Метод наблюдения
Помимо формализованных методик диагностики проявлений свойств нервной системы, о которых шла речь выше, не утратил своего значения и другой (малоформализованный) метод — наблюдение за поведением человека в различных жизненных ситуациях, в которых достаточно отчетливо могут проявляться его индивидуальные особенности, обусловленные свойствами нервной системы. В этом параграфе приведены в качестве примера разработанные М. К. Акимовой и В. Т. Козловой схемы наблюдений за поведением индивида в ситуациях, в которых наиболее ярко проявляются такие свойства нервной системы, как сила, лабильность и подвижность. В эти схемы включены в основном ситуации, возникающие в ходе учебной деятельности. Особенно актуально применение этого метода для учащихся начальных классов, так как для этого возрастного уровня, кроме методик, требующих специального лабораторного оборудования (электроэнцефалографа, нейрохронометра и т.п.), нет других диагностических приемов. Однако диагностика проявлений основных свойств нервной системы у детей начальных классов и дошкольников имеет определенные сложности, поскольку их анатомо-морфологический субстрат еще находится в стадии созревания и индивидуальные динамические особенности могут не обнаруживать себя в полной мере или могут не соответствовать их природным предпосылкам.
Как показано в ряде работ, до определенного возраста детям чаще всего свойственны проявления, характерные для слабой и инертной нервной системы. Они эмоционально неустойчивы, быстро утомляются, внешние раздражители часто являются сильным отвлекающим фактором, им свойственна определенная медлительность, нерасторопность. Поэтому, наблюдая за ними, не следует рассматривать обнаруженные индивидуальные особенности как окончательные и неизменные. Для одних детей эти особенности действительно могут являться индивидуальными, обусловленными свойствами их нервной системы, а для других — не индивидуальными, а только возрастными.
Метод наблюдения требует долгого и кропотливого собирания материала и умения правильно осмыслить этот материал. Наблюдение всегда должно быть длительным, систематическим, а не случайным и эпизодическим. Необходимо проводить его в разнообразных ситуациях, уметь подмечать характерные, постоянно встречающиеся черточки в поведении того, за кем ведется наблюдение. Именно постоянство индивидуального поведения в определенных ситуациях — признак того, что в основе его лежат не случайные факторы, а природные особенности — свойства нервной системы.
Сначала рассмотрим ситуации, являющиеся наиболее информативными с точки зрения проявления в них степени выраженности у учащегося силы — слабости нервной системы.
Как уже подчеркивалось, люди отличаются друг от друга по тому, как долго они могут выполнять какую-то работу, не уставая, не отвлекаясь, не делая ошибок. Конечно, утомление неизбежно наступает у всех, но одни начинают испытывать его через 8—10 часов работы, а другие не выдерживают более 4—5 часов. Кроме того, люди имеют яркие индивидуальные различия и в помехоустойчивости, и в чувствительности к разнообразным раздражителям. Одни работают в шумной, неспокойной обстановке с высокой продуктивностью, а их уровень чувствительности ко всякого рода внешним раздражителям, в том числе и к замечаниям в свой адрес, оценкам, достаточно низкий. Другие, наоборот, в такой ситуации продуктивно трудиться практически не могут. Они обнаруживают также высокую чувствительность к внешним воздействиям, особенно к резким замечаниям, отрицательным оценкам.
Высокий предел работоспособности, выносливости, устойчивость по отношению к помехам, низкая чувствительность к любым раздражителям в основном характерны для тех, кто обладает сильной нервной системой. У тех, кто имеет слабую нервную систему, чаше всего отмечается невысокая работоспособность, неустойчивость по отношению к посторонним раздражителям, высокая чувствительность.
Схема наблюдения за учащимися в ситуациях, дифференцирующих их по выраженности силы нервной системы (НС) приведена в табл. 16.1.
Таблица 16.1. Шкала оценок
+2 балла — проявление силы нервной системы в наблюдаемой ситуации выражено ярко, всегда себя обнаруживает; особенность, характерная для проявления слабой нервной системы, не встречается совсем;
+1 балл — проявление силы нервной системы выражено заметно и обнаруживается в большинстве случаев; особенность противоположного характера (слабой нервной системы) проявляются очень редко;
0 баллов — проявления сильной и слабой нервной системы выражены нерезко; иногда могут встречаться проявления, характерные как для сильной нервной системы, так и для слабой, но они носят эпизодический характер;
-1 балл — проявления слабой нервной системы выражены заметно и обнаруживаются в большинстве случаев; проявления, характерные для сильной нервной системы, встречаются редко;
-2 балла — проявления слабой нервной системы выражены ярко, всегда себя обнаруживают; особенность противоположного характера не встречается совсем.
Подсчет баллов по результатам наблюдений проводится следующим образом: отдельно суммируются баллы со знаком плюс и отдельно со знаком минус. Затем из большей суммы вычитается меньшая. Полученный результат и является показателем силы нервной системы. Например, один учащийся заработал баллон со знаком плюс 16 (+16), а со знаком минус 4 (-4). Следовательно, от 16 отнимаем 4 и получаем окончательный результат, равный +12. Другой учащийся, наоборот, получил 16 баллов со знаком минус (-16) и 4 балла со знаком плюс (+4); его окончательный результат будет равен -12. Чтобы сделать вывод о том, каким типом нервной системы (сильным, средним или слабым) обладают наши учащиеся, следует сравнить баллы, полученные по результатам наблюдений, с нормативными данными, которые приведены в табл. 16.2. В результате такого сравнения можно увидеть, что и тот, и другой учащийся по проявлениям силы нервной системы оцениваются как средние. Однако стоит обратить внимание на знак, который стоит перед цифрой. Он указывает на то, что в первом случае (когда балл +12) учащийся средний, по ближе к сильному, а во втором случае (когда балл -12) — средний, но ближе к слабому. Из этого следует, что если предполагается в дальнейшем использовать индивидуальный подход к этим ученикам, то он не может быть для них одинаковым.
Таблица 16.2. Нормативные данные проявлений силы — слабости нервной системы, баллы
Проявления сильной НС |
Проявления средней по силе — слабости НС |
Проявления слабой НС |
от +20 до+15 |
от +14 до -14 |
от-20 до-15 |
Рассмотрим схему наблюдений за учащимися в ситуациях, дифференцирующих их по выраженности лабильности и подвижности нервной системы (табл. 16.3). Следует отмстить, что эти свойства нервной системы в жизненных ситуациях имеют очень много сходных проявлений. Как лабильность, так и подвижность обуславливают такую динамическую особенность, как скорость, темп деятельности. Поэтому на поведенческом уровне чаще всего не делается четких разграничений между ними.
Обычно при описании жизненных проявлений этих свойств используется такое понятие, как "подвижность нервной системы в широком смысле слова". При дальнейшем изложении материала мы будем придерживаться такой терминологии.
Итак, высокий темп деятельности, быстрота реакций характерны для лиц, обладающих подвижной (в широком смысле) нервной системой.
Низкий темп деятельности, замедленные реакции, встречаются у тех лиц, которые обладают инертной (в широком смысле) нервной системой.
Таблица 16.3. Шкала оценок
+2 балла — проявление подвижности нервной системы в наблюдаемой ситуации выражено ярко, всегда себя обнаруживает; особенность, характерная для проявления инертной нервной системы, не встречается совсем;
+1 балл — проявление подвижности нервной системы выражено заметно и обнаруживается в большинстве случаев; особенность противоположного характера (инертной нервной системы) проявляются очень редко;
0 баллов — проявления подвижной и инертной нервной системы выражены нерезко; иногда могут встречаться проявления, характерные как для подвижной нервной системы, так и для инертной, но они носят эпизодический характер;
-1 балл — проявления инертной нервной системы выражены заметно и обнаруживаются в большинстве случаев; проявления, характерные для подвижной нервной системы, встречаются редко;
-2 балла — проявления инертной нервной системы выражены ярко, всегда себя обнаруживают; особенность противоположного характера не встречается совсем.
Подсчет баллов, являющихся показателем проявлений подвижности — инертности нервной системы, осуществляется таким же образом, как в отношении силы — слабости нервной системы. Далее этот показатель сравнивается с нормативными данными, приведенными в табл. 16.4. Таким образом, исследователь получает представления о том, каким уровнем выраженности свойства нервной системы обладает наблюдаемый им учащийся.
Таблица 16.4. Нормативные данные проявлений подвижности — инертности нервной системы, баллы
Проявления подвижной НС |
Проявления средней по подвижности -инертности НС |
Проявления инертной НС |
от +20 до +15 |
от +14 до -14 |
от -20 до -15 |
Как видно из приведенных схем наблюдений, каждое свойство нервной системы имеет широкий спектр психологических проявлений. Однако совсем не обязательно, что у человека в поведении будут наблюдаться все перечисленные для этих свойств проявления. Чаще всего психологический облик человека, "подкорректированный" внешними обстоятельствами (условиями жизни, особенностями воспитания и обучения), имеет ограниченный круг индивидуально-психологических проявлений свойств нервной системы. Так, например, в результате усиленного обучения какой-то деятельности у человека со слабой нервной системой могут пропасть при ее выполнении такие типичные проявления слабости, как неуверенность в себе, страх неудачи, боязнь неожиданных ситуаций, а ребенок с подвижной нервной системой, воспитывающийся в среде с ограниченными возможностями общения, станет молчаливым, замкнутым. Важно также помнить, что нельзя определять принадлежность человека к определенному типу нервной системы на основании только одной особенности поведения, даже если она будет "броской", яркой, выделяющей данного человека среди других людей. Только наличие у него достаточного числа жизненных проявлений того или иного свойства нервной системы дает возможность поставить правильный диагноз.