Лекция 5. Методы управления

В результате изучения темы студенты должны:

знать

• методы управления;

• особенности различных методов управления;

уметь

• выбирать методы управления в зависимости от управленческой ситуации;

владеть

• приемами выбора методов управления в соответствии с проблемами организации.

Система методов управления

Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения поставленных целей.

Слово "метод" – греческого происхождения (methodos), что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Методы управления реализуют основное ОГЛАВЛЕНИЕ управленческой деятельности. Они – наиболее подвижные и активные элементы системы управления, носят альтернативный характер и направлены на реализацию целей и принципов управления. Методы связаны с ОГЛАВЛЕНИЕм труда работников аппарата управления и в совокупности представляют собой сложную систему. Система методов управления – это способы и приемы, с помощью которых менеджеры выполняют закрепленные за ними функции.

Методы управления применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и к отдельным сотрудникам. Число методов управления и их сочетаний безгранично, что определяется сложностью и многообразием решаемых задач при регулировании деятельности объектов управления. На практике, как правило, применяются одновременно различные методы управления, их сочетания и комбинации, так как они органически дополняют друг друга. Методы управления должны находиться в постоянном динамическом равновесии в зависимости от реальных условий деятельности организаций.

По содержанию методы управления подразделяются на следующие:

– организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

– экономические, обусловленные экономическими отношениями;

– социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

Различия между организационно-административными, экономическими и социально-психологическими методами управления видны из табл. 5.1.

Таблица 5.1

Различия организационно-административных, экономических и социально-психологических методов управления

Характеристика

Организационноадминистративные (принуждение)

Экономические (побуждение и принуждение)

Социально- психологические (побуждение)

Основа применения

Угроза наказания

Возможность увеличить доход

Достижение психологического комфорта

Подходы к реализации

Жесткие

Адаптивные к ситуации

Адаптивные к личности

Требования к субъекту

Исполнительность, организованность

Профессионализм

Профессионализм, умение работать в команде, инициативность

Все методы управления воздействуют обычно комплексно, поэтому не следует противопоставлять различные методы друг другу, подразделяя на главные и второстепенные. Напротив, их надо рассматривать в единстве и взаимосвязи, ибо их комплексное использование способствует оптимальному достижению поставленных целей.

Организационно-административные методы управления

С помощью организационно-административных методов создаются необходимые условия функционирования организации. Объективной основой использования этих методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку эти методы реализуют одну из важнейших функций управления – функцию организации, задача организационно-административной деятельности состоит в координации действий коллектива.

Суть этих методов заключается в осуществлении менеджером практических мер, направленных на обеспечение согласованного поведения сотрудников с целью достижения оптимального результата. Организационно-административные методы непосредственно воздействуют на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, через контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д. Они призваны обеспечивать организационную четкость и дисциплину труда, повышать эффективность функционирования всей системы за счет лучшей организации управления.

Организационно-административные методы, используемые на уровне организации, способствуют достижению целей предприятия путем использования таких видов деятельности, как:

– формирование оптимальной структуры;

– рациональная организация и координация трудовой деятельности работников;

– регламентирование компетентности и ответственности подразделений;

– назначение и перемещение в должности;

– устранение дестабилизирующих факторов;

– распорядительство ресурсами, сроками исполнения, полномочиями;

– применение контроля, санкций и т.д.

Организационно-административные методы отличаются от других методов четкой адресностью директив, обязательностью выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Директивные команды обязательны для выполнения, причем в установленные сроки, даже если это невыгодно исполнителю. По сути, организационно-административные методы управления – это методы принуждения, т.е. происходит подчинение одной воли другой. Однако формы такого подчинения должны носить самый благожелательный характер, способствовать прогрессу в коллективе и не вызывать нежелательных эмоций типа унижения, неловкости, досады, раздражения, а иногда и стрессов, что исключает всякое взаимопонимание между управляющей и управляемой системами.

Организационно-административные методы можно разделить на два крупных блока: методы организационного воздействия и методы административного воздействия (табл. 5.2).

Таблица 5.2

Организационно-административные методы управления

Организационные

Административные

Нормирование

Приказы

Планирование

Распоряжения

Инструктаж

Директивы

Распорядительство

Указания

Контроль

Резолюции

К методам организационного воздействия относятся: организационное нормирование и планирование, организационный инструктаж, организационное распорядительство, контроль.

Для организационного нормирования используются:

– технические стандарты, нормали, технические условия;

– организационно-структурные нормативы (организационные структуры, типовые схемы управления и т.п.);

– оперативно-календарные нормативы, регламентирующие протекание i фоиз водственных н роцессов;

– административно-организационные нормативы (правила внутреннего распорядка, правила найма и т.п.).

Организационное планирование реализуется путем оперативно-производственного планирования, что свидетельствует о тесной связи организационно-административных методов управления с экономическими. Организационное планирование включает четыре основных элемента:

1) задание, определяющее объем работы;

2) качественные показатели (структура производства, качество услуг);

3) лимиты ресурсов (обеспечение производства);

4) план организационно-технических мероприятий.

Организационный инструктаж предполагает инструктирование специалистов и служащих в системе управления для оказания им помощи при устранении трудностей, возникающих в процессе реализации управленческих решений.

Организационное распорядительство – это своевременная выдача распоряжений основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениям предприятия.

Организационный контроль – это программа исполнения решений и распоряжений различных органов управления данного предприятия, а также вышестоящей организации.

Методы организационного воздействия не могут оставаться неизменными на протяжении длительного периода и требуют регулярного пересмотра и корректировки.

Методы административного воздействия представляют собой действие, осуществляемое с помощью приказов, распоряжений, директив, указаний, резолюций.

Приказ – это письменное или устное распоряжение руководителя, которое направлено на решение конкретной задачи и которое предписывает: что, когда, кому следует сделать. При этом обычно четко определяется ответственность исполнителя.

Приказ должен быть надлежащим образом оформлен и соответствовать нормам административного права, иначе он не является правомерным в юридическом отношении.

Распоряжение – управленческая команда руководителя, направленная на решение частных вопросов. Как правило, распоряжение используется для конкретизации задач в рамках отдельных структурных подразделений.

Директива – решение о целях перспективного развития объекта управления. Директивы, как правило, определяют общую цель, связанную с политикой и миссией фирмы. Они обычно рассчитаны на длительный срок и требуют качественных изменений приемов работы.

Указания – постоянное распорядительное воздействие руководителя по разъяснению конкретных заданий.

Резолюция – распоряжение руководителя, зафиксированное на документе.

Методы административного воздействия должны осуществляться в ясной и краткой форме с учетом существующих этических норм.

Таким образом, административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности.

Главный недостаток административных методов управления состоит в том, что они ориентируют исполнителей на достижение заданных результатов, а не на их рост, т.е. поощряют исполнительность, а не инициативу.

Высококвалифицированный социально развитый человек является менее подходящим объектом административного (а тем более бюрократического) управления. Это одна из причин того, что методы директивного управления становятся менее эффективными.

Однако ослабление внешней регламентации и контроля трудовой и хозяйственной деятельности ведет к усилению элементов стихийности в развитии экономики. Становится необходимой сложная и разветвленная система экономических стимулов и санкций. Между тем разработать, провести в жизнь и освоить систему экономического управления хозяйством неизмеримо сложнее, чем управлять с помощью директив и приказов.

Задача, следовательно, состоит в том, чтобы найти рациональное для тех или иных конкретных условий соотношение административных и экономических методов управления.

Методы административного воздействия должны осуществляться в ясной и краткой форме с учетом существующих этических норм.

Таким образом, административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины, ответственности.

Главный недостаток административных методов управления состоит в том, что они ориентируют исполнителей на достижение заданных результатов, а не на их рост, т.е. поощряют исполнительность, а не инициативу. Высококвалифицированный, социально развитый человек является менее подходящим объектом административного (а тем более бюрократического) управления. Это одна из причин того, что методы директивного управления становятся менее эффективными.