Международная координация помощи в современных условиях
Попытки западных стран приспособиться к новым условиям находили свое отражение, во-первых, в стремлении к координированной политике в отношении развивающихся стран; во-вторых, в стремлении выстроить политику помощи на рыночных основаниях; в-третьих, в самой структуре помощи, которая направлялась в основном на интеграцию с производственным аппаратом западных стран и их "привязку" к деятельности ТНК, укрепляя тем самым новый статус периферии Запада.
Следует отметить, что по абсолютным размерам помощи оказываемая PC Западом была всегда довольно значительной начиная с середины 1960-х гг. Тем не менее в последние два десятилетия она не достигала уровня, который был установлен Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в размере 0,7% ВВП развитых стран всех типов и форм, включая "дары" и низкопроцентные займы (табл. 13.8).
Таблица 13.8. Основные источники официальной помощи развитии (ОПР) по типам (формам) в 1990—2010 гг„ % и млн долл.
Страны и группы стран- доноров |
Теми роста ОПР (в постоянных ценах 2009 года), % |
ОПР в % от ВНД |
Общая сумма ОПР, ΜΛΗ долл. |
Распределение ОПР но типу, 2010 |
|||||||
Типы источников |
двусторонний |
многосторонний |
|||||||||
Годы |
1990- 2000 |
2000- 2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2010 |
2010 |
общее |
общее (ООН и другие) |
ООН |
другие |
Все страны — ОПР |
-0,6 |
4,6 |
11,3 |
1,0 |
6,5 |
0,32 |
128 728 |
71,1 |
28,9 |
4,6 |
24,3 |
ЕС |
-0,2 |
5,4 |
9,7 |
-0,5 |
6,7 |
0,46 |
70150 |
63,0 |
37,0 |
4,8 |
32,1 |
Австрия |
11,1 |
13,7 |
-11,4 |
-31,7 |
8,8 |
0,32 |
1199 |
50,8 |
49,2 |
4,2 |
45,0 |
Бельгия |
0,0 |
4,7 |
13,9 |
12,0 |
19,1 |
0,64 |
3000 |
67,9 |
32,1 |
4,9 |
27,2 |
Дания |
4,5 |
-1,7 |
0,2 |
3,3 |
4,3 |
0,90 |
2867 |
70,8 |
29,2 |
9,9 |
19,3 |
Финляндия |
-4,8 |
7,3 |
10,7 |
13,5 |
6,9 |
0,55 |
1335 |
62,1 |
37,9 |
10,9 |
27,0 |
Франция |
-4,2 |
4,9 |
2,1 |
19,0 |
7,3 |
0,50 |
12 916 |
59,8 |
40,2 |
1,8 |
38,4 |
Германия |
-1,1 |
6,2 |
6,9 |
-11,7 |
9,9 |
0,38 |
12 723 |
63,0 |
37,0 |
2,5 |
34,5 |
Греция |
— |
2,8 |
28,7 |
-11,7 |
-16,2 |
0,17 |
500 |
41,4 |
53,6 |
2,00 |
56,6 |
Ирландия |
14,9 |
15,6 |
7,2 |
-18,3 |
-4,9 |
0,53 |
895 |
66,6 |
33,4 |
8,6 |
24,8 |
Италия |
-6,9 |
7,1 |
13,1 |
-31,2 |
-1,5 |
0,15 |
3111 |
30,1 |
69,9 |
3,2 |
66,8 |
Люксембург |
17,3 |
7,0 |
0,6 |
3,9 |
-0,3 |
1,09 |
399 |
66,0 |
34,0 |
14,1 |
19,9 |
Нидерланды |
2,6 |
1,6 |
4,2 |
-4,7 |
2,2 |
0,81 |
6351 |
75,4 |
246 |
8,9 |
15,7 |
Португалия |
5,4 |
-0,7 |
22,7 |
-14,6 |
31,5 |
0,29 |
648 |
61,0 |
39,0 |
2,1 |
369 |
Испания |
3,9 |
11,9 |
23,8 |
-1,3 |
-5,9 |
0,43 |
5917 |
67,6 |
32,4 |
4,2 |
28,1 |
Швеция |
0,9 |
6,8 |
4,2 |
7,8 |
-7,1 |
0,97 |
4527 |
64,5 |
35,5 |
13,9 |
21,7 |
Соединенное Королевство |
4,2 |
4,6 |
25,4 |
12,1 |
19,4 |
0,56 |
13 763 |
64,4 |
35,6 |
3,6 |
32,0 |
Австралия |
1,8 |
5,3 |
5,6 |
-1,7 |
12,1 |
0,32 |
3849 |
90,1 |
9,9 |
1,8 |
8,1 |
Канада |
-2,8 |
5,1 |
13,1 |
-9,6 |
12,7 |
0,33 |
5132 |
75,2 |
24,8 |
5,4 |
19,5 |
Япония |
0,9 |
-5,4 |
10,5 |
-10,3 |
11,8 |
0,20 |
11045 |
66,3 |
33,7 |
5,0 |
28,7 |
Новая Зеландия |
3,0 |
5,3 |
11,6 |
-3,2 |
-3,9 |
0,26 |
353 |
78,4 |
21,6 |
9,9 |
11,6 |
Норвегия |
0,5 |
6,0 |
-5,0 |
16,9 |
3,6 |
1,10 |
4582 |
79,2 |
20,8 |
11,2 |
9,6 |
Швейцария |
2,3 |
3,2 |
7,9 |
11,7 |
-4,5 |
0,41 |
2295 |
75,0 |
25,0 |
7,1 |
17,9 |
США |
-3,3 |
9,0 |
18,7 |
8,1 |
3,5 |
0,21 |
30154 |
86,6 |
13,4 |
2,9 |
104 |
Примечание: Исключая потоки из Франции, направленные в заморские департаменты, а именно в Гваделупу, Французскую Гвинею, Мартинику и Реюньон .
Источник: Official Development Assistance (ODA), World Economic Situation and Prospects. 2012. P. 170.
Таким образов, в табл. 13.8 представлена динамика помощи, оказанной развитыми странами развивающимся странам в период 1990—2010 гг. В первое десятилетие после падения мирового социализма, в 1990—2000 гг., эта помощь значительно сократилась (-0,6%), особенно значительно со стороны США (-3,3%). Рост, хотя и медленный, приходится на первое десятилетие XXI в. Общий объем помощи PC в 2010 г. составил 128,7 млрд долл. (для сравнения: развивающиеся страны перевели в развитые страны в том нее году более 750 млрд долл.). Этот объем ресурсов составил 0,32% от ВВП всех стран, входящих в Комитет содействия развитию (КСР). Самый высокий уровень помощи характерен для Норвегии, Люксембурга (свыше 1% от ВНД), Швеции и Нидерландов. США оказали помощь в объеме 0,21% ВНД (свыше 30 млрд долл.).
Очевидно, что выделенные объемы ресурсов недостаточны для воздействия на ситуацию в странах, которым оказывается помощь.
Помощь международных организаций. Ощутимую помощь оказывают учреждения ООН, Бреттон-Вудские институты и другие международные и межправительственные организации. При этом условия помощи разные, и зависят как от уставов этих организаций, так и от ее вида и формы. Однако чаще речь идет о низкопроцентных льготных займах и кредитах для реализации конкретных программ. В некоторых случаях определенный контракт с той или иной страной сопровождается условием его реализации специалистами организации-донора, причем на оплату труда этих специалистов приходится до одной трети всего пакета помощи (об этом часто сообщают СМИ разных стран). В табл. 13.9,13.10 представлены типы (формы) помощи международных организаций.
Таблица 13.9. Общий поток ОПР из стран — членов Комитета содействия развитию ОЭСР в 2001—2010 гг.
Структура ОПР/ годы |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Чистые затраты в нынешних ценах, млрд долл. |
||||||||||
Официальная помощь развитию |
52,7 |
58,6 |
69,4 |
79,9 |
107,8 |
104,8 |
104,2 |
122,0 |
119,8 |
128,7 |
Двусторонние формы ОПР, включая: |
35,3 |
41,0 |
50,0 |
54,6 |
82,9 |
77,3 |
73,4 |
87,0 |
83,5 |
91,5 |
техническое содействие |
13,6 |
15,5 |
8,4 |
18,7 |
20,8 |
22,4 |
15,0 |
17,2 |
17,5 |
15,5 |
гуманитарную помощь |
2,0 |
2,8 |
4,4 |
5,2 |
7,1 |
6,7 |
6,5 |
8,8 |
8,6 |
9,5 |
списание долгов |
2,5 |
5,3 |
8,4 |
7,1 |
25,0 |
18,6 |
9,6 |
11,1 |
2,1 |
3,4 |
двусторонние займы |
1,7 |
1Д |
-1,1 |
-2,8 |
-0,9 |
-2,4 |
-2,3 |
-1,2 |
2,5 |
4,3 |
пожертвования международным организациям |
17,4 |
17,6 |
19,5 |
25,2 |
24,9 |
27,5 |
30,8 |
35,0 |
36,3 |
37,2 |
Источник: UNCTAD. World Economic Situation and Prospects 2012. P. 171.
Таблица 13.10. Обязательства и чистые потоки финансовых ресурсов, группы международных организаций, млрд долл.
Международные учреждения |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
72,2 |
95,3 |
67,6 |
55,9 |
71,7 |
64,7 |
74,5 |
135,2 |
193,7 |
245,4 |
|
Финансовые организации, кроме МВФ |
41,8 |
38,5 |
43,1 |
45,7 |
51,4 |
55,7 |
66,6 |
76,1 |
114,5 |
19,6 |
Региональные банки развития |
19,3 |
16,8 |
204 |
21,5 |
23,0 |
23,1 |
31,3 |
36,1 |
54,4 |
45,4 |
Группа Всемирного банка |
22,0 |
21,4 |
222 |
23,7 |
27,7 |
31,9 |
34,7 |
39,4 |
59,4 |
73,4 |
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) |
11,7 |
10,2 |
10,6 |
10,8 |
13,6 |
14,2 |
12,8 |
13,5 |
32,9 |
44,2 |
Международная ассоциация развития (МАР) |
6,9 |
8,0 |
7,6 |
8,4 |
8,7 |
9,5 |
11,9 |
11,2 |
14,0 |
14,6 |
Международная финансовая корпорация (МФК) |
3,4 |
3,2 |
4,1 |
4,6 |
5,4 |
8,2 |
10,0 |
14,6 |
12,4 |
14,6 |
Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР) |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
МВФ |
25,7 |
52,2 |
17,8 |
2,6 |
12,6 |
1,0 |
2,0 |
48,7 |
68,2 |
114,1 |
Исполнительные органы ООН |
4,7 |
4,6 |
6,7 |
7,6 |
7,7 |
8,3 |
6,3 |
10,5 |
11,0 |
11,6 |
Чистые потоки капитала |
14,9 |
2,0 |
-11,7 |
-20,2 |
-39 6 |
-25,9 |
-6,8 |
40,7 |
52,3 |
62,5 |
Финансовые организации, кроме МВФ |
1,4 |
-11,2 |
-14,8 |
10,2 |
0,8 |
5,2 |
-11,4 |
21,8 |
20,4 |
25,1 |
Региональные банки развития |
1,7 |
-3,9 |
-8,0 |
-6,6 |
-1,7 |
3,0 |
5,9 |
21,2 |
15,5 |
9,8 |
Группа Всемирного банка |
-0,3 |
-7,3 |
-6,7 |
-3,7 |
2,5 |
2,2 |
5,5 |
0,7 |
4,9 |
15,4 |
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) |
-4,6 |
-12,1 |
-11,2 |
-8,9 |
-2,9 |
-5,1 |
-1,8 |
-6,2 |
-2,1 |
8,3 |
Международная ассоциация развития (МАР) |
4,4 |
4,8 |
4,5 |
5,3 |
5,4 |
7,3 |
7,2 |
6,8 |
7,0 |
7,0 |
МВФ |
13,5 |
13,2 |
3,1 |
-10,0 |
-40,4 |
-31,0 |
-18,0 |
18,9 |
32,0 |
37,4 |
Обязательства по источникам, млрд долл. |
73,7 |
97,2 |
62,6 |
47,8 |
59,8 |
54,9 |
56,0 |
97,3 |
146,7 |
183,1 |
Чистые потоки, млрд долл. |
15,2 |
2,0 |
-10,8 |
-17,3 |
-33,0 |
-21,9 |
-5,1 |
29,3 |
39,6 |
46,6 |
Источник: UNCTAD. Handbook of Statistic. World Economic Situation and Prospects 2012. P. 212.
Как следует из табл. 13.10, в период 2001—2010 гг. международные организации увеличили помощь с 72,1 млрд долл. до 245,4 млрд долл. Основная доля этой помощи приходится на МВФ (114 млрд долл. в 2010 г.) и Группу Всемирного банка (73,4 млрд долл. в том же году). При этом чистый объем капитала в форме помощи составил всего 62,5 млрд долл. Необходимо знать и то обстоятельство, что само понятие "помощь" в рассматриваемом аспекте часто вводит в заблуждение, создавая иллюзию о полной безвозмездности передаваемых ресурсов. На самом деле на безвозмездную помощь в форме даров и иных видов приходится не более 5—6% всех передаваемых сумм, включая списание долгов определенных стран (группа наименее развитых стран).