Метод анализа продуктов деятельности
Продуктами деятельности людей являются созданные ими различные вещи, написанные книги, письма, изобретения и т.п. По ним можно в известной мере судить об особенностях деятельности, которая привела к их созданию и включенных в эту деятельность психических процессах.
Один из самых распространенных продуктов человеческой деятельности — текст. Помимо традиционного анализа (понимание, интуиция, осмысление) в психологии широко используют формализованные методы изучения текстов, в частности процентный контент-анализ. Суть метода заключается в выделении в тексте ключевых понятий (или иных смысловых единиц) с последующим подсчетом их частоты и процентного соотношения по различным частям текста и общим объемом информации.
Однако наибольшее внимание из продуктов деятельности у психологов всегда вызывали детские рисунки, а также творчество душевнобольных. Анализ результатов деятельности считается вспомогательным методом исследования, поскольку он дает надежные результаты только в сочетании с другими методами (наблюдением, экспериментом).
Детский рисунок
Характерна удивительно устойчивая последовательность смены этапов развития рисунка. Рисунок ребенка изменяется, проходя поочередно три стадии: каракули (2—3 года), схемы (4—8 лет) и отсутствие схемы (8-12 лет).
До трех лет ребенок просто водит карандашом по бумаге и удовлетворяется получаемыми каракулями, поскольку его интересует сам процесс рисования. К четырем годам он начинает что-то изображать. До шести лет дети не понимают пространственного изображения и рисуют "фризовые композиции" или "вид сверху" (видение в горизонтальном плане). Они не могут корригироваться взрослыми и делают рисунки, соответствующие своему возрастному развитию. Интересно отмстить, что особенности детских рисунков проявляются и у взрослых, которым в состоянии гипноза внушили детский возраст.
К центральным мотивам рисунков принадлежит человеческая фигура, которую дети начинают изображать приблизительно в три с половиной года. Вначале ребенок рисует голову (круг или овал) и непосредственно к ней присоединяет ноги (цефалоид — головоногий человек). Постепенно добавляется обозначение глаз, рта, носа и бровей, а руки начинают "крепиться" к голове либо непосредственно к ногам, поскольку изображение туловища появляется в детских рисунках позднее (к пятилетнему возрасту). К шести годам прибавляются такие детали, как уши, волосы, а первые признаки одежды сопровождаются элементами "прозрачности". К семи годам уточняются пропорции (ноги помещаются ближе друг к другу, руки присоединяются в правильном месте, появляется намек на шею). К восьми годам ребенок уже умеет рисовать профильные фигуры человека. В девять лет пытается изобразить движение, но рисунки все еще остаются плоскостными. В 10 и 11 лет на рисунках уже появляются попытки накладывать тени, придавать форму предметам и попытки перспективного охвата. Далее, в последующие годы идет лишь совершенствование техники рисования, а рисунки в значительной мере будут отражать интересы и увлечения ребенка.
Разработано достаточно много "рисовальных" тестов, в том числе с формализованными оценками возрастного развития детей по технике рисования (рисунок дерева, дома, фигуры человека и другие), сюжетных или тематических рисуночных тестов, тестов "срисовывания" и других.
Творчество душевнобольных
Патологический рисунок можно рассматривать как источник медицинской информации, поскольку существуют тесные взаимоотношения между состоянием психической деятельности и творческими особенностями.
Рисункам душевнобольных нередко присущи нарушения пропорций. Однако простая их констатация недостаточна для правильного заключения. Так называемые диспропорции и деформация могут определяться специальным желанием автора заострить, акцентировать некоторые детали, т.е. могут быть оправданы в сугубо художественном отношении (гротеск, экспрессионизм). В детских рисунках нарушения пропорций могут быть обусловлены не болезнью, а особенностями их возрастного развития, выражения идей значимости некоторых персонажей.
Тенденция к декоративности тоже может вытекать из замысла художника, но может становиться и патологическим художественным признаком (шизофрении), когда холодное нагромождение украшений становится смыслом изображения.
В рисунках больных шизофренией часто отмечается стереотипия, т.е. повторение мотивов, направлений, интервалов, форм, цвета и т.п. Однако если стереотипное повторение изображения имеет монотонный, однообразный, скучный и статичный характер с тщательной прорисовкой деталей — это, скорее, следствие психомоторных изменений, свойственных эпилепсии и органическим болезням мозга. При шизофрении стереотипия более легкая, разнообразная, подвижная.
Таким образом, для диагностики по рисунку необходимо учитывать особенности признака, а не просто его наличие. Нельзя забывать и о некоторых современных тенденциях развития живописи, влиянии модернистских течений, в силу чего значимость некоторых критериев патологической живописи, выдвинутых психиатрами прошлого, в известной мере снижается (Р. Б. Хайкин, 1992).