Метод классификации функций
Классификация функций государства имеет своей непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию основных направлений деятельности государства не вообще, а дифференцированно, т.е. применительно к их отдельным видам, группам и функциям.
Критерии классификации функций государства
В юридической теории, а отчасти и в практике существует множество оснований (критериев) классификации функций государства. Нельзя выделить какой-то один, наиболее правильный критерий, так как они используются с разными целями и не могут друг друга заменять. Например, критерий "время действия", не может заменить критерий "сфера деятельности", ибо между собой они вообще мало связаны. Отсюда следует, что одна и та же функция может присутствовать в различных классификациях (рис. 9.1). Выделяют, например, такие критерии, как сферы государственной деятельности, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на общественные отношения, взаимоотношения государств и др.
Итак, в научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по разным критериям:
- по сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены па политические, экономические, социальные, духовные, экологические;
- по способу осуществления функций они бывают регулятивные — упорядочивание общественных отношений путем закрепления существующих общественных связей — и охранительные (или правоохранительные) — установление мер юридической защиты и порядка их возложения и исполнения;
- по продолжительности действия функции государства делятся на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например ликвидация стихийных действий)[1];
Рис. 9.1. Классификация функций государства
- в зависимости от территориального масштаба различают функции в федеративном (конфедеративном) и в унитарном государстве. В федеративном государстве — это функции федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве — функция, осуществляемая на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства. В конфедерации — координирующая функция всего сообщества (союза) государств и функции, которые реализуются на территории каждого из участников данного союза государств.
Классификации функций государства на основе принципа разделения властей
В последние годы предпринимаются попытки классификации функций государства, базирующиеся на принципе разделения властей. В соответствии с ним различают функции законодательные (правотворческие), управленческие, судебные и информационные. Авторы, проводящие такую классификацию, поясняют, что ее особенность заключается в том, что она отражает механизм реализации государственной власти и что каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенной ветви власти — законодательной, исполнительной и судебной. Рассмотрим, например, информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой "власти" — средств массовой информации. Эта функция имеет собственное ОГЛАВЛЕНИЕ, способы, структуру и обеспечение. Ее специфика состоит в особых способах воздействия на общество — целенаправленная информированность населения, а подчас и манипулирование общественным сознанием.
Классификация функций государства, опирающаяся не у всех ученых-юристов вызывает признание. Многие считают, что это даже не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и т.д.