Метод анализа документов

Первичную социологическую информацию можно получить с помощью анализа документов, т.е. совокупности методических приемов и процедур, применяемых для получения значимой для целей исследования социологической информации из документальных источников (носителей) при изучении социальных явлений и процессов.

Его основное назначение – извлечь содержащуюся в документе информацию, зафиксировать ее, использовать для изучения исследуемой проблемы. Область применения данного вида анализа – практически все эмпирические исследования; он может служить как одним из методов сбора информации, так и ее основным источником. Однако существуют и ограничения в применении подобного анализа: документальная информация во многих случаях составляется не для целей социологического исследования, а потому может оказаться неполной, и потребуется ее подтверждение и дополнение с использованием других методов сбора и обработки. Кроме того, в документах могут содержаться непроверенная информация, фактические ошибки; на их качество и надежность могут повлиять личностные позиции и оценки авторов.

Документ как объект анализа есть некоторый носитель информации, который служит для фиксирования, передачи и хранения сведений. Предмет анализа документов – это их признаки, свойства, которые характеризуют ОГЛАВЛЕНИЕ изучаемого явления с точки зрения целей и задач исследования.

Документы подразделяются на виды по различным основаниям:

по способу фиксации информации различают письменные тексты (печатные, машинописные, набранные на компьютере, рукописные); иконографические, т.е. воспринимаемые визуально (кино-, видео-, фотодокументы и т.д.) и фонетические (грамзаписи, магнитофонные записи, лазерные диски и др.) документы;

в зависимости от статуса их авторов документы классифицируются на официальные, исходящие от тех или иных органов власти, учреждений, полномочных органов, лиц (законодательные акты, правительственные постановления, указы, данные статистической отчетности, документы организаций, материалы архивов и т.п.), и неофициальные (письма, дневники, семейные альбомы, воспоминания и др.);

по источнику информации документы делятся на первичные, составленные на базе прямого наблюдения, обследования, и вторичные, представляющие собой результаты обработки, обобщения содержащихся в первичных источниках данных, их копии;

по признаку персонификации документы могут быть личными (автобиографии, личные карточки, мемуары, дневники и т.п.) и безличными (отчеты, архивы, протоколы и т.д.).

Важнейшим источником социологической информации являются документы, специально созданные для целей исследования: анкеты, опросные листы, бланки интервью, тесты, протоколы наблюдений, данные контент-анализа, выраженные в форме отчета.

При анализе документов применяются приемы (правила), с помощью которых определяют степень достоверности получаемой из них информации. Вот два наиболее важных правила:

1. Необходимо различать описание событий, фактов и уметь оценивать их.

2. Важно знать, что первичные документы надежнее вторичных, а официальные более достоверны, чем неофициальные.

Различают два способа анализа документов: 1) традиционный (классический); 2) формализованный, или контент-анализ.

Традиционный анализ документов представляет собой совокупность умственных действий, направленных на раскрытие содержания материала документа. При традиционном анализе социологу необходимо установить авторство документа, цель, время, социальный контекст его создания. Отвечая на эти вопросы и изучая ОГЛАВЛЕНИЕ документа, социолог получает информацию, нужную ему с точки зрения цели и задач социологического исследования. Традиционный анализ документа представляет собой самостоятельный, творческий процесс, который зависит от содержания документа, цели, задач исследования и, конечно, от научной квалификации, опыта и творческой интуиции исследователя.

Изложенные особенности традиционного анализа показывают, что при всей его важности и значимости такой вид аналитической деятельности неотделим от личности исследователя, а потому несет в себе возможность субъективной оценки и интерпретации изучаемого документа. Стремление преодолеть потенциально слабые стороны традиционного способа анализа документов привело к разработке формализованного его вида – контент-анализа (англ. content analysis – анализ содержания).

Контент-анализ – это специальный достаточно строгий метод качественно-количественного анализа содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами.

Данный метод первоначально в сфере политики и пропаганды начал применять в 1930-е гг. известный социолог Гарольд Лассуэл (1902–1978), но широкое распространение он получил лишь в начале 1950-х гг. после издания в США фундаментального труда Бернарда Берельсона (1912–1979) "Контент-анализ в коммуникационных исследованиях".

Контент-анализ ориентирован на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников, трудно поддающихся или вовсе не поддающихся традиционному анализу. Суть данного метода состоит в перевод текстовой информации в количественные показатели, нахождение подсчитываемых признаков изучаемого документа. Таким признаком, например, может выступать частота употребления определенных терминов.

Процедуры контент-анализа включают выделение смысловых единиц (единиц контент-анализа) и единиц счета.

Категории, единицы контент-анализа – это конструктивные объекты, ОГЛАВЛЕНИЕ которых определяется целью и задачами социологического исследования. В практике социологических исследований сложился определенный набор устойчивых, стандартных единиц контент-анализа. К числу наиболее часто употребляемых относятся:

1) понятие, выраженное в тексте отдельным термином (словом) или сочетанием слов (например, "безработный", "предприниматель", "уровень жизни");

2) тема, выраженная в единичных суждениях, смысловых абзацах или целостных текстах (темой контент-анализа изучаемого текста может быть как общая тема социологического исследования, так и определенная ее часть, например проблема создания благоприятного правового пространства для развития малого бизнеса);

3) персонаж ("герой") некоего события, действия (им в зависимости от выделенной темы контент-анализа может выступать менеджер, студент, олимпийский чемпион, президент союза предпринимателей, президент страны и т.п.);

4) ситуация, например, экологическая, рассматриваемая в контексте необходимости развития атомной энергетики или отказа от ее дальнейшего развития;

5) действие, осуществляемое отдельными индивидами, группами, в пределах избранной для контент-анализа темы (действия безработных, предпринимателей, налоговой инспекции).

Единицы счета (измерения) в процедуре контент-анализа изучаемого текста бывают обычно двух видов.

1. Единицы протяженности, располагаемые в координатной сети "пространство – время". Примером таких единиц счета, применяемых в контент-анализе, могут служить объем текста в квадратных сантиметрах и в числе строк в печатном документе; количество времени, занимаемом в телевизионном эфире.

2. Частота появления искомого признака в документе, которая является самым распространенным в прикладных исследованиях способом измерения характеристик изучаемого содержания документа с точки зрения интересующих социолога цели и задач исследования.

Впервые контент-анализ применил в 1893 г. Дж. Спид в работе "Дают ли сейчас газеты новости?", где он проанализировал воскресные выпуски нью-йоркских газет за 1881 и 1883 г. Сравнивая ОГЛАВЛЕНИЕ этих материалов, он решил выяснить, какие изменения произошли в прессе за прошедший период. Исследователь классифицировал ОГЛАВЛЕНИЕ материалов по темам (литература, политика, религия, сплетни, скандалы и т.д.) и измерил длину газетных колонок (в дюймах), отводимых для их освещения. Сопоставив данные по годам, он пришел к выводу, что в 1893 г. ряд газет стал публиковать гораздо больше материалов, содержащих пересказ различных скандальных историй, сплетен, слухов. Объем же материалов по проблемам литературы, политики, религии значительно сократился. Таким путем Дж. Спид выявил причину увеличения тиража одной из крупнейших газет – "Нью-Йорк Таймс", связав ее с определенной тематической переориентацией в содержании публикуемых материалов.

Процедура контент-анализа включает в себя ряд операций, осуществляемых в соответствии с тремя стандартными документами: 1) таблицей контент-анализа; 2) инструкцией кодировщика; 3) кодировочной карточкой.