Методы воспитания
Методы воспитания — общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение.
В данном пособии предлагается Вперед классификация методов воспитания:
• методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, пример, диспут, анализ воспитывающих ситуаций);
• методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников (поручение, упражнение, приучение, создание воспитывающих ситуаций);
• методы стимулирования деятельности и поведения воспитанников (требование, соревнование, поощрение, наказание, "взрыв", метод естественных последствий);
• методы самовоспитания (рефлексия, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение и др.);
• методы контроля и самоконтроля (педагогическое наблюдение, беседа, педконсилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций).
Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания отличается один от другого тем, на какую сущностную сферу человека он оказывает доминирующее, более сильное и направленное воздействие.
Педагогическое воздействие — одновременное целенаправленное обращение к сознанию и поведению личности, к разным сторонам ее отношенческой деятельности.
Рассмотрим каждую группу методов. Но до этого прочитайте высказывание Л. Н. Толстого и выскажите свою аргументированную позицию: "...Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, не плодотворно, не законно и не возможно. Права воспитания не существует. Я не признаю его..."
Методы формирования сознания
Методы формирования сознания — методы воздействия на интеллектуальную сферу личности для формирования взглядов, понятий, установок, суждений, оценок.
Задачи:
• формирование новых или дальнейшее развитие изменившихся представлений, понятий и ценностей;
• выработка правильного отношения воспитуемых к тем или иным поступкам или отношениям;
• привнесение морали в сознание школьников;
• выработка умений анализировать и оценивать свои поступки, действия, поведение в целом (обучение рефлексии);
• формирование адекватной самооценки.
Воспринимая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогами своей позиции, ее доказательность. При этом учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.
Эффективность этой группы методов обеспечивается учетом следующих условий:
• опора на личный опыт учащихся, на практическую коллективную деятельность;
• создание эмоционального подкрепления (печали, радости, сочувствия и т.п.);
• активизация восприятия (активное включение самих воспитанников в обсуждение, приведение примеров, подбор литературных текстов, участие в инсценировании нравственных ситуаций и т.п.);
• авторитетность воспитателя;
• учет уровня воспитанности учащихся и детского коллектива;
• незаконченность формулировок, понятий, суждений, оценок.
Несколько слов о последнем условии. Любые мысли, получаемые извне, чаще всего порождают реакцию неприятия, несогласия, и не потому, что они неверны, а потому что навязываются принудительно. Успех достигается тогда, когда в человеке вместо сопротивления удается породить отклик, пробудить его собственную активность. Поэтому, внушая ребенку те или иные идеи, мысли, нормы, надо вовремя остановиться, не договорить до конца, не формулировать итога, заключения. Запущенное п движение мышление воспитанника не может остановиться, он додумывает мысль до конца, и она становится его собственной. Мысль, рожденная изнутри, будет побуждать к соответствующей аргументации в ее защиту. Умение вовремя остановиться — трудное умение, и его учителю надо формировать в себе всю жизнь.
Отчего погас светильник? Я заслонил его своим плащом, Чтобы спасти ею от ветра; Вот отчего погас светильник. Отчего завял цветок? Я прижал его к сердцу С мучительной любовью; Вот отчего завял цветок.
Р. Тагор
Рассказ — небольшое по объему связное изложение (в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и поступков. Рассказ возбуждает положительные чувства, учит сопереживанию, раскрывает ОГЛАВЛЕНИЕ той или иной нормы, представляет положительный или ярко-отрицательный образ героя: трус, лгун, зазнайка, невежа или герой, честный, мужественный.
Беседа — вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки собственных оценок. Проводимые беседы с целью формирования нравственных понятий, суждений и оценок: о долге, нравственности, добре и зле, патриотизме, честности, справедливости и т.п., носят название этических бесед.
Лекция — последовательное монологическое изложение системы нравственных идей и их доказательства и иллюстрирования. Цель — убедить в справедливости излагаемых идей, предложить систему аргументированных понятий и суждений.
Диспут — спор, путь мобилизации активности воспитанников для выработки правильных суждений и установок; способ обучения борьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей.
Диспуты надо готовить заранее: предложить тему, подготовить по 1—2 воспитанника, которые начнут диспут, выскажут различные позиции и аргументацию за них, будут вести диспут. Условия проведения диспута: тактичность всех выступающих, запрет перехода на личности и выяснение отношений, доверительность обстановки, аргументированность и убедительность суждений воспитателя, отсутствие в конце какого-либо единого решения, не лидирующая внешне позиция воспитателя. Воспитатель должен участвовать в диспуте как равный (внешне) участник, который, как и псе высказывает свою точку зрения. Ведут диспут сами воспитанники.
Анализ воспитывающих ситуаций — способ показа и анализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иных конфликтах, проблемных нравственных ситуациях. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы нравственной ориентации, высоконравственные установки, которые в дальнейшем не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. В условиях школы полезно формировать у детей способность к суждениям на основе принципа справедливости, по методу решения диллем (необходимости выбора между двумя возможностями), предложенный Кольбергом.
Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы "за" и "против". Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость. По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Дилеммы может создать любой учитель при условии, что каждая из них должна: 1) иметь отношение к реальной жизни школьников; 2) быть по возможности простой для понимания; 3) быть незаконченной; 4) включать два или более вопроса, наполненных нравственным ОГЛАВЛЕНИЕм; 5) предлагать на выбор учащимся варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: "Как должен вести себя центральный герой?" Такие дилеммы всегда порождают спор в классе, где каждый приводит свои доказательства, а это даст возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях.
Пример — метод, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности. Построен на склонности детей к подражанию. Опираясь на идеал, пример, достойный подражания, сложившиеся нормы, ребенок часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием. В детской литературе для дошкольников и младших школьников есть условно-отрицательные герои, такие как Пеппи — длинный чулок, Незнайка, Буратино и др. — озорные, непослушные, обаятельные человечки. В них ярко показаны все особенности поведения детей, но без назиданий, нотаций и унижения, весело и с юмором. Дети видят себя в этом зеркале и учатся не быть на них похожими, когда они совершают неважные поступки и брать с них пример в положительных ситуациях. "...Примеры пристают или не пристают не потому, что они хороши или плохи, а потому, что они соответствуют или не соответствуют каким-то внутренним потребностям человека, особенностям жизненной ситуации, в которой он находится" (И. С. Кон).