Метод мозгового штурма
Полезно задуматься
Почему метод мозгового штурма получил столь широкое распространение? В чем особенность и ОГЛАВЛЕНИЕ этого метода? Всегда ли он оказывается достаточно эффективным? Как использовать этот метод в исследовании систем управления?
ОГЛАВЛЕНИЕ метода мозгового штурма
Использование метода мозгового штурма показало его бесспорную эффективность для творческого решения многих сложных исследовательских (и не только исследовательских) проблем. Он применяется при разработке управленческих решений различного класса. Вот почему об этом методе говорится и в учебниках по менеджменту, и в специальных учебниках по проблемам разработки управленческих решений, и в литературе, посвященной проблемам исследования.
Как уже отмечалось, исследование – это всегда освоение неизвестного, объяснение сложного. Поэтому для исследований метод мозгового штурма имеет особое значение. Его использование помогает достичь результатов, которые оказываются невозможными при использовании традиционных методов анализа.
Метод мозгового штурма построен на специфическом сочетании методологии и организации исследования, раздельном использовании усилий исследователей-фантазеров и интуицивистов и исследователей-аналитиков, системщиков, скептиков, практиков.
Основной целью мозгового штурма является поиск и формулирование как можно более широкого спектра идей и решений исследуемой проблемы, выход за границы представлений, существующих у специалистов узкого профиля либо людей, отягощенных прошлым опытом и определенным служебным положением.
Люди различных специальностей, с разным практическим опытом, научным темпераментом, индивидуальными качествами, как правило, владеют различными методами исследования. Соединение, интеграция этих методов могут быть очень полезными в решении сложных исследовательских проблем. В этом и заключается суть мозгового штурма. Другое его качество – соединение логики и интуиции, научной фантазии и скрупулезного расчета.
Использование метода мозгового штурма
Мозговой штурм проводится в два этапа: этап генерации идей и этап практического анализа выдвинутых идей.
На каждом этапе работа осуществляется с использованием конкретных принципов, отражающих его назначение и суть, определяющих его эффективность (рис. 4.6).
Рис. 4.6. Принципы метода мозгового штурма
Первый этап (генерации идей) предполагает следующие принципы:
1. Принцип формирования группы по способностям к научному воображению и развитой интуиции, антидогматическому мышлению, интеллектуальной раскованности, позитивному скептицизму, по разнообразию знаний и научных интересов.
Отбор группы для генерации идей можно делать по результатам специального тестирования, которое позволит выявить и учесть критерии этого принципа. Кроме того, полезно учитывать другие социально-психологические характеристики человека, такие как увлеченность, коммуникабельность, независимость.
Все это нужно для того, чтобы создать в группе атмосферу непринужденности, творчества, взаимоприемлемости и взаимопонимания.
2. Принцип строгого запрещения всякой критики. Критика может ограничить полет фантазии, вызвать опасения при высказывании идей, ухудшать социально-психологическую атмосферу, заставлять анализировать идеи, сковывать мышление, переключать внимание и концентрировать его на какой-либо одной идее, тем самым уменьшая их количество и разнообразие. Ведь главной задачей первого этапа мозгового штурма является поиск как можно большего количества различных вариантов решения проблемы, путей достижения цели, идей и мыслей. И вся работа группы должна быть направлена только на поиск идей, а не на их критику, объяснение, обоснование. Из этого вытекает еще один принцип.
3. Принцип запрещения обоснования выдвигаемых идей. На данном этапе нужно исключить эту естественную потребность человеческого общения. Можно предлагать лишь дополнительные идеи, отличные от уже высказанных. Нельзя "присоединяться к мнению" или "расшифровывать" свои или чужие идеи.
4. Принцип мотивации разнообразных идей, снятия ограничений по знаниям, богатству опыта, должностному статусу, возрасту, социальному положению. Можно высказывать абсолютно нереальные и фантастические идеи, более того, именно это и надо мотивировать в работе группы.
Такая мотивация определяется подбором участников группы и организацией ее работы. В группу могут входить специалисты в различных областях знаний, с разным опытом и научно-практическим статусом. Все это способствует генерации идей.
5. Принцип регламента времени на выдвижение идей. Желательно, чтобы идеи выдвигались на основе озарения ("Эврика!"), поэтому ограничивается время на раздумья, чтобы исключить возможность "зацикливания" на противоречиях, опасениях, снять неуверенность, психологические комплексы.
На втором этапе мозгового штурма (этапе анализа) также действует ряд принципов, отражающих назначение и суть этого этапа.
1. Принцип полноты анализа идей и их обобщения. Ни одна высказанная идея, как бы скептически она ни оценивалась первоначально, не должна исключаться из практического анализа. Все представленные идеи должны быть классифицированы и обобщены. Это помогает освободить их от возможных эмоциональных моментов, внешних отвлекающих факторов. Именно аналитическое обобщение идей иногда дает очень удачные результаты.
2. Принцип реализации аналитического потенциала. Группа должна состоять из аналитиков, хорошо понимающих суть проблемы, цели и сферу исследования. Это должны быть люди, обладающие чувством повышенной ответственности, терпимостью к чужим идеям, четким логическим мышлением.
3. Принцип критериальной четкости в оценке и анализе идей. Для обеспечения объективности оценки и анализа идей необходимо сформулировать предельно четкие критерии, которыми должны руководствоваться все члены аналитической группы, а именно: соответствие идеи цели исследования, ее рациональность, реальность, обеспеченность ресурсами, в том числе (а иногда и главным образом) ресурсом времени.
4. Принцип дополнительной разработки идеи и ее конкретизации. Многие первоначально высказанные идеи нуждаются в уточнении, конкретизации, дополнении. Они могут быть проанализированы и затем приняты либо исключены из анализа только после соответствующей доработки.
5. Принцип позитивизма при анализе идей. Можно проводить анализ на основе различных подходов: негативизма и позитивизма. Первый предполагает установку на критические оценки, скептицизм, жесткость практических критериев, второй – поиск рационального, позитивного, конструктивного в любых их проявлениях.
6. Принцип конструктивизма, означающий, что идея должна быть ориентированна на построение концепции, реальность, принятие программы действий, осуществление увязки с другими идеями.
При практическом использовании метода мозгового штурма большое значение имеет личность и деятельность ведущего. Ведь работа и первой, и второй групп на первом и втором этапе должна быть соответствующим образом организована и урегулирована. Эти функции и выполняет ведущий. Ведущий может быть один и тот же для первой и второй групп, а могут быть разные. Но и в том и в другом случае ведущим должен быть человек, обладающий большой творческой активностью, доброжелательностью, глубоким пониманием решаемой проблемы, способностью организовывать и поддерживать интеллектуальный процесс.
Целесообразность использования метода мозгового штурма определяется оценкой сложности и оригинальности исследовательской проблемы и наличием специалистов, способных эффективно участвовать в процессах мозгового штурма. Чаще всего это люди, подобранные с помощью специальных тестов и прошедшие необходимое обучение.
Большое значение в успехе мозгового штурма имеет постановка и формулирование цели исследования, а также его предмета – проблемы.
Проблема может быть поставлена либо в обобщенном, либо в конкретно-практическом виде. Возможна постановка проблемы в виде проблемы-аналога (антипроблемы), или из смежной области деятельности, или в "инверстной" формулировке (изменение, смещение или перестановка акцентов для нарушения привычного мышления, выделения новых граней проблемы, стимулирования творческого ее осмысления).
Формулирование проблемы предполагает также и различную степень ее конкретности. Это может быть также полезным для обеспечения свободы творческого процесса, раскованности мышления.
Выбор формы постановки проблемы и формулирования ее содержания зависит от профессионального состава группы, ее структуры в зависимости от психологических данных, сложившихся или несуществующих (незнакомые люди) человеческих отношений, организационных условий работы группы, целей исследования (первый подход к проблеме или конкретное ее решение по предварительным идеям, фактор времени и пр.).