft – 42,8 млрд долл., Wal-Mart – 36,2 млрд долл., IBM – 36,2 млрд долл., Vodafone – 30,8 млрд долл.[5]
В последние годы широкое распространение получило понятие инновации, которое можно рассматривать как комплекс мероприятий, направленных на внедрение в экономику новой техники, технологий, изобретений, на общую модернизацию. В документах Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) приводятся слова известного специалиста Жака Перрэна о том, что "успех инноваций зависит как от ценности первоначальной идеи и технического уровня, так и от способности обеспечить развитие систем организации, управления и распространения", и излагаются три принципа создания инновации:
1) инновация возможна лишь при условии ее одобрения рынком;
2) инновация невозможна без замысла;
3) инновация невозможна без новаторского предприятия[6].
Таким образом, можно сделать вывод, что главная черта инновации – ее применимость на практике.
В качестве иллюстрации этого положения обычно приводят историю изобретения и внедрения аспирина. Свойство коры ивы приглушать лихорадку было известно людям с древних времен. Англичанин Е. Стоун в середине XVIII в. доказал это научно, выделив вещество салицил. Французский химик Ш. Жерар открыл ацетилсалициловую кислоту в 1852 г. В 1863 г. в Германии фон Байером была основана компания Bayer AG. Ее первым значительным продуктом стала ацетилсалициловая кислота, которую он запатентовал в 1899 г. как лекарственное средство под названием Aspirin в Императорском патентном бюро Германии (acideacety Isalicylique) и начал продавать по всему миру. С тех пор ацетилсалициловая кислота стана самым популярным в мире безрецептурным лекарством, которое продается более чем в 80 странах мира под зарегистрированной торговой маркой Bayer.
В соответствующей литературе можно встретить различные сочетания и толкования приведенных выше понятий, как объекта международной торговли, и все они имеют право на жизнь, т.к. отражают различные стороны очень сложного и многообразного процесса.