Метод беседы
Большее значение в медицине придается беседе с пациентом. Беседа как метод психологического исследования — это выяснение при помощи системы специально подобранных вопросов тех или иных особенностей психических явлений или психических качеств человека. Можно выделить следующие разновидности этого метода: сбор анамнеза, интервью и психологические анкеты.
Анамнез (греч. anamnesis — воспоминание) — сведения о прошлом изучаемого человека, полученные от него самого (субъективный) или от хорошо знающих его лиц (объективный анамнез).
Интервью — вид беседы, при которой ставится задача получения ответов па определенные и обычно заранее подготовленные вопросы. Интервью может иметь многочисленные разновидности в зависимости от целей и степени стандартизации. При программном, управляемом интервью имеет место строгое следование намеченному плану беседы, инициатива на стороне задающего вопросы. Оно дает возможность хорошей квантификации понятий и сравнения ответов разных обследуемых. Однако большинство клиницистов отдают предпочтение менее валидным, но при этом более естественным, частично стандартизированным видам беседы. Такое свободное интервью даст много полезных сведений косвенным образом, обеспечивает лучший психологический контакт с больным, отличается высоким психотерапевтическим потенциалом.
Диагностическое интервью. Главным условием успешного проведения беседы или интервью считается создание дружеской атмосферы и привлечение пациента к сотрудничеству, установление контакта с опрашиваемым. Обычно беседу рекомендуется начинать с нейтральных вопросов, опираясь на предполагаемое обоюдное согласие по поводу очевидных фактов. Затем следуют вопросы общего характера, выясняющие главные события его жизни и деятельности. Далее следуют специальные вопросы, обусловленные задачами интервью.
При психологическом исследовании именно последняя группа вопросов касается внутреннего мира человека, и исследователь часто сталкивается с сильным психологическим барьером, проявляющимся в нежелании вообще давать ответы или в стремлении отвечать расплывчато, неопределенно.
Для преодоления психологического барьера вопросы не рекомендуется формулировать как прямые (первый тип вопросов), т.е. непосредственно касающиеся исследуемого предмета (прямой вопрос: "Вы боитесь грозы?"). Необходимые сведения о пациенте можно получить, используя косвенные или проективные вопросы, которые часто становятся психологически более приемлемыми и нс вызывают негативных реакций пациента. Косвенные вопросы (второй тип вопросов) затрагивают интересующую тему опосредованно; тем самым частично снижается и опасность внушения ответа или симуляции (косвенный вопрос: "Что вы делаете, когда бывает гроза?"). Так называемые проективные вопросы (третий тип вопросов) отличаются проблематичным значением, и часто при ответе на них пациент спонтанно (самопроизвольно) присоединяет комментарий о себе (проективный вопрос: "Как вы думаете, большинство людей боится грозы?" Комментарий о себе можно вызвать добавочным вопросом типа: "Ну, а как вы?").
В ряде случаев значительный риск, особенно при обследовании детей, могут представлять суггестивные вопросы, которые уже своей формулировкой подсказывают ответ (прямой суггестивный вопрос ребенку: "Ты любишь папу?"). Этот риск ограничивают косвенным или проективным вопросом, а также вопросом еще более общего характера ("А что ты мне расскажешь о папе?") или альтернативной формой вопроса ("Вы с учительницей понимаете друг друга или у тебя с ней бывают недоразумения?").
Соответствующая стилизация вопроса активизирует выявление таких содержаний, которые в обычной беседе нередко эмоционально блокируются. Для этих целей можно использовать некий "предварительный такт", до известной степени приуменьшающий в понимании пациента неблагоприятное впечатление от собственного ответа (экспериментатор: "Всем приходится иногда ссориться... Ну, а как вы?"). Другой прием стилизации вопроса заключается в том, что неблагоприятную ситуацию следует принимать как обыденную (экспериментатор: "А теперь расскажите мне, с кем вы иногда ссоритесь"). Вместо формы вопроса иногда используют комментарий как тактичное приглашение к прямому или косвенному сообщению о своем поведении. Такой комментарий в нужный момент включают в рассказ пациента (например, в описание пациентом своих отношений с окружающими экспериментатор включает фразу: "Иногда люди также и ссорятся...").
Во время проведения беседы необходимо создать атмосферу снисходительности и дать ее почувствовать пациенту так, чтобы он мог свободно проявлять свои чувства, зная, что исследователь принимает его таким, какой он есть.
Исследователь должен тактично и бережно относиться к позициям пациента, ничего не осуждая, не оправдывая и все при этом понимая. Овладеть такой ролью непросто, а занимать индифферентную, бесстрастную позицию ошибочно.
Неопытный исследователь испытывает чувство неуверенности и тревожности при проведении беседы. В начале интервью со стороны пациента иногда возникают оборонительные реакции — протест, агрессивность и т.п. Все это отличается большой диагностической ценностью. Опытный исследователь владеет толкованием многих таких признаков, которые начинающий считает балластом: паузы, побочные ассоциации, отклонения от беседы, неправильное понимание вопроса, признаки "шока" при некоторых вопросах и т.д.
Наибольшую трудность для исследователя представляет своеобразное умение улавливать (точнее, предвосхищать) реакции пациента на вопрос, который еще не задан, но это умение помогает соответствующим образом менять тактику проведения беседы (В. Михал, 1978).
Анкетирование имеет место в случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме. Интересно отметить, что в психологии метод анкеты Ч. Дарвин применил еще в 1867 г. для изучения "выражения душевных движений у диких народов"; с этой целью он разослал специальный опросный лист известным путешественникам и миссионерам.
Анкеты могут давать достоверные результаты только при тщательной разработке предлагаемых вопросов. При этом часто структурируют и сами ответы, предлагая испытуемому (в данном случае респонденту) выбор из предложенных вариантов. В известном смысле анкета может занимать промежуточное положение между наблюдением и экспериментом. Компетентная обработка материала дает результаты, более близкие к действительности, чем даже непосредственное восприятие.