Международная координация помощи в современных условиях

Попытки западных стран приспособиться к новым условиям находили свое отражение, во-первых, в стремлении к координированной политике в отношении развивающихся стран; во-вторых, в стремлении выстроить политику помощи на рыночных основаниях; в-третьих, в самой структуре помощи, которая направлялась в основном на интеграцию с производственным аппаратом западных стран и их "привязку" к деятельности ТНК, укрепляя тем самым новый статус периферии Запада.

Следует отметить, что по абсолютным размерам помощи оказываемая PC Западом была всегда довольно значительной начиная с середины 1960-х гг. Тем не менее в последние два десятилетия она не достигала уровня, который был установлен Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в размере 0,7% ВВП развитых стран всех типов и форм, включая "дары" и низкопроцентные займы (табл. 13.8).

Таблица 13.8. Основные источники официальной помощи развитии (ОПР) по типам (формам) в 1990—2010 гг„ % и млн долл.

Страны и группы стран- доноров

Теми роста ОПР (в постоянных ценах 2009 года), %

ОПР в % от ВНД

Общая сумма ОПР, ΜΛΗ долл.

Распределение ОПР но типу, 2010

Типы

источников

двусторонний

многосторонний

Годы

1990-

2000

2000-

2007

2008

2009

2010

2010

2010

общее

общее (ООН и другие)

ООН

другие

Все страны — ОПР

-0,6

4,6

11,3

1,0

6,5

0,32

128

728

71,1

28,9

4,6

24,3

ЕС

-0,2

5,4

9,7

-0,5

6,7

0,46

70150

63,0

37,0

4,8

32,1

Австрия

11,1

13,7

-11,4

-31,7

8,8

0,32

1199

50,8

49,2

4,2

45,0

Бельгия

0,0

4,7

13,9

12,0

19,1

0,64

3000

67,9

32,1

4,9

27,2

Дания

4,5

-1,7

0,2

3,3

4,3

0,90

2867

70,8

29,2

9,9

19,3

Финляндия

-4,8

7,3

10,7

13,5

6,9

0,55

1335

62,1

37,9

10,9

27,0

Франция

-4,2

4,9

2,1

19,0

7,3

0,50

12 916

59,8

40,2

1,8

38,4

Германия

-1,1

6,2

6,9

-11,7

9,9

0,38

12 723

63,0

37,0

2,5

34,5

Греция

2,8

28,7

-11,7

-16,2

0,17

500

41,4

53,6

2,00

56,6

Ирландия

14,9

15,6

7,2

-18,3

-4,9

0,53

895

66,6

33,4

8,6

24,8

Италия

-6,9

7,1

13,1

-31,2

-1,5

0,15

3111

30,1

69,9

3,2

66,8

Люксембург

17,3

7,0

0,6

3,9

-0,3

1,09

399

66,0

34,0

14,1

19,9

Нидерланды

2,6

1,6

4,2

-4,7

2,2

0,81

6351

75,4

246

8,9

15,7

Португалия

5,4

-0,7

22,7

-14,6

31,5

0,29

648

61,0

39,0

2,1

369

Испания

3,9

11,9

23,8

-1,3

-5,9

0,43

5917

67,6

32,4

4,2

28,1

Швеция

0,9

6,8

4,2

7,8

-7,1

0,97

4527

64,5

35,5

13,9

21,7

Соединенное

Королевство

4,2

4,6

25,4

12,1

19,4

0,56

13 763

64,4

35,6

3,6

32,0

Австралия

1,8

5,3

5,6

-1,7

12,1

0,32

3849

90,1

9,9

1,8

8,1

Канада

-2,8

5,1

13,1

-9,6

12,7

0,33

5132

75,2

24,8

5,4

19,5

Япония

0,9

-5,4

10,5

-10,3

11,8

0,20

11045

66,3

33,7

5,0

28,7

Новая

Зеландия

3,0

5,3

11,6

-3,2

-3,9

0,26

353

78,4

21,6

9,9

11,6

Норвегия

0,5

6,0

-5,0

16,9

3,6

1,10

4582

79,2

20,8

11,2

9,6

Швейцария

2,3

3,2

7,9

11,7

-4,5

0,41

2295

75,0

25,0

7,1

17,9

США

-3,3

9,0

18,7

8,1

3,5

0,21

30154

86,6

13,4

2,9

104

Примечание: Исключая потоки из Франции, направленные в заморские департаменты, а именно в Гваделупу, Французскую Гвинею, Мартинику и Реюньон .

Источник: Official Development Assistance (ODA), World Economic Situation and Prospects. 2012. P. 170.

Таким образов, в табл. 13.8 представлена динамика помощи, оказанной развитыми странами развивающимся странам в период 1990—2010 гг. В первое десятилетие после падения мирового социализма, в 1990—2000 гг., эта помощь значительно сократилась (-0,6%), особенно значительно со стороны США (-3,3%). Рост, хотя и медленный, приходится на первое десятилетие XXI в. Общий объем помощи PC в 2010 г. составил 128,7 млрд долл. (для сравнения: развивающиеся страны перевели в развитые страны в том нее году более 750 млрд долл.). Этот объем ресурсов составил 0,32% от ВВП всех стран, входящих в Комитет содействия развитию (КСР). Самый высокий уровень помощи характерен для Норвегии, Люксембурга (свыше 1% от ВНД), Швеции и Нидерландов. США оказали помощь в объеме 0,21% ВНД (свыше 30 млрд долл.).

Очевидно, что выделенные объемы ресурсов недостаточны для воздействия на ситуацию в странах, которым оказывается помощь.

Помощь международных организаций. Ощутимую помощь оказывают учреждения ООН, Бреттон-Вудские институты и другие международные и межправительственные организации. При этом условия помощи разные, и зависят как от уставов этих организаций, так и от ее вида и формы. Однако чаще речь идет о низкопроцентных льготных займах и кредитах для реализации конкретных программ. В некоторых случаях определенный контракт с той или иной страной сопровождается условием его реализации специалистами организации-донора, причем на оплату труда этих специалистов приходится до одной трети всего пакета помощи (об этом часто сообщают СМИ разных стран). В табл. 13.9,13.10 представлены типы (формы) помощи международных организаций.

Таблица 13.9. Общий поток ОПР из стран — членов Комитета содействия развитию ОЭСР в 2001—2010 гг.

Структура ОПР/ годы

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Чистые затраты в нынешних ценах, млрд долл.

Официальная помощь развитию

52,7

58,6

69,4

79,9

107,8

104,8

104,2

122,0

119,8

128,7

Двусторонние формы ОПР, включая:

35,3

41,0

50,0

54,6

82,9

77,3

73,4

87,0

83,5

91,5

техническое содействие

13,6

15,5

8,4

18,7

20,8

22,4

15,0

17,2

17,5

15,5

гуманитарную помощь

2,0

2,8

4,4

5,2

7,1

6,7

6,5

8,8

8,6

9,5

списание долгов

2,5

5,3

8,4

7,1

25,0

18,6

9,6

11,1

2,1

3,4

двусторонние займы

1,7

-1,1

-2,8

-0,9

-2,4

-2,3

-1,2

2,5

4,3

пожертвования международным организациям

17,4

17,6

19,5

25,2

24,9

27,5

30,8

35,0

36,3

37,2

Источник: UNCTAD. World Economic Situation and Prospects 2012. P. 171.

Таблица 13.10. Обязательства и чистые потоки финансовых ресурсов, группы международных организаций, млрд долл.

Международные

учреждения

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

72,2

95,3

67,6

55,9

71,7

64,7

74,5

135,2

193,7

245,4

Финансовые организации, кроме МВФ

41,8

38,5

43,1

45,7

51,4

55,7

66,6

76,1

114,5

19,6

Региональные банки развития

19,3

16,8

204

21,5

23,0

23,1

31,3

36,1

54,4

45,4

Группа Всемирного банка

22,0

21,4

222

23,7

27,7

31,9

34,7

39,4

59,4

73,4

Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

11,7

10,2

10,6

10,8

13,6

14,2

12,8

13,5

32,9

44,2

Международная ассоциация развития (МАР)

6,9

8,0

7,6

8,4

8,7

9,5

11,9

11,2

14,0

14,6

Международная финансовая корпорация (МФК)

3,4

3,2

4,1

4,6

5,4

8,2

10,0

14,6

12,4

14,6

Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР)

0,4

0,4

0,4

0,5

0,7

0,7

0,6

0,6

0,7

0,8

МВФ

25,7

52,2

17,8

2,6

12,6

1,0

2,0

48,7

68,2

114,1

Исполнительные органы ООН

4,7

4,6

6,7

7,6

7,7

8,3

6,3

10,5

11,0

11,6

Чистые потоки капитала

14,9

2,0

-11,7

-20,2

-39 6

-25,9

-6,8

40,7

52,3

62,5

Финансовые организации, кроме МВФ

1,4

-11,2

-14,8

10,2

0,8

5,2

-11,4

21,8

20,4

25,1

Региональные банки развития

1,7

-3,9

-8,0

-6,6

-1,7

3,0

5,9

21,2

15,5

9,8

Группа Всемирного банка

-0,3

-7,3

-6,7

-3,7

2,5

2,2

5,5

0,7

4,9

15,4

Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

-4,6

-12,1

-11,2

-8,9

-2,9

-5,1

-1,8

-6,2

-2,1

8,3

Международная ассоциация развития (МАР)

4,4

4,8

4,5

5,3

5,4

7,3

7,2

6,8

7,0

7,0

МВФ

13,5

13,2

3,1

-10,0

-40,4

-31,0

-18,0

18,9

32,0

37,4

Обязательства по источникам, млрд долл.

73,7

97,2

62,6

47,8

59,8

54,9

56,0

97,3

146,7

183,1

Чистые потоки, млрд долл.

15,2

2,0

-10,8

-17,3

-33,0

-21,9

-5,1

29,3

39,6

46,6

Источник: UNCTAD. Handbook of Statistic. World Economic Situation and Prospects 2012. P. 212.

Как следует из табл. 13.10, в период 2001—2010 гг. международные организации увеличили помощь с 72,1 млрд долл. до 245,4 млрд долл. Основная доля этой помощи приходится на МВФ (114 млрд долл. в 2010 г.) и Группу Всемирного банка (73,4 млрд долл. в том же году). При этом чистый объем капитала в форме помощи составил всего 62,5 млрд долл. Необходимо знать и то обстоятельство, что само понятие "помощь" в рассматриваемом аспекте часто вводит в заблуждение, создавая иллюзию о полной безвозмездности передаваемых ресурсов. На самом деле на безвозмездную помощь в форме даров и иных видов приходится не более 5—6% всех передаваемых сумм, включая списание долгов определенных стран (группа наименее развитых стран).