Международная политика в отношении цикла
Международная политика борьбы с депрессией в основном состоит из программ сотрудничества между странами. Эти программы имеют следующие цели:
o поддерживать высокие и устойчивые уровни занятости в индустриальных странах;
o стабилизировать цены на сырье и тем самым поставить под защиту стоимость экспорта стран, производящих сырье;
o содействовать высокому и устойчивому уровню иностранных инвестиций, предназначенных для повышения производительности слаборазвитых стран;
o помогать странам разрешать их проблемы платежного баланса.
Расхождения в движении цен - особенно важные причины расстройств торговых и иных систем, действующих финансовых порядков. Если бы каждая страна могла добиться достаточных успехов в поддержании стабильности общего уровня цен у себя, то этим было бы очень много сделано для международной стабильности. Политика стабильных цен требует, чтобы каждая страна постоянно приспосабливав политику в области заработной платы к изменениям в производительности труда; страна, пользующаяся быстрым техническим прогрессом, должна, соответственно, быстрыми темпами повышать заработную плату, с тем чтобы издержки на труд в промышленности в целом оставались постоянными. Таким образом, повсеместная стабильность общего уровня цен имела бы тенденцию способствовать достижению международного равновесия.
Международная координация
ООН учредила Экономический и Социальный Совет, в функции которого наряду с другими (исследовательскими) входит также содействие международной антициклической политике и ее координирование. Для обеспечения эффективных результатов требуются в первую очередь согласованные действия крупных индустриальных стран, поскольку именно от них главным образом и исходят начальные импульсы, ведущие к росту или депрессии. Когда действия предпринимаются согласованно, тогда программа каждой страны поддерживается и подкрепляется общими усилиями, которые, с одной стороны, препятствуют развитию инфляционных тенденций, а с другой - противостоят атаке мировой депрессии.
Осуществление международного экономического сотрудничества в целях предотвращения кризисов и спадов
Это направление деятельности является сложной сферой для национальных государств, требующей постоянных усилий, высокого профессионализма, финансирования и разумной концептуальной базы. Очевидно и то, что без создания международных учреждений (т.е. инфраструктуры), которые постоянно работали бы в этой области, задачи развития такого сотрудничества не могут быть успешно осуществлены. Как представляется, такая работа включает постоянную программу исследования международных экономических отношений и постоянные консультации и обсуждения как на высоком официальном уровне, так и на уровне специалистов и экспертов. Такие международные учреждения были созданы под эгидой ООН, и с большей или меньшей эффективностью они действуют. На первом месте среди международных учреждений, занимающихся проблемами экономического сотрудничества, находятся МБРР, МВФ, Продовольственная и сельскохозяйственная организация и ВТО.
С точки зрения уставных задач все эти организации в своей деятельности ставят перед собой следующие цели:
o обеспечить достаточный поток международных инвестиций, предназначенных поднять производительность экономики стран, нуждающихся в реконструкции и развитии;
o содействовать уравновешенности валютных курсов стран всего мира и предоставлять странам краткосрочные ссуды для укрепления их позиций в отношении резервов иностранной валюты;
o способствовать улучшению продовольственного обеспечения населения во всех странах и увеличению производства продуктов питания и одновременно содействовать перемещению их излишков в бедные страны;
o содействовать оптимальному международному разделению труда, основанному на максимальном развитии естественных природных ресурсов во всем мире;
o обеспечивать сбалансированность платежного баланса в отдельных, как правило, развивающихся странах и новых капиталистических странах.
Проблема внутренней стабильности в мире, испытывающем депрессию
Страны, внутреннее процветание которых в большой мере зависит от экспортных рынков, весьма озабочены постоянной угрозой инфляционных и дефляционных влияний, идущих из-за границы. Даже для Соединенных Штатов это обстоятельство имеет немаловажное значение; но для многих стран его значение универсально, и оно норою отодвигает на второй план все прочие проблемы. Размер внутреннего рынка США, разнообразие природных ресурсов и производственных возможностей, относительно небольшая зависимость от международной торговли (в сопоставлении со всем валовым национальным продуктом), огромные золотые резервы и устойчивость торговых позиций (при крупнейшем в мире внешнеторговом дефиците) - все это дает США свободу проводить национальную программу внутренней стабильности и полной занятости, несмотря на неблагоприятные влияния из-за границы.
Но для других стран мира, имеющих более слабые и менее защищенные международные финансово-экономические позиции, дело обстоит сложнее. Они вынуждены при неблагоприятных условиях сокращать импорт, что негативно отражается на удовлетворении нужд населения. При этом существуют два средства сокращения импорта: 1) обесценение валюты и 2) прямое регулирование, как, например, установление импортных квот и валютного контроля. В тех условиях, которые мы здесь рассматриваем, следовало бы предпочесть термин "регулирование курса валюты" термину "обесценение валюты", так как дефляция за границей в сочетании с сохранением неизменного уровня дохода в стране приводит к тому, что эта страна становится страной высоких издержек со слишком высокой стоимостью валюты.