Методы выбора инновационной стратегии организации

Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта (ЖЦП), рыночная позиция организации и проводимая ею научно-техническая политика. Выбор инновационной стратегии с учетом ЖЦП учитывает следующее[1]:

1) зарождение. Характеризуется появлением зародыша новой системы в среде старой или исходной, что превращает ее в материнскую и требует перестройки всей жизнедеятельности;

2) рождение. Реально появляется новая система, сформировавшаяся в значительной степени по образу и подобию систем, ее породивших;

3) утверждение. Возникновение сформировавшейся системы, которая начинает на равных конкурировать с созданными ранее, в том числе и родительской. Сформировавшаяся система стремится самоутвердиться и готова к тому, чтобы дать начало появлению новой системы;

4) стабилизацию. Система вступает в период, когда она исчерпывает свой потенциал дальнейшего роста и близка к зрелости;

5) упрощение. Начало "увядания" системы, появление первых симптомов того, что она прошла "апогей" своего развития: "молодость и зрелость уже позади, а впереди старость";

6) падение. Во многих случаях отмечается снижение большинства значимых показателей жизнедеятельности системы;

7) исход. Характеризуется завершением снижения большинства значимых показателей жизнедеятельности системы. Она как бы возвращается к своему исходному состоянию и подготавливается к переходу в новое состояние;

8) деструктуризацию. Остановка всех процессов жизнедеятельности системы и либо в использовании ее в другом качестве, либо в проведении технологии утилизации.

Инновационная стратегия предприятия реализуется посредством инновационной политики.

Инновационная политика предприятия представляет собой определение целей инновационной стратегии и создание механизма поддержки приоритетных программ и проектов предприятия.

При разработке инновационной политики могут использоваться следующие подходы

1. Целью инноваций является получение значительной прибыли на определенном отрезке времени за счет "пионерства" в какой-либо области. При этом внедрение инновации и ее последующее распространение связываются с возможностью значительного снижения себестоимости и роста спроса на продукцию.

2. Целью внедрения является завоевание (закрепление) небольшого сегмента рынка с минимальной прибылью с последующим увеличением доли на рынке и прибыли.

При разработке инновационной политики затрагиваются следующие области деятельности: 1) исследования и разработки (поисковые, фундаментальные, прикладные исследования, ОКР, опытное производство и распространение инноваций); 2) повышение качества и сертификация продукции; 3) обновление производственной базы (техническое перевооружение); 4) создание, поддержание и развитие научно-технологического потенциала предприятия; 5) освоение рынка инноваций (разработка мероприятий, связанных с маркетинговой политикой).

При формировании инновационной политики инновация рассматривается с точки зрения наличия: 1) новых значимых технических решений, способных обеспечить рыночный успех и 2) специфических потребительских свойств (внешний вид, форма и т.д.), способных обеспечить успех при отсутствии значимых технологических решений.

Целью инновационной политики является создание условий для обеспечения эффективной деятельности предприятия на основе повышения его конкурентоспособности и конкурентоспособности продукции.

Для обеспечения высокой эффективности инновационной политики при ее проведении должны соблюдаться следующие принципы[2]: 1) целенаправленность, т.е. ориентация на достижение стратегических и тактических целей предприятия; 2) приоритетность, т.е. выбор важнейших направлений деятельности в настоящее время с учетом возможностей предприятия; 3) альтернативность проектных решений, т.е. разработка различных вариантов и выбор наилучшего из них; 4) комплексность, т.е. охват инновациями смежных сфер деятельности; 5) обоснованность, т.е. обоснование научно-технического, социального, экологического, экономического эффектов с учетом факторов внешней среды; 6) адаптивность, т.е. корректировка плана проведения инновационной политики и отдельных проектов в связи с изменением факторов внешней среды.

Инновационная политика формируется и корректируется под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды предприятия.

Основными факторами, способствующими реализации инновационной политики предприятия, являются[3]: 1) наличие резервов финансовых и материально-технических ресурсов на предприятии; 2) высокий уровень научнотехнологического потенциала предприятия; 3) наличии на предприятии системы управления качеством на основе международных стандартов ISO; 4) наличие системы материального и морального стимулирования инновационной деятельности; 5) наличие оптимальной законодательно базы и государственная поддержка проведения инновационной политики.

Повышение конкурентоспособности продукции вследствие проведения мероприятий инновационной политики можно охарактеризовать с помощью следующих показателей.

1. Уровень технологического развития (отношение объема продукции, произведенной по отдельным видам технологий (по высоким, новым, традиционным) к общему объему реализованной продукции).

2. Уровень экспортной ориентации (отношение объема продукции, реализованной па отдельных сегментах рынка (на мировом, внутреннем) к общему объему реализованной продукции).

3. Уровень сертификации (отношение объема продукции, произведенной но технологиям, сертифицированным по международным стандартам ISO, к общему объему произведенной продукции).

4. Уровень обновления (отношение объема новой продукции, освоенной в производстве, к общему объему произведенной продукции).

Инновационная политика организации находится в тесном взаимодействии с производственной, торговой, маркетинговой, инвестиционной политикой. Успешное осуществление инновационной деятельности возможно только в случае комплексного подхода к поставленным задачам и создании оптимальной организационной структуры, обеспечивающей инновационный процесс.

Согласно современной науке, в каждый конкретный период времени конкурентоспособная производственная единица (фирма, организация, предприятие), специализирующаяся на выпуске продукции для удовлетворения определенной общественной потребности, вынуждена работать над товаром, относящимся сразу к трем поколениям техники: уходящему, господствующему и нарождающемуся (перспективному). Каждое поколение техники проходит в развитии обособленный жизненный цикл. Пусть организация в отрезок времени от t1 до t3 работает над тремя поколениями техники А, В. С, последовательно сменяющими друг друга (рис. 10.5, 10.6)[4].

Рис. 10.5. Циклы выпуска сменяющих друг друга продуктов (А, В, С)

На стадии зарождения и начала роста выпуска продукта В (момент t1) затраты на его производство еще велики, спрос же пока мал, что ограничивает экономически оправданный объем производства. В этот момент объем выпуска продукта А (предыдущего поколения) весьма велик, а продукт С еще вообще не выпускается.

Рис. 10.6. Диаграммы структуры выпуска продукции организации в различные моменты времени[5]

На стадии стабилизации выпуска продукции поколения В (момент t2, этапы насыщения, зрелости и стагнации) его технология полностью освоена; спрос весьма велик. Это период максимального объема выпуска и наибольшей совокупной прибыльности данного продукта. Выпуск продукта А упал и продолжает падать (диаграмма "б"), С появлением и развитием нового поколения техники (продукта С), обеспечивающего более эффективное выполнение той же функции, начинается падение спроса на продукт В (момент t3) – объем его производства и прибыль, им приносимая, сокращаются, поколение же техники А вообще существует лишь в качестве реликта.

Видно, что стабильная величина совокупного дохода организации обеспечивается правильным распределением усилий между сменяющими друг друга продуктами (поколениями техники). Достижение такого распределения и является целью формирования и осуществления научно-технической политики организации. Оптимизация этой политики требует знаний о технических и технологических возможностях каждого из сменяющих друг друга (и конкурирующих между собой) поколений техники. По мере освоения технического решения его реальная способность к удовлетворению соответствующих потребностей общества и экономические характеристики изменяются, что обуславливает циклический характер развития поколений техники.

Однако определяющим в формировании конкурентоспособной инновационной политики организации служит то, что средства в развитие и освоение продукта нужно вкладывать значительно раньше, чем будет получен реальный эффект в виде завоеваний прочных позиций на рынке. Поэтому стратегическое планирование инновационной деятельности требует прогнозирования тенденций развития каждого поколения соответствующей техники на всех стадиях его жизненного цикла. Необходимо знать, в какой момент предлагаемое к освоению поколение техники достигнет максимума развития, когда к этой стадии придет конкурирующий продукт, когда целесообразно начать освоение, когда – расширение, а когда наступит спад производства.