Метод "Коучинг"

Другие названия метода: "Развивающее консультирование".

Автор метода: Тимоти Голлвей (США, 1974 г.).

Назначение метода

Применяется для решения широкого круга задач и проблем в различных областях жизни и деятельности теми, кто уже многого достиг и хочет достичь большего. Коучинг – один из инструментов развития творческого мышления.

Цель метода

Максимальное повышение результативности личности в ее персональной и профессиональной деятельности.

Суть метода

Коучинг (coaching) – инструмент, предназначенный для раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности в персональной и профессиональной деятельности.

Коучинг – набор техник, заимствованных из различных профессий, дополненный целым рядом специфических приемов и направленный на быстрое достижение результата.

План действий

Основная процедура коучинга – диалог, задавание эффективных вопросов и внимательное выслушивание ответов. Во время этого диалога происходит полное раскрытие потенциала клиента, повышается его мотивация, и он самостоятельно приходит к важному для себя решению и реализует намеченное.

Коучинг проходит в несколько этапов.

• Определение целей коучинга. Установление правил взаимодействия между коучем и клиентом.

• Анализ текущей ситуации.

• Уточнение целей, постановка задач, определение путей достижения.

• Составление плана действий.

• Контроль и поддержка в процессе реализации плана.

По определению коучинг – это технология для раскрытия потенциала человека. Однако это больше, чем технология, это способ мышления. Основная задача коучинга – не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания. В коучинге, в том числе в рамках целей организации, клиент сам формулирует свои цели и критерии достижения, стратегии и шаги, сопоставляя их с целями организации.

Функциональный анализ

К методам систематизированного поиска новых идей следует отнести функциональный анализ. Основной идеей функционального анализа является абстрагирование от предметного рассмотрения объекта. Рассматривается не объект, а его функции, как правило, направленные на потребителя. При этом осуществляется поиск других, отличных от используемых в объекте вариантов реализации функций. Этот метод позволяет находить более дешевые и эффективные варианты построения объекта. Функциональный анализ является одним из основных элементов метода ФСА (функционально-стоимостного анализа) – эффективного метода достижения конкурентных преимуществ продукции, который сейчас широко применяется в США, Японии и других развитых странах.

Метод номинальных групп

[1]

Метод номинальных групп (МНГ) – один из способов коллективного принятия решений. По форме МНГ – это тщательно спланированный структурированный групповой процесс. По сути – это стратегия решения проблем или генерирования идей в группе. Этот метод полезен в тех случаях, когда необходимо выявить и сопоставить индивидуальные суждения, с тем чтобы получить решения, к которым один человек прийти не может. Цель метода – создать такие условия для проведения мозгового штурма, чтобы все члены инициативной группы имели одинаковое право голоса при выработке решения. Кроме того, во время работы МНГ участники получают друг от друга информацию, которая во время обычных совещаний остается не услышанной. Это могут быть свежие идеи, новый взгляд на проблему, неожиданно верное решение.

Метод разработан Андре Л. Дельбеком и Эндрю Ван де Веном на основе социально-психологических исследований совещаний по принятию решений и согласования групповых суждений.

МНГ предполагает участие 8–12 человек, работу которых организуют координатор и помощник. Участники отбираются в соответствии с их компетенцией. Желательно избегать присутствия в группе сотрудников, находящихся в отношениях непосредственного подчинения.

Обычно для проведения МНГ требуется от 2 до 3 часов.

МНГ включает следующие этапы: вводная часть, молчаливое генерирование, этап неупорядоченного перечисления идей, этап уяснения идей, ранжирование, заключительная часть.

Для использования метода номинальных групп выполняются следующие действия.

1. По аналогии с письменным вариантом метода мозгового штурма каждый участник записывает каждую идею на отдельной карточке.

2. Все поданные идеи затем переписываются на большой стенд и кратко обсуждаются. Цель обсуждения – уяснить суть каждой идеи и исключить из рассмотрения повторяющиеся идеи. В заключении каждой идее на стендовом плакате присваивается буквенное обозначение, начиная с буквы А.

3. Следующий шаг – индивидуальная работа, когда участники ранжируют выдвинутые идеи. Из общего списка идей каждый член группы выбирает не более пяти идей и записывает их на свою карту для ранжирования. Каждой идее присваивается буква со стенда. При ранжировании идей участники присваивают этим идеям численные коэффициенты, начиная с 5 – для самой важной идеи до 1 – для наименее важной.

4. Лидер сессии далее собирает все карты с ранжировками и переписывает назначенные идеям веса на плакат. Для каждой идеи веса суммируются. Общая оценка тоже фиксируется на стенде. Если идея набрала наибольший вес, то она считается самой приоритетной идеей группы и принимается за решение группы.