Метрологическое обеспечение

Под метрологическим обеспечением (МО) понимается установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений.

Основной тенденцией в развитии МО является переход от существовавшей ранее сравнительно узкой задачи обеспечения единства и требуемой точности измерений к принципиально новой задаче обеспечения качества измерений. Качество измерений характеризует совокупность свойств СИ, обеспечивающих получение в установленный срок результатов измерений с требуемыми точностью (размером допускаемых погрешностей), достоверностью, правильностью, сходимостью и воспроизводимостью.

Понятие "метрологическое обеспечение" применяется, как правило, по отношению к измерениям в целом. В то же время допускают использование термина "метрологическое обеспечение технологического процесса (производства, организации)", подразумевая при этом МО измерений (испытаний или контроля) в данном процессе, производстве, организации.

Объектом МО являются все стадии жизненного цикла продукции или услуги.

Так, на стадии разработки продукции для достижения высокого качества изделия производится выбор контролиру- емых параметров, норм точности, допусков, средств измерений, контроля и испытаний. Так же осуществляется метрологическая экспертиза конструкторской и технологической документации.

При разработке МО необходимо использовать системный подход, суть которого состоит в рассмотрении указанного обеспечения как совокупности взаимосвязанных процессов, объединенных одной целью достижением требуемого качества измерений.

Взаимосвязанные процессы, обеспечивающие качество измерений, включают следующие:

• установление рациональной номенклатуры измеряемых параметров и оптимальных норм точности измерений при контроле качества продукции и управлении процессами;

• технико-экономическое обоснование и выбор СИ, испытаний и контроля и установление их рациональной номенклатуры;

• деятельность по стандартизации, унификации и агрегатированию используемой контрольно-измерительной техники;

• разработка, внедрение и аттестация современных методик выполнения измерения, испытаний и контроля (МВИ);

• поверка, метрологическая аттестация и калибровка контрольно-измерительного и испытательного оборудования (КИО), применяемого на предприятии;

• контроль за производством, состоянием, применением и ремонтом КИО, а также за соблюдением метрологических правил и норм на предприятии;

• участие в разработке и внедрении стандартов предприятия;

• внедрение международных, государственных и отраслевых стандартов, а также иных нормативных документов Росстандарта;

• проведение метрологической экспертизы проектов нормативной, конструкторской и технологической документации;

• проведение анализа состояния измерений, разработка па его основе и осуществление мероприятий по совершенствованию МО;

• подготовка работников соответствующих служб и подразделений предприятия к выполнению контрольно-измерительных операций.

Метрологическое обеспечение имеет четыре основы: научную, организационную, нормативную и техническую.

Нормативную основу МО формирует Государственная система обеспечения единства измерений.

Технической основой МО является государственная эталонная база РФ.

В большинстве стран мира мероприятия по метрологическому обеспечению устанавливаются законодательно и реализуются государственными органами.

Разработка и проведение мероприятий МО возложено на метрологические службы (MC).

Метрологическая служба – организующие и (или) выполняющие работы по обеспечению единства измерений и (или) оказывающие услуги по обеспечению единства измерений структурное подразделение центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и (или) его территориального органа, юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица либо объединения юридических лиц, работники юридического лица, индивидуальный предприниматель.

MC создается в соответствии с законодательством для выполнения работ по обеспечению единства измерений и осуществления метрологического контроля (надзора). Она может действовать на различных уровнях.

Организационной основой деятельности по обеспечению единства измерений является метрологическая служба

России, которая осуществляет следующие законодательные, научные и контрольные функции:

• установление допущенных к применению единиц измерений физических величин;

• создание новых и совершенствование существующих государственных эталонов, их применение для сохранения в стране единства измерений и достижения требуемой точности;

• контроль за разработкой и производством эталонных и рабочих средств измерений;

• метрологический надзор за средствами измерений, осуществляемый, главным образом, путем испытаний новых измерений и периодической поверки (калибровки) их в процессе эксплуатации;

• ревизия состояния метрологических работ и средств измерений на предприятиях (в организациях любой форм собственности).

Деятельность по обеспечению единства измерений основывается на Федеральном законе об обеспечении единства измерений и осуществляется:

1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и федеральному государственному метрологическому надзору;

2) органами, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, государственными научными метрологическими институтами и государственными региональными центрами метрологии;

3) Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, руководство которыми осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений;

4) MC, в том числе аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды реализуется:

1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и федеральному государственному метрологическому надзору. Эти функции осуществляет Росстандарт и Росаккре- дитация;

2) государственными научно-исследовательскими метрологическими институтами, подведомственными Росстан- дарту;

3) государственными региональными центрами метрологии;

4) государственными службами: Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли; Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов; Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;

5) метрологическими службами, в том числе аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Основными задачами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и государственному метрологическому надзору, являются:

1) разработка государственной политики и нормативноправовое регулирование в области обеспечения единства измерений, а также координация деятельности по нормативно-правовому регулированию в данной области;

2) организация взаимодействия с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области обеспечения единства измерений;

3) реализация государственной политики в области обеспечения единства измерений;

4) координация деятельности по реализации государственной политики в области обеспечения единства измерений;

5) осуществление федерального государственного метрологического надзора и координация деятельности по его осуществлению.

Распределение полномочий между Росстандартом и Росак- кредитацией находится в компетенции Правительства РФ.

Региональные органы исполняют государственный метрологический контроль (надзор) в субъектах РФ.

Государственная служба времени и частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ) осуществляет научно-техническую и метрологическую деятельность по воспроизведению национальной шкалы времени и эталонных частот, по определению параметров вращения Земли, а также по обеспечению потребности государства в эталонных сигналах времени и частоты и в информации о параметрах вращения Земли.

Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО) обеспечивает создание и применение стандартных (эталонных) образцов состава и свойств веществ и материалов (материалов и сплавов, нефтепродуктов, медицинских препаратов, образцов твердости различных материалов, образцов газов и газовых смесей и пр.), а также средств сопоставления характеристик указанных образцов с характеристиками веществ и материалов, которые необходимо идентифицировать.

Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД) осуществляет разработку достоверных данных о физических константах и уточняет их значения, о свойствах веществ и материалов, в том числе конструкционных материалов, минерального сырья, нефти, газа. Эти данные периодически публикуются.

В сферах распространения государственного метрологического контроля (надзора) осуществляют свою деятельность десятки государственных органов управления (министер

ства, ведомства), которые должны создавать метрологические службы, функционирующие в соответствии с положениями законодательства РФ.

Эффективность работы метрологических служб обеспечивается не только тем, что всей метрологической деятельностью руководит Росстандарт, но и тем, что их общей задачей является гарантия единства измерений. Также эффективность обеспечивается техническими регламентами по вопросам метрологического обеспечения, имеющих обязательную силу на территории РФ.

Основными задачами государственных научных метрологических институтов являются:

1) проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, экспериментальных разработок и осуществление научно-технической деятельности в области обеспечения единства измерений;

2) разработка, совершенствование, ОГЛАВЛЕНИЕ, сличение и применение государственных первичных эталонов единиц величин;

3) передача единиц величин от государственных первичных эталонов единиц величин;

4) участие в разработке проектов нормативных документов в области обеспечения единства измерений;

5) проведение обязательной метрологической экспертизы содержащихся в проектах нормативных правовых актов РФ требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений;

6) создание и ведение Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений и предоставление содержащихся в нем документов и сведений;

7) участие в международном сотрудничестве в области метрологии.

Кроме того, государственные научные метрологические институты могут также выполнять иные работы и (или) оказывать иные услуги по обеспечению единства измерений.

Основными задачами государственных региональных центров метрологии являются:

1) проведение поверки средств измерений в соответствии с установленной областью аккредитации;

2) совершенствование, ОГЛАВЛЕНИЕ и применение государственных эталонов единиц величин, используемых для обеспечения прослеживаемости других эталонов единиц величин и средств измерений к государственным первичным эталонам единиц величин.

Государственные региональные центры метрологии могут также выполнять иные работы и (или) оказывать иные услуги по обеспечению единства измерений.