Метод синектики
Синектика (объединение разнородных элементов) – процесс обучения творчеству. Метод предложен Дж. Гордоном в 1952 г. Сущность синектики состоит в том, чтобы сделать незнакомое знакомым, а привычное – чуждым. Это достигается с помощью четырех типов аналогий.
Личная аналогия – представление себя элементом проблемы, системы. Это вариант личностного уподобления. Пример: как бы чувствовали и как вели себя, если бы были атомом, молекулой, двигателем автомобиля?
Прямая аналогия – нахождение аналогии из других областей науки и практики для решения поставленной задачи. Пример: для поиска новых подходов к покраске автомобиля можно обратиться к тому, как окрашены бабочки, камни (мрамор) и попробовать использовать этот опыт для решения своей задачи.
Символическая аналогия – использование поэтических метафор и образов для формулирования задачи. Пример: можно попробовать сочинить стих, песню, придумать метафору для представления проблемы.
Фантастическая аналогия. Ее использование предполагает, что проблема решается как в сказке. При этом предполагается, что не существует фундаментальных законов природы (примеры: меняется скорость света, не существует земного тяготения).
Условия проведения:
– группа в составе 5–9 человек;
– различная профессиональная, социальная, интеллектуальная, личностная подготовленность;
– многократное переформулирование проблемы;
– побуждать участников к генерированию идей следующими вопросами: ну и что? Как вы себе это представляете? А что здесь нового? А что, если сделать наоборот?
Проективные методы
Метафора организации направлена на выявление образов, которые сформировались у сотрудников относительно целей, миссии, особенностей управления, взаимодействия на разных уровнях, общего эмоционального фона, места клиентов в организации, проблем, которые препятствуют ее развитию.
На листах формата А4 каждый рисует свой взгляд на организацию. После того, как индивидуальная работа завершена, рисунки могут быть вывешены на флип-чарт или доску и консультант вместе с группой проводят их анализ. Важно чтобы участники были вовлечены в обсуждение, высказывали свои версии о том, что с их точки зрения значит тот или иной рисунок, что в них есть общего и различного.
Тема рисунка может быть обращена к будущему. Инструкция: "Нарисуйте каждый образ вашей фирмы через три года. Это могут быть предметы, а могут быть абстракции – на ваше усмотрение. Важно лишь, чтобы всем нам было понятно, что именно вы хотели сказать своим рисунком. Пользуйтесь, пожалуйста, только фломастерами, иначе ваши рисунки будут плохо видны с этой стены. Каждый рисунок будет строго анонимным – мы это обеспечим следующим образом: вы сложите свои рисунки лицевой стороной вниз вот в этот угол комнаты. Затем я их специально перемешаю, и никто не узнает автора. Постарайтесь выполнить эту работу за 15 минут".
Интерпретация рисунков. Методика: когда рисунки собраны и все в сборе, консультант берет один из них, прикрепляет к стене и обращается к участникам с вопросом: "Что хотел сказать автор этого рисунка? А вы как видите этот рисунок?" Просит прокомментировать некоторые детали в каждом рисунке: "А что означает этот символ, фигура, стрелка?" После обсуждения первого рисунка в том же порядке обсуждается второй, третий... – до конца. Так один за одним рисунки заполняют участок стены. Затем консультант обращается с вопросом: "Какая же картина получилась у нас? Что преобладает на этих рисунках?" Далее консультант может предложить кому-нибудь перераспределить эти рисунки на стене в какие-нибудь группы, а остальные попробуют угадать – по какому принципу они распределили. Кто желает?" Как правило, добровольцы появляются, если нет – консультант приглашает кого-нибудь сам. Все обсуждают, на что указывает получившаяся группировка рисунков. Потом сам ее автор может дать свое разъяснение. Двух-трех таких перераспределений достаточно для того, чтобы участники углубились в анализ тех смыслов, которые выявляют особенности желаемой ситуации. Также консультант после всех ответов может высказать свою интерпретацию.
Другой проективной методикой является скульптура организации. Группе предлагается слепить скульптуру, которая символизирует ее настоящее или будущее. Консультант внимательно наблюдает за процессом создания скульптуры (кто какую позицию занимает в подготовке, какие роли проявляются, как организован процесс взаимодействия). Также важно проанализировать, какая символика скульптуры была использована для проявления сути организации.