Метод Мэтчета в исследовании управления

Полезно задуматься

Можно ли управлять процессами мышления? Существуют ли приемы такого управления? Не противоречит ли управление мышлением творчеству? Каковы технологии и приемы управления мышлением?

ОГЛАВЛЕНИЕ метода

Метод Мэтчета заключается в овладении приемами управления собственным образом мыслей, корректировки его в соответствии с характером исследовательских целей и проблем. Это как бы приемы изменения режимов мышления для его сознательного приспособления к целям исследования. Понятие "режим мышления" отличается от понятия "тип мышления". Последнее характеризует индивидуальные особенности человека, связанные с его способностями, знаниями, опытом, исследовательским талантом. Режим мышления – это сознательная организация мыслительного процесса в соответствии с характером решаемой проблемы.

Этот метод получил название метода Мэтчета и используется для задач проектирования. Он имеет универсальный характер и широко применяется в решении любых исследовательских задач. К тому же, как мы уже отмечали, исследование во многом является проектированием новой концепции, объясняющей непонятное, определяющей эффективные действия, позволяющей предвидеть развитие событий. Это типичные задачи любого исследования.

Режимы мышления

Существует несколько режимов мышления.

Первый заключается в организации мышления по основным элементам, т.е. в выделении основных элементов мысли. В концепции Мэтчета эти элементы называются течтэмами. Это название соответствует обратному прочтению имени автора этого метода. Течтэмы являются средством осознания исследователем разнообразия действий, которые он может предпринять на каждом из этапов исследования. Мэтчет рекомендует структурировать течтэмы по семи группам (рис. 4.10). (Автор взял на себя смелость модифицировать идею Мэтчета для универсального описания различных процессов мышления исследователя.)

Рис. 4.10. Метод Мэтчета – регулирование режимов мышления

1. Варианты подходов:

– потребность в исследовании;

– ключевая категория исследования;

– предварительная гипотеза;

– подход (парадигма исследования);

– переключение.

2. Варианты суждений:

– предположить;

– взвесить (оценить);

– сравнить (суждения, подходы и пр.);

– экстраполировать;

– оставить без изменений;

– предвидеть.

3. Варианты стратегий:

– продолжить в избранном направлении;

– продолжить и расширить круг проблем;

– изменить направление;

– сопоставить с прошлым;

– сопоставить с будущим;

– изучить детали;

– обобщить;

– искать противоречия;

– продолжить более интенсивно;

– прекратить.

4. Варианты тактик:

– оценить риск;

– определить последствия;

– развить идею;

– сравнить с аналогичными ситуациями;

– разделить действия;

– приспособить к объяснению известного;

– сосредоточиться на частичном;

– разложить на компоненты (декомпозировать);

– установить причины;

– оценить возможность нового подхода;

– заменить решение на обратное;

– сравнить варианты.

5. Варианты взаимодействий:

– накапливать и хранить решения;

– выявить зависимости;

– отложить принятие решения;

– проверить на избыточность;

– проверить на соответствие;

– соотнести с известным;

– сообщить идею.

6. Варианты формулирования понятий:

– использовать понятие;

– изменить ракурс абстракции;

– использовать схему стратегии;

– изменить точку зрения;

– сравнить с существующей ситуацией;

– сравнить с возможной ситуацией;

– использовать первичное кольцо;

– использовать вторичное кольцо.

7. Варианты реагирования на препятствия:

– обойти препятствие;

– разрушить препятствие;

– устранить препятствие;

– начать деятельность с нуля;

– начать новый этап деятельности;

– действовать одновременно в разных направлениях.

Главное в использовании этого метода заключается в способностях и умениях управлять собственным мышлением, построить такую стратегию и технологическую схему мышления, которая соответствовала бы целям исследования и характеру проблем.

В построении технологии исследования большую роль играют конструктивные вопросы, т.е. такие, которые определяют последовательность развивающегося исследовательского действия, ведущего к ожидаемому результату.

Можно сформулировать несколько таких вопросов.

1. Зачем необходимо исследование (цель и потребность)?

2. Какая проблема является предметом исследования?

3. Существуют ли ресурсы проведения исследования, и если да, то каковы они?

4. Как организовать исследование?

5. Что дает исследование? Каковы предполагаемые последствия?

6. Что может быть препятствием в проведении исследования?

7. Насколько своевременно проведение исследования?

8. Готов ли персонал к исследованию? Следует ли ожидать противодействия или непонимания при проведении исследования? В какой ситуации проводится исследование – ожидания изменений, стабильности, конфликтности, последовательного развития, реструктуризации, сползания (потери позиций)?

9. Какими методами можно исследовать ситуацию, проблему, тенденцию?

Второй режим мышления в методе Мэтчета – это мышление стратегическими схемами. Он предполагает развитую способность выбирать и строить стратегию, т.е. поставить ясную цель и видеть возможные пути достижения этой цели, траекторию мысли исследователя. Это также способность сравнивать достигнутое с намеченным и разрабатывать разнообразные стратегические схемы.

Третий режим – мышление в параллельных плоскостях. Это способность исследователя не только мыслить, но и следить за собственными мыслями и действиями, оценивать их определенным образом, определять в процессах мышления ключевые моменты и сосредоточивать на них внимание.

Четвертый режим – голографическое мышление, мышление с разных точек зрения и в различных ракурсах видения проблемы.

Пятый режим – мышление образами. Это ассоциативное мышление, способность исследователя отождествить проблему или концепцию, гипотезу, ситуацию с каким-либо образом, зрительно воспринимаемой картиной или музыкой. Это весьма продуктивное мышление, имеющее большой потенциал открытий в исследовательской деятельности.