Метод синектики в исследовании управления
Полезно задуматься
Как мобилизовать и мотивировать творческий потенциал исследователя? Какую роль в мобилизации творчества исследователя играет формирование группы? Как социально-психологические факторы совместной деятельности исследователей влияют на ее результат? Какие существуют операторы синектики, и как они используются?
Понятие и идеи синектики
Синектика – это возможность и искусство соединения различных, даже несовместимых, элементов.
Идея синектики возникла в практике использования мозгового штурма и в процессах изучения индивидуального и коллективного творчества. Суть ее заключается в поиске и реализации возможности аккумулирования творческой активности исследователей на основе включения бессознательных механизмов в сознательное исследование проблем, социально-психологического взаимодействия в процессах интеллектуальной деятельности.
Идея синектики по замыслу ее автора и основателя этого метода американского ученого Уильяма Гордона заключается в формировании "группового мышления", в создании "групп синекторов". Он считал, что каждая организация должна иметь такие группы, чтобы непрерывно исследовать проблемы развития, постоянно вести поиск нового. Метод синектики похож на метод мозгового штурма, но они не тождественны.
Главным отличием синектики от метода мозгового штурма является подход к исследованию и решению проблем не с позиций выдвижения идей в их законченном виде и индивидуальном авторстве, а с позиций представления незавершенных идей и мыслей, которые "подпитывают" процесс коллективного мышления. Они выдаются в виде нерациональной информации, метафор, образов, смутных ощущений, действующих не столько на мышление человека, сколько на его чувства, отношения в группе, активизацию интуиции. Группа влияет на творческую активность индивида, мотивируя отказ от стандартных подходов. Это определяется прежде всего двумя факторами – подбором группы и организацией ее работы.
При формировании группы главным критерием является эмоциональный настрой человека, способность "включить" эмоции в процессы совместной интеллектуальной деятельности. На это способен не каждый. Для отбора участников необходимо использовать специальные тесты. Конечно, не исключается наличие разнообразных знаний, определенного уровня образования и практического опыта исследовательской деятельности.
В состав группы часто включают эксперта, который является специалистом в той области знаний, к которой относится проблема или которая отражает наиболее существенные черты проблемы. Роль эксперта в исследовательской деятельности группы может быть различной. В зависимости от ситуации он исполняет роль или "энциклопедии", корректируя понятия и давая справки об их специфике, или "адвоката дьявола", внося возмущение в идеи, понятия, образы и т.д.
В организации работы группы главным фактором является достижение ее определенных психологических состояний, которые должны меняться, внося импульсы творческой активности, эмоционального единства, социально-психологического взаимодействия. Это, во-первых, состояние отрешенности – вовлеченности, во-вторых, осторожности (ее крайнее проявление – откладывание), в-третьих, раскованности размышления, в-четвертых, достижения удовлетворенности.
Первое состояние характеризуется отчуждением, дистанцированием от проблемы и постепенным вхождением в ее суть, ОГЛАВЛЕНИЕ, особенности; второе – проявлением осторожности в суждениях, отказом от категорических и окончательных выводов, сдержанности в оценках; третье – ощущением раскованности в размышлениях, обыгрыванием различных ситуаций и подходов к решению; четвертое – ощущением близости рационального решения, удовлетворения от совместной деятельности и ее результата.
Эти состояния не обязательно чередуются в представленной последовательности, однако всегда существуют в работе синектической группы.
В синектической группе, как правило, нет явного лидера. Роль лидера выполняют все члены группы поочередно. Главная задача временного лидера – настроить группу на творческое восприятие проблемы, отключить стереотипы мышления, социально-психологически активизировать деятельность. Это достигается следующими методами психофизиологической активизации.
1. Анализ понятий, их значений и дефиниций, преобразование проблемы посредством обобщения понятий или их инверсии, трансформации, комбинации.
2. Попытка отрицания существующего понятия, закономерности или закона, тенденции или принципа.
3. Поиск аналогов проблем и понятий, их образного выражения, отождествление или противопоставление, попытка сделать известное неизвестным и наоборот.
Главное в синектике – добиться превращения некоторых бессознательных механизмов в сознательно используемые тогда, когда в этом возникает необходимость. Этому можно научиться.
В синектике результаты исследования рациональны, но процесс их достижения нерационален.
Группа должна влиять на творческую активность индивида таким образом, чтобы каждый в нее входящий стремился отказаться от стандартных подходов, был готов к риску в высказывании идей, боролся за психологический престиж.
Эти действия характеризуют операторы синектики, или механизм, средства синектической деятельности.