Метод XYZ-анализа
Анализ ресурсов по методу ABC может оказаться достаточным для осуществления эффективного логистического менеджмента в том случае, если характер поступления или потребления ресурсов детерминирован, либо может быть признан таковым без искажения реальной ситуации. Если же спрос на ресурс стохастичен (описывается вероятностными характеристиками), то метода ABC явно недостаточно. В этом случае требуется классификация ресурсов исходя из характера их востребованности, т.е. частоты спроса. В этом случае применяется метод XYZ-анализа, который позволяет произвести классификацию тех же ресурсов фирмы в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности.
Классификация видов продукции по характеру потребления отражает степень неравномерности их ухода со склада. Данная классификация осуществляется путем ранжирования номенклатурных позиций материальных ресурсов на основании коэффициента вариации, который определяется как отношение среднего квадратичного отклонения (стандартное отклонение) к среднему арифметическому значению рассматриваемой величины
где ß, - текущее потребление товарно-материальных ресурсов (продажа продукции) в f-м периоде наблюдения; В - среднее арифметическое значение потребления TMP (реализации продукции) за период; i = 1, 2..., п - совокупность периодов.
Ниже приводится пример определения коэффициента вариации для некоторого вида продукции (табл. 2.3). Период наблюдения ограничивается 12 временными отрезками, что отражает месячный объем ее продаж в течение календарного года.
Таблица 2.3. Определение коэффициента вариации для k-гo вида продукции
Средний объем потребления
Среднее квадратическое отклонение потребления
Коэффициент вариации
Определив подобным образом коэффициенты вариации для всех ресурсов, проанализированных ранее по методу ABC, строим результирующую кривую (рис. 2.2), откладывая по оси абсцисс индексы номеров позиций номенклатуры готовой продукции, а по оси ординат - соответствующие коэффициенты вариации.
Рис. 2.2. Графическая интерпретация результатов XYZ-анализа
Если придерживаться встречающихся в специальной литературе классификационных критериев, то подразделение ресурсов на классификационные группы "X", "У" и "Z" может быть осуществлено так, как указано в табл. 2.4.
Таблица 2.4. Классификация продуктовых позиций по характеру потребления
Однако отнесение ресурсов к категориям "X", "У" или "Z" должно осуществляться исходя из конкретных условий построения логистической цепи и специфики осуществления бизнес-процессов фирмы.
Так же как и в случае АВС-анализа, долевые границы каждой категории номенклатуры потребляемых (реализуемых) материальных ресурсов носят "плавающий" характер, т.е. индивидуальны для каждого конкретного предприятия (фирмы). При этом следует иметь в виду, что при использовании ХУZ-анализа на значения этих границ будет оказывать влияние и продолжительность периода потребления (продаж), выбранная в качестве временной единицы (квартал, месяц, декада, неделя, сутки, рабочая смена). Общее правило будет следующим: чем короче период потребления, тем выше значения коэффициентов вариации но каждой категории номенклатуры (ассортимента) товарно-материальных ресурсов.
Если осуществить декомпозицию процесса закупки материальных ресурсов до законченных этапов (т.е. функцию логистики декомпозировать на логистические операции) и отразить важность отдельных этапов процесса для каждой из возможных ситуаций закупки товарных ресурсов в рыночной среде, алгоритм организации процесса закупки может быть представлен в виде табл. 2.5.
Низкий уровень коэффициента вариации спроса на ресурсы, отнесенные к категории "X", может быть демпфирован за счет внутренних ресурсов логистической цепи, работающей в режиме закупки, повторяющейся без изменений. В относительно простой ситуации обычной покупки наиболее значимой является оценка соответствующих решений и результатов закупки. В этой ситуации особенно важна оценка традиционных поставщиков материальных ресурсов.
Таблица 2.5. Организация процесса закупки ресурсов
Средний уровень коэффициента вариации, характерный для ресурсов группы "У", требует перехода к следующему виду закупок - повторяющихся с изменениями. В ситуации модифицированной покупки существенно возрастает значение этапов сравнительного анализа и оценки поставщиков и их предложений. Возможные изменения могут касаться как ресурсов, так и условий взаимоотношений с поставщиками по поводу их приобретения. Для этой ситуации характерен конкурентный выбор между традиционными и потенциальными поставщиками. Результатом деятельности в данном случае может стать смена поставщика или даже трансформация этой ситуации в новую покупку.
При высоком уровне коэффициента вариации ресурсов группы "Z" может оказаться, что стохастичность спроса на ресурсы не может быть устранена в рамках существующих хозяйственных связей. В этом случае в ситуации новой покупки существенную роль играют все стадии, начиная с самой первой. Эффективность каждой последующей стадии определяется общим результатом всех предшествующих. В этой ситуации максимально велика роль каждой из функциональных служб общей организации деятельности по закупке ресурсов предприятия. Эта ситуация благоприятна для расширения состава поставщиков и корректировки бизнес-стратегии фирмы, но она требует четкого взаимодействия логистического менеджмента с другими видами функционального менеджмента.