Методы управления рисками

Обычно выделяют следующие методы управления рисками: уклонение, локализация, диссипация, компенсация. Схема методов управления рисками приведена на рис. 6.6.

Рис. 6.6. Методы управления риском на предприятии

Методы, основанные на передаче рисков, обычно рассматривают как самые надежные, мотивируя это тем, что затраты, связанные с передачей рисков, легко определить и оценить. По общему правилу, передача рисков выгодна для обеих сторон при соблюдении следующих условий:

– потери, которые могут быть велики для стороны, передающей риск, могут оказаться незначительными для стороны, риск принимающей;

– принимающая сторона может находиться в лучшем положении для снижения потерь или контроля за хозяйственным риском, чем сторона, передающая риск.

К наиболее распространенным типам контрактов относятся:

1) договоры строительного подряда. Все риски, связанные со строительством, берет на себя строительная фирма. В соответствии со ст. 741 ГК РФ риск случайной гибели или повреждения объекта до его приемки заказчиком несет подрядчик;

2) лизинг машин и оборудования. Часть рисков остается у собственника имущества (увеличение ставки налога на имущество, моральный и физический износ);

3) контракты на хранение и перевозку грузов. Объем передаваемых рисков зависит от статуса сторон и условий договора. Обычно передаются обязательственные срочные риски. Предметом передачи в данном случае являются финансовые риски, связанные с порчей или потерей имущества в процессе их транспортировки или проведения погрузо-разгрузочных работ. Потери, связанные со снижением рыночной цены продукции, несет само предприятие, даже если это снижение вызвано задержкой в доставке груза;

4) контракты продажи, обслуживания, снабжения;

5) договор факторинга (финансирование под уступку денежного требования) связан с передачей риска безнадежной дебиторской задолженности. Предметом передачи является кредитный риск предпринимательской фирмы, который передается коммерческому банку или специализированной факторинговой компании за определенную плату.

При контрактной передаче рисков необходимо учитывать следующие моменты:

– распределение рисков между сторонами должно быть четким и недвусмысленным;

– принимающая сторона должна иметь значительные полномочия для того, чтобы быстро выполнить все принятые на себя обязательства;

– риск должен передаваться по цене, одинаково привлекательной для обеих сторон.

Наиболее часто применяющиеся приемы минимизации рисков по хозяйственным контрактам представлены в табл. 6.9.

Таблица 6.9

Минимизация рисков по хозяйственным контрактам

Вид риска

Возможные действия предпринимателя

Несоблюдение партнером обязательств по контракту

1. Составление протокола о намерениях, где оговаривается срок, в течение которого обе стороны, заключающие контракт, могут внести в него изменения.

2. Указание в протоколе о намерениях размера материальной ответственности сторон в случае отказа от подписания контракта.

3. Вступление контракта в силу не с момента подписания, а с момента согласования.

4. Указание в контракте условий рассмотрения споров через третейский суд.

5. Введение в контракт системы штрафных санкций за каждое взятое обязательство по контракту (размер санкций определяется по договоренности сторон).

6. Введение условия уплаты неустойки в размере 0,1% за каждый день невыполнения обязательств

Неплатежеспособность

партнера

1. Вступление контракта в силу после поступления средств на расчетный счет исполнителя.

2. Передача права собственности заказчику только после 100%-ной оплаты.

3. Использование услуг банка по аккредитивной форме расчетов.

4. Введение в контракт условия залоговых платежей.

5. Заключение с банком договора на факторинговое обслуживание возможной дебиторской задолженности

Также к группе методов, связанных с передачей риска, относят залог, поручительство и банковскую гарантию.

Залог – способ обеспечения обязательства, при котором кредитор (залогодержатель) приобретает право в случае его неисполнения должником (залогодателем) получить удовлетворение за счет заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами (ст. 334 ГК РФ). В обращении взыскания на заложенное имущество залогодержателю может быть отказано, если допущенное должником нарушение обязательства крайне незначительно и размер требований залогодержателя явно несоразмерен стоимости заложенного имущества. Залог может быть осуществлен в следующих вариантах:

– оставлен с правом или без права пользования у залогодателя;

– передан залогодержателю (кроме ипотеки и заложенных товаров в обороте) с правом или без права пользования.

Договор залога заключается в письменной форме и должен содержать следующие условия: предмет залога и его оценка, сущность, размер и сроки исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом, а также любые другие условия, относительно которых по требованию одной из сторон достигнуто согласие.

Потенциальное залоговое имущество должно отвечать ряду требований, среди которых выделяют следующие.

1. Качество передаваемых товарно-материальных ценностей, т.е. их ликвидность (возможность быстрой реализации), относительную стабильность цен, возможность страхования (заложенное имущество страхуется за счет залогодателя, если иное не предусмотрено договором).

2. Возможность кредитора контролировать сохранность залога.

3. Достаточность объекта залога для обеспечения суммы испрашиваемого кредита. Заложенное имущество должно обеспечивать сумму основного долга, проценты, неустойку, а также возмещение убытков, причиненных просрочкой исполнения обязательств (так называемой упущенной выгодой, т.е. неполученных доходов, на которые мог бы рассчитывать кредитор в обычных условиях) и расходов залогодержателя на ОГЛАВЛЕНИЕ заложенной вещи, ее взыскание и реализацию.

Предметом залога может быть, за некоторыми исключениями, любое имущество, в том числе вещи и имущественные права. К конкретным видам залогового имущества относятся:

– ликвидные производственные товары и запасы;

– оборудование и транспортные средства;

– дебиторская задолженность (при условии платежеспособности должников). В данном случае возможно заключение договора факторинга – банк покупает у своего должника право на получение дебиторской задолженности и сам получает деньги с дебиторов;

– ликвидные ценные бумаги – акции, облигации и т.д.;

– депозитные рублевые и валютные вклады, находящиеся в банке-кредиторе;

– драгоценные металлы и ювелирные изделия;

– имущественные права – на получение арендных платежей, выручки по заключенным контрактам, дивидендов по акциям, лицензионных платежей;

– недвижимость.

Поручительство и банковская гарантия представляют собой форму полной или частичной ответственности поручителя (гаранта) перед кредиторами за возврат долга должником.

Согласно ст. 361 ГК РФ "но договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательств полностью или в части". При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства, обеспеченного поручительством, должник и поручитель несут солидарную ответственность, т.е. кредитор вправе требовать исполнения обязательства от любого из них. При этом законом или договором может быть предусмотрена субсидиарная (дополнительная) ответственность поручителя. В этом случае требование сначала предъявляется к должнику, а при невозможности или при неполном удовлетворении требования – к поручителю. Важной особенностью поручительства является то, что поручитель имеет право выдвигать против требования кредитора все те возражения, которые мог бы предоставить сам должник.

В соответствии со ст. 368 ГК РФ "в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая компания (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлению бенефициаром платежного требования о ее уплате". Банковская гарантия, в отличие от поручительства, является абстрактной сделкой, т.е. обязательство гаранта перед кредитором не зависит от основного обязательства, в обеспечение которого она выдана. Гарант может отказать кредитору в удовлетворении его требования, лишь если требование не соответствует условиям гарантии или представлено после окончания определенного в ней срока.

При использовании страхования как способа минимизации риска необходимо учитывать следующее:

– невозможность предусмотреть все риски деятельности в одном страховом полисе;

– завышенная величина выплат по страховкам не всегда относится на издержки производства или обращения и не оказывает влияния на балансовую прибыль предприятия;

– незастрахованные убытки могут оказать значительное влияние на прибыль предпринимателя.

Методы, связанные с сохранением риска (локализация, диссипация или компенсация рисков) применяются, когда предприятие само вынуждено нести риски. Как правило, именно эти методы применяются при управлении рисками инновационных проектов. Это обусловлено тем, что инновационные проекты неохотно финансируются банками, а также в силу новизны и небольшого размера предприятие не может предоставить ликвидный залог, найти поручителя или гаранта или заключить договор страхования. Поэтому из методов передачи риска для инновационных мероприятий зачастую доступны лишь специальные условия контракта. Большую часть рисков предприятие сохраняет и преодолевает негативные события собственными силами.

Информация, полученная в ходе процессов управления рисками, нуждается в документировании. Это позволяет сократить затраты на управление рисками проекта. Для документирования создается специальный журнал рисков проекта. Пример шаблона журнала рисков проекта показан в табл. 6.10.

Таблица 6.10

Пример шаблона журнала рисков проекта

Идентификатор риска

WBS

Ранг

Дата обнаружения

Ответственное лицо

Описание

Стратегия

Статус

Дата исключения

Описание полей:

– идентификатор риска – уникальный код, присвоенный в соответствии с разработанной классификацией, типологией и системой идентификации рисков;

– WBS – количество задач иерархической структуры работ, связанных с данным риском;

– ранг – присваивается по итогам качественного анализа. В системе не должно быть рисков с одинаковым рангом;

– дата обнаружения – дата, когда риск был выявлен;

– ответственное лицо – лицо из команды проекта или руководства предприятием, назначенное ответственным за данный вид риска;

– описание – краткое описание факторов, вероятности наступления и последствий данного риска для проекта;

– стратегия – методы управления риском, признанные приемлемыми для данного вида риска;

– статус – регулярная фиксация любых изменений, связанных с данным видом риска, начиная с самых последних. Информация регулярно обновляется;

– дата исключения – дата, когда вероятность данного риска снижается до 0. В этом случае информация об исключении фиксируется в последнем статусе, и ранг риска убирается.

Фиксируя риски в журнале, следует выполнять следующие действия.

1. Назначить лиц, ответственных за каждый из выявленных рисков.

2. Ранжировать риски и обновлять их ранги в ходе применения методов управления. Это позволяет выявить наиболее важные риски и контролировать их.