Метод бизнес-навигатора компании Skandia
Шведская страховая компания Skandia первая включила в свой годовой отчет раздел об интеллектуальном капитале, положив начало новой практике составления годовых отчетов компаний. Данный отчет был построен па основе модели Л. Эдвинссона "Бизнес-навигатор", и включал пять основных категорий процессов, которые происходят в компании:
1) финансовая перспектива;
2) клиентская перспектива (ориентация на клиентов);
3) процессная перспектива;
4) перспектива возобновления знания и развития;
5) перспектива человеческого капитала. Финансовая перспектива навигатора Skandia фиксирует цели в области финансовых результатов деятельности.
Именно здесь устанавливаются долгосрочные цели, а также большая часть общих условий для других аспектов.
Ориентация на клиентов дает понять, насколько эффективно организация удовлетворяет потребности своих потребителей посредством оказания своих услуг и предложения продуктов. Например, какая часть продаж поступает от новых клиентов? Как это соотносится с текущими клиентами? Насколько лояльны клиенты и каковы их предпочтения?
Процессная перспектива. Навигатор контролирует фактические процессы создания услуг и продуктов, которые требуют клиенты. Эта приоритетная область связана с внутренними бизнес-процессами. Анализ показателей данной группы позволяет ответить на вопросы: Насколько эффективна наша работа? Правильно ли мы работаем? В связи с этим разрабатываются показатели, характеризующие структурный капитал.
Перспектива возобновления и развития нацелена на обеспечение долгосрочного возобновления организации и ее устойчивости. Цель анализа характеристик данной группы -ответить на вопросы о том, какие шаги и действия необходимо предпринять компании для обеспечения долгосрочного роста и устойчивости? Что необходимо для того, чтобы компания смогла получить и развить знания, необходимые для удовлетворения потребностей клиентов?
Перспектива человеческого капитала является несущей конструкцией всей системы. В ходе анализа выясняются вопросы квалификации персонала и ее роста, их лояльности и мотивации.
Анализ интеллектуального капитала с помощью сбалансированной системы показателей Нортона и Каплана
Данная система показателей позволяет менеджерам компании оценить эффективность ее функционирования с точки зрения:
• клиентов — какими нас видят наши клиенты;
• внутренних бизнес-процессов — что нам следует улучшить;
• обучения и развития — сможем ли мы и в дальнейшем; повышать ценность компании и создавать стоимость?
• финансовых аспектов — как мы выглядим в глазах наших акционеров.
Принципиальная схема взаимосвязи блоков показателей сбалансированной системы показателей представлена на рис. 9.4.
Рис. 9 4. Составляющие сбалансированной системы показателей
Как мы видим, данная система позволяет объединить показатели интеллектуального капитала и представить их взаимосвязи. Показатели финансового блока позволяют оценить, насколько эффективно компания управляла интеллектуальным капиталом и каких результатов в виде роста прибыли, рентабельности и др. она за счет этого добилась.
Монитор нематериальных активов Свейби
К. Э. Свейби предложил так называемый монитор нематериальных активов (Intangible Asset Monitor), с помощью которого он рассматривает всю рыночную стоимость компании как совокупность материальных и финансовых активов, отраженных в бухгалтерском балансе, и интеллектуального капитала, который оценивается по показателям внутренней структуры, внешней структуры и личным способностям персонала[1]. Принципиальная схема данного подхода показана на рис. 9.5. Внутренняя структура включает патенты, концепции, компьютерные системы организации и корпоративную культуру. Внешняя структура отражает отношения с потребителями и поставщиками, а также включает в себя имидж организации. Способности отражают возможность создания персоналом организации как материальных, так и нематериальных активов. При этом все элементы оцениваются при помощи четырех показателей: роста, обновления, эффективности, стабильности/рисков.
Рис. 9.5. Монитор нематериальных активов Свейби
Данный подход имеет немало общего с рассмотренной ранее сбалансированной системой показателей. Однако монитор нематериальных активов Свейби, в отличие от Balanced Scorecard, не предполагает использования финансовых показателей.
Подведем итоги. Существует ряд важнейших причин, по которым необходимо анализировать состояние и развитие интеллектуального капитала компании. Это прежде всего связано с тем, что формирование информации об интеллектуальном капитале и ее анализ позволяют:
• более полно и обоснованно подойти к оценке стоимости компании;
• процесс анализа дает возможность заглянуть вглубь компании и обращает внимание на движущие силы ее развития, поддерживающие эффективность и долгосрочную устойчивость;
• в экономике, основанной на знаниях, растут требования к эффективному управлению неосязаемыми активами как со стороны самого руководства компании, так и со стороны других заинтересованных лиц, в том числе государства и общества;
• рост инвестиций в компанию увеличивается, если система отчетности обеспечивает существующих и потенциальных инвесторов более полной информацией о ее движущей силе — интеллектуальном капитале.