Лекция 12. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
В результате изучения данной главы студент будет:
знать
• сущность, объективные предпосылки и цели интегрирования стран;
• формы (этапы) интеграции, преимущества для участвующих стран;
• особенности интеграционных объединений в Европе и других регионах мира, включая постсоветское пространство;
уметь
• анализировать факторы и движущие силы межгосударственной интеграции, последствия для стран-участниц;
владеть
• навыками исследования и интерпретации статистической информации о деятельности интеграционных союзов.
Сущность, объективные предпосылки, цели
Со второй половины XX в. международные экономические отношения становятся все более сложными, комплексными, взаимодополняющими. Наиболее ярким проявлением этого стала международная экономическая интеграция, которая чаще всего трактуется как объективно обусловленный процесс сближения, адаптации и переплетения национальных хозяйств, образования ими единых народно-хозяйственных комплексов, сознательно регулируемый участвующими странами.
Термин "интеграция" (от лат. integratio – восстановление, восполнение единого целого) вошел в научный оборот в первой половине XX в. Известно множество сфер и направлений объединения политических, экономических, государственных, общественных структур в рамках региона, страны, мира. Их материальной основой служит хозяйственная деятельность. Более того, любое эффективное договорное объединение начинается с низших ступеней экономической интеграции, что обеспечивает в ряде случаев активизацию социального, политического, военного и других направлений межгосударственного сотрудничества.
Основой международной экономической интеграции являются взаимосвязи, взаимообусловленности хозяйствующих субъектов и государств. Границы и глубина этого явления простираются от элементарного товарообмена до объединения национальных экономик в единый народно-хозяйственный комплекс. При этом интеграция может быть оформлена институционально с помощью международных договоров, а может и не иметь нормативно-правой базы, но иметь место в силу очевидной взаимозависимости между хозяйствующими и административными субъектами. В связи с этим международная экономическая интеграция может определяться и как процесс, и как состояние.
С точки зрения мирохозяйственных отношений интеграция рассматривается как процесс формирования единого рынка товаров, услуг, капитала, информации, трудовых ресурсов, а также правовой системы, в частности, по экономическим вопросам и взаимной координации как внутренней, так и внешней политики объединяющихся государств.
В международных отношениях экономическая интеграция особо динамично стала проявляться с 1950-х гг. Исторически она зародилась в странах, достигших в своем развитии высоких ступеней индустриализации и способных производить широкий ассортимент готовых изделий, которые служили основой для углубления разделения труда и товарообмена между ними. Одновременно интеграция выступает объективной предшественницей глобализации – современного этапа интернационализации хозяйственной жизни.
Условия интеграции проявляются в росте открытости национальных хозяйств, либерализации международной торговли и движения капитала, быстром распространении достижений НТП и НТР, снижении транспортных и коммуникационных издержек, увеличении производительности факторов производства, интенсификации контактов между людьми, расширении их профессиональных возможностей, которые в своей совокупности обеспечивают социально-экономический прогресс общества.
Международная экономическая интеграция развивается не стихийно: в основе интеграционных процессов лежат определенные предпосылки.
1. Географическая близость интегрирующихся государств служит объективной основой подобного рода соглашений. Наличие общих границ и коммуникаций, а также исторически сложившиеся хозяйственные связи закладывают пространственные принципы интеграционного объединения: интеграция развивается между странами-соседями, носит региональный характер.
Естественно, что торговля и другие формы международных экономических отношений более интенсивно развиваются с близлежащими странами, чем с географически удаленными друг от друга. И хотя правила Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) допускают присоединение к договору государств, не имеющих общей границы с США, Канадой и Мексикой, тем не менее принцип общих границ сохраняет на сегодняшний день свой универсальный характер.
Первоначально образуется так называемое интеграционное ядро, т.е. страны – основательницы объединения, к которым потом присоединяются другие страны региона. Страны-лидеры играют особую роль в формировании интеграции. Государства, имеющие значительный хозяйственный потенциал, большую емкость рынка, численность населения, объемы внешнеэкономических связей, относительные преимущества в системе МРТ, как правило, являются региональными локомотивами. Причем их лидерство проявляется и особенно заметно возрастает по мере проявления негативных тенденций.
2. Близость уровней экономического развития и степени зрелости рыночных отношений позволяет странам быстрее адаптироваться друг к другу. Очевидно, что хозяйственные механизмы интегрирующихся стран должны быть совместимы, а структуры их экономик дополнять друг друга. Компании высокоразвитых стран с диверсифицированной, состоящей из множества отраслей и подотраслей экономикой, предъявляют спрос (предложение) на готовые изделия, детали, узлы, комплектующие изделия, производимые в соседних странах. Например, автомобильная корпорация "Форд" закупает комплектующие изделия и материалы у 25 тыс. отечественных и зарубежных поставщиков. Эти закупки составляют свыше 50% оборота компании, когда примерно 30% из них приходится на зарубежные фирмы[1]. У стран, стоящих на относительно низких уровнях социально-экономического развития, побудительные мотивы к объединению имеют значительно меньшую экономическую основу. Более того, национальная специализация в аграрно-сырьевых сегментах мирового рынка выступает не столько дополнением экономических структур соседних государств, сколько фактором жесткой конкуренции. В условиях крайне ограниченной материально-финансовой базы это понуждает их не столько объединяться, сколько противостоять друг другу и отгораживаться от соседей торговыми барьерами. Вот почему интеграция, как правило, развивается между странами, входящими в одну группу по уровню экономического развития, и более продуктивно идет в группе развитых стран. Однако современный этап ее развития демонстрирует примеры подключения к интеграции развитых стран ряда развивающихся или стран с переходной экономикой (например, Мексики в рамках НАФТА, стран АСЕАН в объединение Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), бывших социалистических стран в ЕС). Но здесь наряду с экономическими принципами при приеме новых государств – членов интеграционных объединений, как в случае, например, с Советом экономической взаимопомощи (СЭВ)[2], так и Европейским союзом (ЕС), нередко действовали конъюнктурные соображения политического характера.
3. Важной предпосылкой интеграционных процессов выступает общность хозяйственных проблем стран. Особую актуальность этот фактор приобрел в эпоху глобализации. Одним из ключевых элементов устойчивого развития в условиях дальнейшего обострения конкурентной борьбы на рубеже XX–XXI вв. выступает опора на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, освоения космического пространства и т.п. Процесс перехода от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких компаний, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологий, контроля качества продукции, планирования инноваций, опирается на структурную перестройку национальной и региональной экономики. В условиях влияния очевидных перспектив и тенденций шестого технологического уклада обусловленность процесса поддержки перспективных отраслей имеет знаковое значение[3].
Помимо экономических проблем в рамках региональной интеграции совместными усилиями более эффективно можно решать и другие: в сфере политики, миграции рабочей силы, обороны, образования, охраны окружающей среды, борьбы с наркотрафиком, противодействия организованной преступности и терроризму.
4. Еще один интеграционный фактор – общие исторические корни стран, общность языка и культуры. Так, население стран – основательниц ЕС говорит на языках, в основе которых древняя латынь, исповедует христианство, имеет общую культуру и близкий менталитет. Страны СНГ в прошлом были частями единого Советского Союза, имели общую историю, языком общения был русский. Но чтобы интеграционное объединение состоялось, необходимо желание подавляющей части населения, а также политическая воля руководства государств.
5. Демонстрационный эффект проявляется в том, что объединившиеся страны, как правило, за счет расширения взаимной торговли, углубления специализации и производственной кооперации добиваются более высоких темпов экономического роста, большей загрузки мощностей, снижения безработицы и темпов инфляции, повышения уровня доходов населения. Все это производит особенно благоприятное психологическое воздействие на граждан государств, оставшихся за рамками договорных отношений, и побуждает их руководителей к вхождению в существующие интеграционные объединения.
6. Демонстрационный фактор способен спровоцировать эффект домино. Последний связан с практикой, когда государство, вступившее в интеграционный союз, вынуждено ограждать национальный (а также общий) рынок, в том числе от бывших партнеров, на которых не только не распространяются договорные преференции, но вводятся различного рода ограничения. В условиях принципиально новой реальности страны, оказавшиеся вне интеграционного объединения, вынуждены искать возможности для сбыта своих товаров в других странах. Таким образом, подключение к интеграционным процессам является для них не только условием использования принципа экономии на масштабе, но и вопросом элементарного выживания.
Реализация интеграционных договоров связана с использованием ряда преимуществ.
Объединение национальных рынков стимулирует рост совокупного ВВП. Параллельно складывается более эффективная макро- и микроэкономическая структура производства, а с учетом сравнительных конкурентных преимуществ каждой страны-участницы ускоряются темпы экономического развития, стимулируется приток иностранного капитала.
Рост производства, как правило, снижает уровень безработицы, повышает благосостояние населения, увеличивает его покупательную способность. Коллективное решение народно-хозяйственных проблем в условиях использования преимуществ единого рынка позволяет сократить трансакционные издержки. Национальные производители получают более широкий доступ к финансовым, трудовым, материальным ресурсам и технологическим разработкам, что еще больше повышает эффективность и конкурентоспособность экономики. Это укрепляет способность совместного противостояния вызовам глобализации. А экономическое благополучие и отношения добрососедства стимулируют укрепление благоприятной внешнеполитической среды.
Социально-экономическая активность союзных государств во многом нивелирует издержки интеграции. Сокращение бюджетных поступлений (как результат отмены таможенных пошлин) компенсируется налоговыми поступлениями от роста экономической активности. Административная рационализация структуры отраслей и предприятий, провоцирующая рост безработицы, нейтрализуется запуском программ социальной адаптации. В целом (что иллюстрирует практический опыт не только стран-лидеров) такие издержки невелики благодаря экономическим преимуществам либерализации, имеющей долгосрочный характер и эффект.
Однако такой подход действует среди государств, близких по уровню социально-экономического развития. На практике более развитые страны получают преимущества за счет национальных сравнительных преимуществ, которые складывались на протяжении сотен лет. Минимизация очевидных здесь потерь осуществляется за счет коллективного административного ресурса: менее развитым странам оказывается прямая поддержка в повышении конкурентоспособности тех экспортно ориентированных производств, которые представляют для интеграционного объединения стратегический интерес.