Методы внешнеторгового регулирования
Во внешнеторговом регулировании используются экономические (таможенно-тарифные) и административные (нетарифные) методы. Первые воздействуют через стоимостные показатели на объект внешнеторговой политики: динамику, объем, структуру и географию внешнеторговых потоков. Сюда относятся: таможенная пошлина, таможенный режим, порядок определения таможенной стоимости товаров, система тарифных льгот и т. д. Вторые - административные - позволяют государству осуществлять непосредственное вмешательство в процесс внешней торговли. К ним относятся:
o контингентирование (определение перечня товаров, подпадающих под централизованный контроль над их ввозом/вывозом в пределах установленных количественных или стоимостных квот в течение определенного периода времени);
o квотирование (установление доли ввозимого (вывозимого) товара с целью ограничения импорта (экспорта) товара в отношении его количества и (или) стоимости);
o лицензирование (метод регулирования импорта (экспорта), предусматривающий получение от государственных органов специального разрешения (лицензии) на пропуск через таможенную границу Российской Федерации отдельных видов товаров).
Таможенно-тарифный метод основывается на использовании импортных и экспортных таможенных пошлин. Установление пошлин осуществляется в целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в ее экономике.
Другие виды экономических методов реализуются в первую очередь через валютно-финансовую и банковско-кредитную сферы экономики. Так, важнейшими инструментами валютно-финансового и кредитного регулирования являются изменение валютного курса, девальвация, ревальвация, валютный паритет, манипулирование банковским процентом, импортные депозиты и т. д. Государство может воздействовать па внешнеторговую деятельность и посредством мер стимулирования экспорта - экспортных субсидий, кредитов, страхования, освобождения от внутренних налогов и возврата налогов и т. д.
Нетарифное регулирование наряду с контингентированием, квотированием и лицензированием может осуществляться путем установления:
o запретов экспорта и/или импорта, исходя из национальных интересов;
o разрешительной системы ввоза и/или вывоза отдельных видов товаров;
o требования оформления специальных сертификатов - сертификата соответствия (безопасности), санитарного, фитосанитарного, ветеринарного сертификатов и др.
Разрешительная система предполагает введение решениями Правительства РФ дополнительного контроля за ввозом и вывозом отдельных товаров со стороны государственных контролирующих органов. Таможенное оформление таких товаров производится при условии предоставления специального разрешения на ввоз или вывоз, выданного соответствующей контролирующей инстанцией.
Разрешительная система установлена в отношении:
o лекарственных средств - при ввозе и вывозе;
o радиоэлектронных и высокочастотных средств - при ввозе;
o оружия и боеприпасов - при ввозе и вывозе;
o культурных ценностей - при ввозе и вывозе;
o источников ионизирующего излучения - при ввозе;
o продукции животного и растительного происхождения - при ввозе и вывозе;
o некоторых других товаров.
Основным источником права по таможенно-тарифному регулированию является Закон РФ "О таможенном тарифе". Таможенный тариф - это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).
Укрупненно таможенно-тарифная система представлена на схеме 8.1.
Схема 8.1. Укрупненная таможенно-тарифная система